Тарифные ограничения международной торговли

Таможенный тариф в узком смысле представляет собой перечень товаров, облагаемых таможенными пошлинами, применяемыми данной страной к импортируемым товарам, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Однако таможенный тариф в широком смысле может быть определен, как инструмент внешнеторговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком и как конкретная ставка таможенной пошлины.

Таможенная пошлина - обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

1) фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

2) защитную, относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

3) балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

Таможенные пошлины принято классифицировать по следующим признакам:

По способу взимания - специфические и адвалорные.

Специфическая пошлина - таможенная пошлина, взимаемая не со стоимости товара, а с учетом его физических характеристик: веса, объема и т.п. Внутренняя цена импортного товара внут)равна:

Pвнут = Pим + Tс,

где Рим - цена импорта (таможенная стоимость товара);

Тсставка специфической пошлины.

Специфическими пошлинами обычно облагаются не стандартизированные товары. Они имеют неоспоримое преимущество, поскольку не оставляют свободы для злоупотреблений. Однако уровень таможенной защиты с помощью специфических пошлин сильно зависит от колебания цен на товары.

Адвалорная пошлина - таможенная пошлина, которая устанавливается в виде процента от таможенной стоимости товара. Адвалорные пошлины применяются обычно при обложении товаров, которые имеют различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы.

При применении адвалорного тарифа внутренняя цена импортного товара составит:

Pвнут = Pим (1 + Тад),

где Рим – цена импорта (таможенная стоимость товара);

Тад – ставка адвалорной пошлины.

Адвалорные пошлины поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего рынка независимо от колебания цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета, однако адвалорные пошлины предусматривают необходимость таможенной оценки товара для целей обложения пошлиной. Поскольку цена товара может колебаться под воздействием многочисленных экономических (обменный курс, процентная ставка и пр.) и административных (таможенное регулирование) факторов, применение адвалорных пошлин связано с субъективностью оценок, что оставляет место злоупотреблениям.

По объекту обложения пошлины бывают:  импортные, экспортные, транзитные.

Импортные пошлины – таможенные пошлины, которыми облагаются импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции.

Экспортные пошлины - таможенные пошлины, которыми облагаются экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет.

Транзитные пошлины - таможенные пошлины, которыми облагаются товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны.

Различают также пошлины: сезонные, антидемпинговые и компенсационные.

Сезонные пошлины - таможенные пошлины, которые предназначены для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в году, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается.

Антидемпинговые пошлины - таможенные пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров.

Компенсационные пошлины - таможенные пошлины, которыми облагается импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

В зависимости от страны происхождения товара различают пошлины: автономные, конвенционные, преференциальные.

Автономные пошлины - таможенные пошлины, которые вводятся на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются соответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики).

Конвенционные пошлины - таможенные пошлины, которые устанавливаются на базе двустороннего или многостороннего соглашения или соглашений о таможенном союзе.

Преференциальные пошлины - таможенные пошлины, которые имеют более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, обложение осуществляется на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран, чтобы поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта.

Режим наибольшего благоприятствования - режим экономических отношений между государствами, закрепленный специальным условием в международных договорах, в соответствии с которым одно государство обязуется предоставить другому такие же права и льготы, какие им предоставлены или будут предоставлены в дальнейшем любому третьему государству. Таким образом, режим наибольшего благоприятствования не означает для отдельно взятого государства каких-либо особых льгот и привилегий, а предусматривает лишь равный с отдельными государствами, т.е. недискриминационный статус. Обычно режим наибольшего благоприятствования практикуется в межгосударственных торгово-договорных отношениях и означает порядок в международной торговле, при котором уровень таможенных пошлин и сборов, взимаемых при импорте товаров из государства, пользующегося этим режимом, не должен превышать аналогичные пошлины и сборы, взимаемые с товаров любой другой страны.

По типам ставок пошлины бывают: постоянные, переменные.

Постоянные пошлины - таможенные пошлины, которые единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств.

Переменные пошлины - таможенные пошлины, которые могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних субсидий). Такие пошлины используются в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.

По способу вычисления различают пошлины: номинальные и эффективные.

Номинальные пошлины - таможенные пошлины, которые указаны в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свой импорт или экспорт.

Эффективные пошлины - реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом пошлин, которыми облагаются импортируемые узлы и детали этих товаров.

Структура тарифов многих стран прежде всего обеспечивает защиту национальных производителей готовой продукции, особенно не препятствуя ввозу сырья и полуфабрикатов.

Тарифная эскалация - повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста их обработки.

Чем выше процентный рост ставки тарифа по мере продвижения от сырья к готовой продукции, тем выше степень защиты производителей готовой продукции от внешней конкуренции.

Тарифная эскалация в развитых странах стимулирует производство сырья в развивающихся странах и консервирует их технологическую отсталость, поскольку только сырьевой продукцией, таможенное обложение которой минимально, они реально могут пробиться на их рынок. В то же время рынок готовой продукции практически закрыт для развивающихся стран в силу существующей тарифной эскалации, которая имеет место в большинстве развитых государств.

В результате введения тарифа любой страной возникает несколько экономических эффектов, среди них следует отметить следующие:

§  Эффект доходов, который представляет собой объем увеличения доходов бюджета в результате обложения импорта пошлиной. Он исчисляется как размер импорта страны после введения тарифа, умноженный на размер таможенной пошлины. Эффект доходов не представляет собой потерю для экономики страны, но является потерей для потребителей, поскольку их доходы изымаются государством в доход бюджета. Происходит перемещение доходов из частного в государственный сектор;

§  Эффект передела представляет собой перераспределение доходов от потребителей к производителям продукции, конкурирующей с импортом. Вычисляется как разность между дополнительной прибылью, получаемой производителями в результате введения импортного тарифа, и его дополнительными издержками на производство дополнительного количества товара.

§  Эффект защиты показывает экономические потери страны, возникающие в результате необходимости внутреннего производства под защитой тарифа дополнительного количества товаров при более высоких издержках. По мере того как растет защита внутреннего рынка с помощью тарифов, все больше количество ресурсов, не предназначенных специально для производства данного товара, задействуется для его производства. Это приводит к более высоким издержкам производства по сравнению с теми, которые страна понесла бы, покупая товар по более низкой цене у иностранного поставщика. Эффект защиты возникает в результате того, что более эффективные в производстве иностранные товары замещаются на внутреннем рынке менее эффективными в производстве местными товарами.

§  Эффект потребления возникает в результате того, что сокращается потребление товара в результате роста его цены на внутреннем рынке.

Обеспечить некоторый положительный экономический эффект может лишь страна которая считается большой. Следует отметить, что в мировой экономике страна считается большой, если изменение спроса с ее стороны на импортные товары приводит к изменениям мировых цен. Однако и в этом случае положительный экономический эффект возникает, только если прибыль от улучшения условий торговли перекроет потери, возникающие из-за необходимости увеличивать менее эффективное внутреннее производство товаров и из-за сокращения внутреннего потребления. Ставка тарифа может оказаться настолько высокой, что перекроет импорт вообще, сделав экспорт товара в данную страну невыгодным для иностранных поставщиков. Поэтому возникает проблема нахождения оптимального уровня тарифа.

Оптимальная ставка тарифа - уровень тарифа, обеспечивающий максимизацию уровня национального экономического благосостояния.

При невысоком номинальном уровне тарифа на импорт товара большой страной существует возможность нахождения его оптимальной ставки (рис. 2).

Рис. 2. Оптимальная ставка тарифа

При отсутствии тарифа (Т=0) экономическое благосостояние большой страны находится на уровне D1. Максимальное положительное воздействие тарифа на экономическое благосостояние достигается при оптимальном уровне тарифа То, при котором за счет превышения выигрыша от улучшения условий торговли над потерями от введения тарифа экономическое благосостояние возрастает до уровня D2. Затем, по мере увеличения ставки тарифа, экономические потери начинают все более перекрывать получаемый выигрыш до тех пор, пока уровень тарифа не станет настолько высоким, или запретительным (Тр), что импорт товара в страну потеряет экономический смысл. Из-за отсутствия более дешевого импорта экономическое благосостояние страны упадет на уровень D3. Дальнейшее увеличение ставки тарифа уже никак не сможет сказаться на экономическом благосостоянии поскольку импорта просто не будет.

Следует отметить, что ставка оптимального тарифа всегда положительна и находится в промежутке между 0 и запретительной ставкой тарифа. Оптимальный тариф ведет к экономическому выигрышу одной страны, но к потерям мировой экономики в целом, поскольку является лишь перераспределением доходов от одной страны к другой.

Аргументы в пользу ограничения свободной торговли достаточно многообразны и противоречивы. Главными из них являются следующие:

·      таможенные тарифы позволяют защитить оборонные отрасли промышленности, которые необходимо развивать независимо от критерия экономической эффективности размещения ресурсов, так как в случае войны очень важна самообеспеченность экономики их продукцией;

·      таможенные тарифы позволяют увеличить внутреннюю занятость ресурсов и простимулировать совокупный спрос, что особенно важно в период приближения циклического спада производства. В результате ограничений импорта относительно возрастает величина чистого экспорта как компонента совокупного спроса, что способствует росту занятости и выпуска, а также улучшению состояния платежного баланса страны по счету текущих операций;

·      таможенные тарифы необходимы для защиты новых "молодых" отраслей национальной экономики, порожденных научно-техническим прогрессом, от конкуренции более зрелых и эффективных иностранных фирм;

·      таможенные тарифы необходимы для защиты монокультурных экономик от разрушительных колебаний конъюнктуры мирового рынка;

·      использование оптимального тарифа: в случае, если страна способна оказывать влияние на мировые цены, можно найти такой уровень ставки тарифа, который принесет ей чистый выигрыш;

·      при решении отдельных чисто внешнеторговых проблем введение таможенных тарифов иногда является эффективнее любых других экономических мероприятий;

·      если правительство не использует таможенные тарифы, то иностранные фирмы, использующие более дешевую рабочую силу, могут увеличить приток дешевого импорта на внутренний рынок. В результате снижения внутренних цен снизится и заработная плата, что может послужить основой для снижения уровня жизни в стране;

·      таможенные тарифы необходимы для защиты отечественных производителей от демпинга (англ. dumping - сбрасывание) - продажи на внешнем рынке товара по ценам ниже существующих на идентичный продукт на внутреннем рынке. Обычно демпинг является результатом монопольной рыночной власти и используется в целях ее укрепления.

Аргументы против ограничения свободной торговли:

·      таможенные тарифы почти всегда снижают уровень благосостояния в торгующих странах;

·      одностороннее введение тарифов нередко приводит к торговым войнам, которые подрывают стабильность международной торговли и мировой экономики в целом. Торговые партнеры страны, применившей в одностороннем порядке импортный тариф для защиты своих потребителей от наплыва более дешевых товаров из-за рубежа, рискуют испытать на себе ответные тарифные санкции, которые чаще всего затрагивают основные экспортные товары;

·      тариф приводит к увеличению налогового бремени на потребителей, которые из-за тарифа вынуждены покупать как импортные, так и аналогичные местные товары по более высоким ценам. Кроме того, импортный тариф приводит к общему повышению уровня цен и, как неизбежное следствие, стоимости жизни в стране;

·      тариф ведет к сокращению общего уровня занятости. Защищая рабочие места на местных предприятиях, производящих товары, конкурирующие с импортом, импортный тариф в то же время приводит к сокращению занятости в экспортном и других связанных с ним секторах. Сокращение экспорта из-за ограничения импорта может оказаться настолько значительным, что положительное влияние от введения тарифа на уровень занятости в отраслях, конкурирующих с импортом, может быть перекрыто отрицательным влиянием на занятость в экспортных отраслях;

·      как правило, к цели достигнутой с помощью учреждения тарифов, можно прийти другим путем, причем с лучшими результатами и меньшими издержками.