ГЛОССАРИЙ


п/п

Новое понятие

Содержание

1

Анкетирование

эмпирический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные вопросы, составляющие анкету

2

Беседа

широко распространенный в педагогической психологии и в педагогической практике эмпирический метод получения информации о человеке в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы

3

Валидность

означает соответствие используемого метода тому, что с его помощью изучается

4

Вербальные тесты

основаны на анализе собственных высказываний испытуемых

5

Воспитание

социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки их к общественной жизни и производительному труду

6

Воспитательная неуверенность

связана с потворствующей гиперопекой, пониженным уровнем требований к ребенку

7

Групповые тесты

допускают одновременное тестирование нескольких испытуемых

8

Индивидуальные
тесты

предназначены для работы психолога с каждым испытуемым в отдельности

9

Метод анализа продуктов
деятельности

целенаправленный, систематический анализ сочинений, изложений, текстов устных и письменных сообщений (ответов) учащихся, т.е. содержания, формы этих сообщений, что способствует пониманию педагогом личностной и учебной направленности обучающихся

10

Методы
воспитательного воздействия

конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение воспитанников для решения педагогических задач в совместной деятельности, общении воспитанников с педагогом-воспитателем

11

Методы оценки
и самооценки

методы, с помощью которых производится оценка поступков, стимулирование деятельности, оказывается помощь воспитуемым в саморегуляции их поведения (критика, поощрение, замечания, наказания, ситуации доверия, контроля, самоконтроля, самокритики)

12

Методы
убеждений

методы, с помощью которых формируются взгляды, представ-ления, понятия воспитуемых, происходит оперативный обмен информацией (внушение, повествование, диалог, доказательство, призывы, убеждение)

13

Методы
упражнений

методы, с помощью которых организуется деятельность воспитуемых и стимулируются позитивные ее мотивы (различные виды заданий на индивидуальную и групповую деятельность в виде поручений, требований, состязания, показа образцов и примера, создание ситуаций успеха)

15

Наблюдение

основной эмпирический метод целенаправленного систематического изучения человека

16

Надежность

показывает, что тест способен выявить устойчивые психологические характеристики человека и устойчив по отношению к воздействию случайных факторов, поэтому сохраняется в основном неизменность результатов теста и при повторном тестировании одного и того же человека в разных условиях, через длительные промежутки времени

17

Неразвитость родительских
чувств

связана с отсутствием у одного или у обоих родителей опыта восприятия родительского тепла в детстве. Иногда причинами являются родительский инфантилизм, молодость, высокий эгоцентризм

18

Неустойчивый стиль воспитания

связан с гиперопекой, низкой степенью удовлетворения потребностей ребенка, невниманием и одновременно – с недостатком требовательности

19

Общие тесты

предназначены для исследования какого-либо психологического свойства общего характера

20

Объект психологии воспитания

личность, развивающаяся в результате воспитательных воздействий

21

Родительская непоследовательность

восприятие ребенка родителями колеблется от потворствующей гиперопеки до эмоционального отвержения

22

Педагогика

исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспи-тания, определяет его принципы, содержание, формы и методы

23

Предмет психологии воспитания

психологические закономерности формирования человека как личности в условиях воспитания, в условиях целенаправленной организации педагогического процесса

24

Проекция на подростка собственных нежелаемых качеств

вариант «патологизирующей роли», порождающий эмоциональное отвержение подростка родителями, причиной которого является болезненное угадывание в ребенке своих полуосознанных и непринимаемых качеств

25

Профессиография

метод описательно-технической и психофизиологической харак-теристики профессиональной деятельности человека

26

Психодиагностика

это область специальных знаний, связанных с разработкой тео-рии, методологии и методик для точной оценки свойств, состо-яний или уровня психологического развития, достигнутого индивидом или группой

27

Психология

выявляет индивидуальные и возрастные особенности и законо-мерности развития и поведения людей, что служит важнейшей предпосылкой для определения способов и средств воспитания

28

Психология воспитания

отрасль психологической науки, изучающая закономерности и условия формирования социально значимых качеств личности в процессе воспитания

29

Самовоспитание

деятельность человека, направленная на изменение своей лич-ности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями

30

Сдвиг в установках относительно пола ребенка

означает предпочтение мужских или женских качеств его личности

31

Специальные тесты

оценивают некоторое особенное свойство, отличающее человека от других людей, например вербальное или образное мышление

32

Тестирование

психодиагностические методы использования стандартизиро-ванных тестовых методик выявления и количественной оценкиуровня развития познавательных, интеллектуальных, типоло-гических и личностных особенностей учащихся и педагогов

33

Точность

указывает на свойство метода улавливать тонкие различия в изучаемом с его помощью качестве

34

Фобия утраты ребенка

приводит к потворствующей или доминирующей родительской гиперопеке, тревожно прислушивающихся к любым детским желаниям или мелочно опекающих ребенка

35

Формы воспитания

способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся

36

Эксперимент

основной эмпирический метод научного исследования, получивший широкое применение в педагогической психологии, в ходе которого экспериментатор воздействует на исследуемый объект в соответствии с гипотезой исследования