Нетарифные ограничения международной торговли

Хотя таможенные тарифы и являются важнейшим инструментом внешнеторговой политики, но их роль постепенно ослабевает. Проведенные сравнения показывают постепенное уменьшение величины таможенных тарифов в развитых странах с 30-40% до 3-4%. Это объясняется тем, что возрастающая интернационализация производства способствует большей открытости национальных экономик развитых стран. Однако степень воздействия государства на международную торговлю возросла в результате расширения нетарифных методов регулирования.

Существует более 50 различных способов нетарифного ограничения внешней торговли, которые используют различные страны. При всем многообразии нетарифных методов их можно условно разделить на две большие группы: экономические и административные. Первые, подобно пошлинам таможенного тарифа, действуют через рыночный механизм, удорожая либо импортные, либо экспортные товары. Вторые непосредственно ограничивают доступ импортных товаров и поставку отечественных товаров за границу.

Наиболее интенсивной формой нетарифного регулирования являются количественные ограничения.

Количественные ограничения - административная форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту.

Наиболее распространенной формой количественных ограничений является квота или контингент. Квотирование (контингентирование) представляет собой ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период.

Как правило, квотирование внешней торговли осуществляется путем ее лицензирования, когда государство выдает лицензии на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и одновременно запрещает нелицензированную торговлю.

Лицензирование может иметь и самостоятельное значение как инструмент внешнеторговой политики, например, когда государство предоставляет право какому-либо импортеру ввозить товары без ограничения или только из указанных стран (генеральная лицензия). Существует также практика автоматического лицензирования, когда для ввоза или вывоза определенных товаров требуется получить лицензию, что позволяет государству осуществлять наблюдение за торговлей этими товарами и в случае необходимости быстро вводить ограничительные меры.

При распределении лицензий страны используют различные методы, которые весьма разнообразны:

§  аукцион - продажа лицензий на конкурсной основе. Государство предоставляет лицензию компании, предложившей за нее наивысшую цену. Считается самым экономически эффективным и более дешевым методом распределения лицензий, способным принести доходы государственной казне, сравнимые с доходами от таможенной пошлины на тот же товар;

§  система явных предпочтений - без каких-либо предварительных заявок и переговоров правительство предоставляет импортные лицензии наиболее авторитетным фирмам, причем в объеме, соответствующем их доле в суммарной величине импорта накануне введения квот. Обычно этот метод используется для поддержания тех фирм, которые вынуждены сократить импорт товара из-за введения квот;

§  "затратный метод" – выдача лицензий фирмам, имеющим большее количество производственных мощностей и других ресурсов, что ведет к их неэффективному использованию в виде избыточных инвестиций в неиспользуемое оборудование в расчете на получение большого количества лицензий.

Страны используют при распределении лицензий какой-либо один из этих методов, начиная обычно с последнего, имеющего наиболее административный характер, и постепенно переходя к первому, наиболее рыночному методу. С начала 70-х годов широкое распространение получила особая форма количественного ограничения импорта - добровольные экспортные ограничения (ДЭО), когда не страна-импортер устанавливает квоту, а страны-экспортеры сами берут на себя обязательства по ограничению экспорта в данную страну. В настоящее время заключено несколько десятков подобных соглашений, ограничивающих экспорт автомобилей, стали, телевизоров, текстильных изделий и т.д. главным образом из Японии и новых индустриальных стран в США и страны ЕС. Конечно, на деле такие экспортные ограничения являются не добровольными, а вынужденными: они вводятся либо в результате политического давления страны-импортера, либо под влиянием угроз применить более жесткие протекционистские меры (например, возбудить антидемпинговое расследование).

ДЭО имеют две специфические особенности, которые определяют известные преимущества этого инструмента торговой политики:

1.   ДЭО менее очевидны для отечественных потребителей, чем тарифы или квоты на импорт. Поэтому потребители воспринимают их более лояльно и не предъявляют претензий к правительству;

2.   При ДЭО зарубежные фирмы могут назначать за свою продукцию более высокие цены, чем в случае тарифных ограничений или квотирования импорта. Таким образом, при ДЭО иностранцы частично компенсируют снижение объемов экспорта путем повышения цен на него.

По сути, ДЭО представляют собой ту же квоту, но вводимую не страной-импортером, а страной-экспортером. Однако последствия такой меры по ограничению внешней торговли для экономики страны-экспортера носят еще более негативный характер, чем при использовании тарифа или импортной квоты.

Существенную роль среди нетарифных методов торговой политики играют методы скрытого протекционизма, представляющие собой разнообразные барьеры нетаможенного характера, воздвигаемые на пути товаров органами центральной государственной и даже местной власти.

Существует несколько сотен видов скрытого протекционизма, с помощью которого страны могут в одностороннем порядке ограничивать импорт или экспорт. В их число входят: технические барьеры - скрытые методы торговой политики, возникающие в силу того, что национальные технические, административные и иные нормы и правила построены так, чтобы препятствовать ввозу товаров из-за рубежа. Наиболее распространенные ограничения технического характера: требования соблюдения национальных стандартов, соблюдения санитарно-гигиенических норм, включая проведения мероприятий по охране окружающей среды, получения сертификатов качества импортной продукции и другие.

Внутренние налоги и сборы (НДС, акцизы) - скрытые методы торговой политики, направленные на повышение внутренней цены импортного товара и сокращение тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке. Во многих случаях внутренние налоги превышают по стоимости размер импортной пошлины и, более того, их ставка может изменяться в зависимости от конъюнктуры местного рынка.

Требование содержания местных компонентов - скрытый метод торговой политики государства, законодательно устанавливающего долю конечного продукта, которая должна быть произведена национальными производителями, если такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке. Такие требования используются в рамках политики ограничения импорта, наращивания национальной базы производства импортируемых товаров и тем самым повышения занятости населения.

Нетарифное регулирование международной торговли может осуществляться при помощи различных финансовых методов торговой политики. Наиболее распространенными среди них являются - субсидии, кредитование и демпинг. Для защиты национальных производителей государство может не только ограничивать импорт, но и поощрять экспорт. Для этих целей национальным производителям предоставляются субсидии.  

Субсидия - денежная выплата, направленная на поддержку отечественных производителей и косвенную дискриминацию импорта. Внутренняя субсидия - предусматривает бюджетное финансирование производства внутри страны товаров, конкурирующих с импортными. Экспортная субсидия - предусматривает льготы финансового характера, предоставляемые государством экспортерам для расширения вывоза товаров за границу. В результате таких субсидий экспортеры получают возможность продавать товар на внешнем рынке по более низкой цене, чем на внутреннем. Экспортные субсидии в целом по экономике обычно не превышают 1% стоимости экспорта обрабатывающей промышленности индустриальных стран. В соответствии с правилами ВТО (Всемирная Торговая Организация) применение экспортных субсидий запрещено. Если они все-таки используются, то импортирующим странам разрешено принимать ответные меры путем взимания компенсационных импортных пошлин.

По характеру выплат субсидии делятся на:

§  прямые - непосредственные выплаты экспортеру после завершения им экспортной операции на сумму разницы его издержек и полученного им дохода;

§  косвенные - скрытое дотирование экспортеров через предоставление льгот по уплате налогов, льготные условия страхования, займов по ставке ниже рыночной, возврат импортных пошлин и др.

Экспортные субсидии нередко приобретают форму субсидированных кредитов национальным экспортерам, выдаваемых государственными банками под ставку процента ниже рыночной, либо государственных кредитов иностранным импортерам при обязательном условии закупки товаров только у фирм страны, предоставившей такой кредит.

Экспортные кредиты бывают:

§  краткосрочными - на срок до 1 года, используются для кредитования экспорта потребительских товаров и сырья;

§  среднесрочными - на срок от 1 до 5 лет, используются для кредитования экспорта машин и оборудования;

§  долгосрочными - на срок более 5 лет, используются для кредитования экспорта инвестиционных товаров и больших проектов.

Распространенной формой конкурентной борьбы на мировом рынке является демпинг - сбыт импортной продукции по ценам, которые ниже внутренних рыночных цен в стране-изготовителе. Демпинг может являться, во-первых, следствием государственной внешнеторговой политики, когда экспортер получает субсидию. Во-вторых, демпинг может стать результатом типично монополистической практики дискриминации в ценах, когда фирма-экспортер, которая занимает монопольное положение на внутреннем рынке, при неэластичном спросе максимизирует доход, повышая цены, тогда как на конкурентном зарубежном рынке при достаточно эластичном спросе она добивается максимизации дохода путем снижения цены и расширения объема продаж. Такого рода дискриминации в ценах возможны, если рынок сегментирован, то есть затруднено выравнивание цен внутреннего и внешнего рынков путем перепродажи товара из-за высоких цен транспортных расходов или установленных государством ограничений торговли.

Выделяют несколько форм демпинга:

·      спорадический демпинг, связанный с формированием у экспортера случайного излишка продукции. Происходит тогда, когда внутренние объемы производства товара превышают емкость внутреннего рынка и перед компанией встает дилемма - либо вообще не использовать часть производственных возможностей и не производить товар, либо произвести товар и продать его по более низкой, чем внутренняя, цене на внешнем рынке;

·      временный демпинг - используется крупной фирмой как средство для того, чтобы разорить своих конкурентов, захватить контроль над рынком и в итоге ввести монопольно высокие цены;

·      постоянный демпинг - постоянный экспорт товаров по цене ниже справедливой;

·      взаимный демпинг - встречная торговля двух стран одним и тем же товаром по заниженным ценам.

В соответствии с правилами ВТО в целях защиты от демпинга государство-импортер может вводить антидемпинговые пошлины, чему должно предшествовать специальное расследование с целью установления самого факта демпинга и ущерба от него. Однако часто фирмы, производящие импортозаменяющую продукцию, инициируют антидемпинговые расследования, когда демпинга как такового нет, а низкие цены импортных товаров объясняются более низким уровнем издержек у иностранных конкурентов. В этом случае существует опасность злоупотребления антидемпинговым законодательством и превращения его в чисто протекционистский инструмент, что может увеличить цену импортных товаров и ограничить конкуренцию на внутреннем рынке.

Антидемпинговые пошлины, как и обычные таможенные пошлины, приводят к повышению внутренних цен и потерям в благосостоянии страны. Вместе с тем, если введение антидемпинговой пошлины вынудит фирму, осуществляющую демпинг, еще более снизить экспортную цену, то страна-импортер может получить выигрыш, как в случае с оптимальным тарифом.

Крайней формой государственного ограничения внешней торговли являются экономические санкции, например, торговое эмбарго - запрещение государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой-либо страны товаров. Страна вводит эмбарго на торговлю с другой страной, как правило, по политическим мотивам. Экономические санкции по отношению к какой-либо стране могут носить также коллективный характер, например, когда они вводятся по решению ООН.

Целью введения эмбарго является не получение экономических выгод, а оказание давления на страну для достижения определенных политических целей. С этой точки зрения успех эмбарго более вероятен в том случае, если: во-первых, страна, вводящая эмбарго, имеет возможность относительно безболезненно сократить объем своего экспорта; во-вторых, у страны, против которой вводится эмбарго, низкая эластичность спроса на импорт, то есть сильно зависит от внешней торговли; в-третьих, если вводимые санкции неожиданны и масштабны.