Сущность, типы и факторы внешнеэкономической политики государства

Внешнеторговая политика представляет собой относительно самостоятельное направление внешнеэкономической политики, связанное с государственным регулированием внешней торговли через налоги и прямые ограничения импорта и экспорта.

В сфере внешней торговли государство в лице его исполнительной и законодательной власти призвано:

o  защищать общенациональные интересы и превратить внешнюю торговлю в фактор экономического развития и роста;

o  улучшать положение страны в международном разделении труда;

o  защищать интересы национальных производителей и потребителей;

o  способствовать улучшению структуры экспорта,

o  следить за благоприятным соотношением экспортных и импортных поставок, обеспечением производства и населения необходимыми товарами, услугами, ресурсами, повышать бюджетные доходы от внешней торговли, которые складываются из доходов государственных экспортеров, таможенных пошлин, налогов и других сборов.

На формирование внешнеторговой политики государства оказывают влияние объективные процессы, происходящие в мировой экономике. Это, с одной стороны, растущая интернационализация производства и капитала, развитие интернационального предпринимательства, обусловливающие усиление экономической взаимозависимости государств, а с другой, - обострение конкурентной борьбы на мировом рынке, большая внешняя задолженность развивающихся государств и стран с переходной экономикой.

Несмотря на то, что развитие внешней торговли в целом благоприятно воздействует на развитие национальной экономики, зависимость от мирового рынка может вызвать серьезные социально-экономические проблемы внутри страны. Эти проблемы связаны с увеличением риска экономических потерь от колебаний валютных курсов и мировых цен, с возможным ухудшением экономического положения ряда отраслей, не способных выдержать давление конкуренции иностранных товаров.

Действие указанных факторов порождает постоянное взаимодействие двух тенденций в современной внешнеторговой политике: либерализации и протекционизма.

Протекционизм представляет собой внешнеэкономическую политику государства, направленную на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции, а зачастую и на захват внешних рынков.

Сторонники протекционизма утверждают, что все усилия во внешней торговле должны быть направлены на: а) защиту новых, только что появившихся отраслей национальной экономики, не способных пока выдержать международную конкуренцию; б) защиту отраслей, имеющих важное значение для обеспечения национальной безопасности, обороны; в) увеличение внутренней занятости ресурсов, в том числе сохранение рабочих мест. Выдвигаются и другие аргументы. Однако необходимо учесть, что ряд отраслей отечественной экономики нуждается в защите в силу своей недостаточной эффективности, а проведение политики протекционизма создает условия для сохранения такого положения, к тому же проведение жесткой протекционистской политики способно вызвать подобные ответные меры со стороны зарубежных торговых партнеров.

Развитие протекционистских тенденций позволяет выделить несколько форм протекционизма:

§  селективный протекционизм - направлен против отдельных стран или группы товаров;

§  отраслевой протекционизм - защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство, в рамках аграрного протекционизма;

§  коллективный протекционизм - проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;

§  скрытый протекционизм - осуществляется методами внутренней экономической политики.

Политика либерализации (защита свободной торговли) – внешнеэкономическая политика, связанная со снижением таможенных и других барьеров, препятствующих развитию внешнеторговых связей.

Сторонники этой политики утверждают, что сравнительная эффективность дает больше выгод от свободы торговли, чем от ее ограничения. Либерализация способствует международной специализации страны, облегчает развитие конкуренции и удешевляет товары для потребителей.

Таким образом, аргументы в защиту протекционизма и либерализации небесспорны, они нуждаются в тщательном анализе при проведении определенной внешнеторговой политики каждым государством.

Инструменты, используемые государством для проведения внешнеторговой политики, можно разделить на тарифные и нетарифные.