Выразительность речи

Стремясь сделать речь разговорной, нужно следить за тем, чтобы не опуститься до бытового уровня.

Выразительность речи придает использование следующих художественных средств языка.

Синоним – слово, обозначающее одно и то же понятие, но относящееся к различным стилямречи и поэтому обладающее различной эмоциональной и экспрессивной окраской. Сравните слова синонимического ряда: недостоверная информация, искажение фактов, ложь, вранье, брехня. Каждое слово из этого ряда передает разное отношение говорящего к явлению и поэтому несет дополнительный смысл, а значит, делает речь богаче.

Украшают речь, доставляют эстетическое удовольствие, пробуждают чувства слушателей тропысредства языковой выразительности речи. Троп(от греч. tropes – поворот) – это слово в переносном значении. В основе всех тропов лежат сравнение, образ.

Виды самых распространенных троп:

Сравнение – наиболее часто употребляемый троп. Например: “Лектор без плана подобен слепому, который ведет другого слепого”.

Эпитет – это образное определение, передающее отношение говорящего к предмету.

Метафора. Удачные метафоры вызывают эмоции, надолго остаются в памяти. Оратор постоянно ищет образы тех явлений, о которых он собирается рассказать слушателям. Например: “Душа настоящего человека есть самый сложный, и самый нежный, и самый певучий музыкальный инструмент” (А. Блок “Памяти Комиссаржевской”).

Метонимия – слово или словосочетание, которое заменяет название предмета на основании определенной связи между ними. Например: “Все решает кошелек” (вместо “деньги”), “Ждать целую вечность”.

Гипербола (преувеличение) – непомерное увеличение каких-то качеств: “Я почувствовал себя самым счастливым человеком на свете”.

Литота (преуменьшение) – чрезмерное уменьшение каких-то качеств: “Это можно сделать за одну секунду”.

Ирония – слово или выражение употребляется в смысле, обратном буквальному, для высмеивания кого-то: “Да-да. Стоит государству снизить процент, и все заплатят налоги”.

Олицетворение – троп, состоящий из перенесения свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия.

Для того чтобы сделать более впечатляющей и отчетливой какую-то мысль, используются фигуры – особые построения фраз:

Риторическое восклицание – эмоциональное утверждение или отрицание с целью привлечь внимание аудитории, побудить ее, разделить мнение оратора: “И простой шаг простого мужественного человека: не участвовать во лжи, не поддерживать ложных действий!” (из Нобелевской речи А. И. Солженицына).

Риторический вопрос. Это вопрос, который не предполагает прямого ответа. Выражая утверждение в вопросительной форме, он привлекает внимание слушателей к проблеме.

Инверсия – расположение слов в особом порядке, нарушающем обычный, прямой порядок слов, для усиления выразительности речи: “Легко верить в Бога, а в человека поверить вы пробовали?”

Градация – расположение слов в порядке, при котором их значение постепенно усиливается (реже – ослабляется), благодаря чему создается нарастание (реже – ослабление) производимого ими впечатления.

Повтор – многократное повторение одного и того же слова или оборота для того, чтобы выделить самое существенное понятие во фразе. Разновидность повтора: анафора (повторение начальных слов) и эпифора (повторение заключительных слов).

Существует большое количество основных видов повторов: дословный повтор (“никто, абсолютно никто не имеет на это права!”); частичный повтор (“я бросил упрек оппоненту один раз, я упрекнул его во второй раз”); расширенный повтор: Цицерон не ограничился скупой констатацией факта: “Все ненавидят тебя, Пизо”. Он продолжает далее, детализируя: “Сенат ненавидит тебя..., римские всадники не выносят твоего вида..., римский народ желает твоей гибели..., вся Италия проклинает тебя...”. Еще один пример расширенного повтора: “Пожалуйста, примите всерьез нашу позицию в этом вопросе. Потом, лишь потом, только потом возможно найти общее решение”.

Однако очень важно помнить, что небольшая доза повтора действует ободряюще, а слишком большая – усыпляет или разочаровывает. Ораторское искусство в том и состоит, чтобы преподнести повтор так, будто он только что возник.

К расширенному повтору относится также разъяснение. Выражение, которое выбрали первоначально, кажется слишком слабым, поэтому к нему возвращаются, его поясняют. Пример: “Я попросил Иванова поискать необходимые документы; нет, я его не только попросил: я ему настоятельно рекомендовал, я от него потребовал принести наконец необходимые документы...”.

Цитирование. Некоторые ораторы украшают свою речь множеством цитат, но они уместны в основном в научных лекциях, в популярных же выступлениях они нарушают ход речи и утомляют слушателя.

Противопоставление. Оно должно быть ясным, но неожиданным для слушателя.

Предуведомление. Вы создаете у слушателей повышенное ожидание. “Я хочу вам подробно объяснить”, “Я хочу это четко показать на примере”, “...Вы будете удивлены тем, какие для этого есть основания...”

Намек. Это эффектный прием, проясняющий, обостряющий высказывание. Нередко это намек на какое-либо высказывание или факт. “Мне не нужно объяснять вам подробно, какие последствия будет иметь это событие...”, “Вы уже знаете, к чему я клоню”. При употреблении намека важно возбуждение, приобщение слушателя к совместному размышлению.

Все перечисленные здесь средства взаимодействуют друг с другом посредством многообразных связей, причем подчас одно средство встроено в другое. Следует иметь в виду, что их не рекомендуется применять все сразу, так как их действие притупляется.

Многие ораторы любят использовать пословицы, поговорки, крылатые выражения. Действительно, они не только украшают нашу речь, но, главное, точно, кратко, выразительно способны передать самый сложный смысл: “Если сердце черное, то и золотой язык не поможет”, “Ножом убивают в безлюдном месте, словом убивают на людях” и т.д.

Как же развить выразительность своей речи? Для этого нужно много читать, учиться у мастеров слова, не пропускать выступлений профессионально грамотных специалистов налоговых органов.

Деловое общение осуществляется как с помощью вербальных, так и невербальных средств. Выше была дана характеристика вербальному общению в разных сферах деятельности налогового служащего. Далее мы остановимся на рассмотрении основных положений, характеризующих невербальные средства общения, используемые налоговыми служащими в решении профессиональных проблем.