Основные направления экономической реформы в России

Острый экономический кризис, с которым столкнулись многие страны в начале 80-х годов, потребовал перестройки государственного регулирования экономики, перехода к развитию рыночных отношений. Основными направлениями реформ стали приватизация (переход государственного имущества в частные руки), либерализация цен, финансовая стабилизация (борьба с инфляцией, укрепление курса национальной валюты).

Этапы реформ разрабатываются правительственными ведомствами. Это – определение целей реформирования для экономики в целом и для данного конкретного предприятия, выбор способов приоритетов, поиск наименее болезненных путей перехода к рынку.

Рыночная экономика является  результатом длительного исторического развития, которое предполагает формирование соответствующей инфраструктуры и правовой базы. Должны произойти глубокие изменения в системе ценностей, мотивации хозяйственного поведения и деловых отношений.

Корни многих недавних проблем России (спада производства, инфляции, неустойчивости рубля, кризиса неплатежей) уходят в существовавшую ранее централизованную систему хозяйствования и ее наследие – монополизм и техническую отсталость. Переход от административно-командной к рыночной экономике не может быть осуществлен за несколько дней или даже месяцев. Это длительный, измеряемый десятилетиями переходный период, включающий в себя ряд последовательных этапов. В России полустихийный переход к рынку длится всего более пятнадцати лет.

Приватизация в России на первом этапе (с 1-го июля 1991 года по 1-ое июля 1994 года) была сведена в большинстве случаев к формальной смене собственника, без технического развития производства и обращения к рыночным методам управления. Более важным стало политическое значение слома в ходе приватизации прежнего механизма управления отраслями российской экономики, распада государственной монополии в экономике.

Второй этап приватизации (уже реальной) требуется для того, чтобы произошла концентрация акций у немногочисленного слоя лиц, чтобы сформировались конкретные группы, владеющие контрольным пакетом акций.  Для того чтобы приватизация стала реальной, нужно время. Тогда будут реализованы и важнейшие цели реформы. Например, цель пополнения доходов государственного бюджета. Для того чтобы существенно пополнить бюджет, нужно изыскивать иные ресурсы, проводить эффективную фискальную (бюджетно-налоговую) политику.

Другая важная цель – это повышение эффективности производства. Простая смена собственности не приведет автоматически к повышению эффективности. К этому может привести долговременный поиск эффективного собственника. Для большинства предприятий нужен не столько «хороший» собственник, сколько умелый менеджер.

Постприватизационное развитие предприятий взаимосвязано с развитием экономки в целом и требует создания благоприятного экономического климата в России. Акционерные и частные предприятия, возникшие в процессе приватизации, более чутко реагируют на изменение рыночной ситуации и степени государственного воздействия. Последствия необдуманной государственной экономической политики сказываются на них сильнее.

Приватизация способствует демонополизации производства. В ходе реорганизации, разукрупнения и приватизации действующих предприятий появляются малые и средние предприятия, которые выходят на рынок с различными товарами и услугами. При разделении предприятия вместо одного возникают два или более новых предприятий.

Приватизация стала ядром институциональной реформы, в ходе которой формируется новая организационная система предпринимательства и само предпринимательство как экономический феномен.

Предпринимательство представляет собой специфический сектор экономики, функционирующий в соответствии с присущими именно ему закономерностями. Структурные элементы этого сектора – разнообразные предприятия в истинном смысле слова – действуют по строгому принципу: либо хозяйственный успех, либо банкротство, экономическая смерть. Этот принцип, реализуемый лишь в условиях конкуренции, неизбежно диктует стремление усилить деловую активность, увеличить хозяйственный оборот.

Малые предприятия (особенно в сфере торговли), являются ключевыми при переходе к эффективной рыночной экономике: они формируют спрос на готовые товары и продукцию. Критериями малого бизнеса являются небольшое количество работников, виды и объем предоставляемых услуг, территориальная ограниченность и обозримость предприятия. Малые предприятия вступают в отношения конкуренции друг с другом, способны обеспечить рынок товарами лучшего качества по более низким ценам.

Среди новых предпринимательских структур – резко выделяется количество акционерных обществ, созданных в процессе реорганизации государственных и муниципальных предприятий, инвестиционные фонды и компании.  Свободные средства предприятий и населения с целью вложения в производство используются различными группами инвестиционных компаний. Одни компании осуществляют прямые направленные инвестиции (холдинги, финансовые группы и финансовые компании). Другие компании – повсеместные инвестиции (собственно инвестиционные компании, страховые и пенсионные фонды).

Основным смыслом развития страны, главной идеей вхождения в XXI век должно стать повышение конкурентоспособности российской экономики. Необходимо создать разумную и гибкую систему регулирования доступа иностранных производителей на российский рынок. Международное экономическое сотрудничество должно использоваться не для односторонней перекачки отечественных сырьевых ресурсов, а для радикальной структурной перестройки российской экономики, для технологической модернизации в обрабатывающем секторе нашей промышленности. Стратегическая задача - в перспективе изменить международную специализацию России путем развития высокотехнологичных отраслей.

Первоочередными задачами экономической политики являются не только ликвидация негативных последствий кризиса, но и устранение причин, его породивших, нормализация положения дел в финансово-бюджетной сфере и обеспечение условий ее долгосрочной стабилизации, совершенствование рыночных институтов, поддержка и развитие реального производства, повышение социальной направленности реформ. Среди важнейших приоритетов нашей политики в ближайший период остается макроэкономическая стабилизация.

Любые действия в области экономической политики должны проверяться на инфляционную безопасность.

Важнейшим инструментом социально-экономической политики государства является федеральный бюджет. Необходимо решить четыре задачи в области бюджетной политики. Главной задачей ближайшего времени является удержание стабильной ситуации в экономике и социальной сфере. Сокращение внешнего и внутреннего долга государства - вторая задача. Третья задача - освободить бюджет от непосильных обязательств, превратить его в реальный. Четвертая задача - перенести акцент с сокращения расходов на увеличение доходов.

Общий курс - снижение налогового бремени на товаропроизводителей, расширение на этой основе налогооблагаемой базы и улучшение администрирования.

Направления налоговой реформы предполагают, в частности:

- предельное упрощение налоговой системы и уменьшение числа налогов, максимальное использование тех налогов, которые бы не сводили на нет мотивацию к росту прибыли, личных доходов, занятости;

- существенное увеличение доходов государства за счет проведения комплекса мероприятий, стимулирующих отказ предпринимателей от теневой экономической деятельности;

- сведение к минимуму мер текущего налогового контроля за деятельностью предприятий, сосредоточение ресурсов контролирующих органов на ключевых сферах;

- предоставление субъектам Федерации самостоятельных налоговых источников, соответствующих объему их конституционных функций, постепенное сокращение объемов федеральных трансфертов.

Важной задачей является дальнейшая реализация программы экономии государственных расходов. Следует осуществить разумное сокращение количества федеральных целевых программ и одновременно добиться практического исполнения бюджета развития. Следует восстановить практику проведения ревизий исполнения бюджетов регионов, получающих средства из федерального бюджета по каналам межбюджетных отношений.

Следующим направлением является восстановление банковской системы. Необходимо более решительно двигаться в сторону специализации банков, выделив для начала две группы: банки - расчетные центры и инвестиционные банки.

Важное направление государственной финансово-экономической и региональной политики - совершенствование межбюджетных отношений с регионами Российской Федерации. Следует приветствовать и самым внимательным образом рассматривать любые инициативы регионов в области территориального развития, особенно в случаях, не требующих финансовой поддержки из федерального бюджета. Но одновременно надо жестко пресекать любые, даже самые незначительные, проявления регионального сепаратизма, попытки введения торговых барьеров, нарушения бюджетного законодательства.

И последним из рассматриваемых направлений является совершенствование методов государственного регулирования экономики. Сюда относится корректировка негативных проявлений рынка, введение рыночной стихии в прогнозируемые рамки, целенаправленное и планомерное формирование условий и стимулов развития стратегически важных для государства и общества сфер, обеспечение надежной защиты граждан от чрезмерных социальных издержек реформ.

Будет полезно почитать по теме: