Стили речи публичного выступления

Культура речи заключается в сознательном отборе и использовании тех языковых средств, которые помогают решению проблем налогобложения.

Подбирая слова для выражения мыслей, следует руководствоваться следующими соображениями: во-первых, подходит ли слово по смыслу; во-вторых, правильно ли мы его употребляем; в-третьих, уместно ли оно в данной ситуации; и, наконец, выразительно ли оно.

В публичном выступлении налоговые служащие часто ставят на первое место умение правильно говорить. Однако проблема глубже. Просто правильной речи недостаточно, чтобы увлечь аудиторию, убедить ее.

Культура речи занимает важнейшее место среди других навыков и приемов, которые использует человек, чтобы склонить одного налогоплательщика или аудиторию к своей точке зрения либо привлечь на свою сторону. Ведь слово – это не только средство общения и искусство управлять людьми. Это еще и отражение внутренней культуры, духовного богатства человека, его самохарактеристика.

Подбирая слова для выступления, необходимо все время иметь в виду основную цель своей речи: передать информацию аудитории или воздействовать на нее. И помнить о том, что без общения со слушателями-налогоплательщиками никакая цель не будет достигнута. В ораторской речи воплощаются все три функции языка: общение, сообщение, воздействие. Выполнение этих функций привело к тому, что в языке исторически сложились и оформились отдельные разновидности языка, называемые функциональными стилями.

К ним относятся:

- разговорный (функция общения);

- научный и официально-деловой (функция сообщения);

- публицистический и литературно-художественный (функция воздействия).

Конечно, эти стили не существуют изолированно друг от друга. Но все же каждый функциональный стиль имеет свои особенности.

При всех своих индивидуальных особенностях ораторналоговый служащий должен гибко менять свой стиль. По словам Цицерона, как в жизни, так и в речи нет ничего труднее, чем видеть, что уместно.

Разговорная речь обычно сочетается с естественной, непринужденной манерой изложения, которая хорошо действует на слушателей-налогоплательщиков, приглашает к совместному размышлению и разговору. Манера изложения проявляется в позе, жестикуляции, выражении лица, звучании голоса. Жесты, идущие “от сердца”, усиливают эффект речи, делают ее более выразительной, помогают убедить слушателей.

Лучше всего, когда поза при выступлении спокойная, а жесты свободные и естественные, а не небрежные и вызывающие. Когда слушатель видит перед собой мечущуюся фигуру, у него возникает раздражение. Жестикуляция может и должна сопутствовать ходу мыслей. Шаблонных жестов не существует, есть жесты приглашающие, отвергающие, повелительные, вопросительные.

Наконец, очень важны убежденность и эмоциональность оратора. Если он искренен, эти качества не только удерживают внимание слушателей на проблеме, но позволяют ему заразить собравшихся своим отношением к ней.

Необходим умеренный темп речи, такой, чтобы слушатели успевали следить за ходом мыслей оратора, усваивать сказанное, записывать.

В речи необходимы паузы. Именно во время пауз идет осмысление сказанного, появляется возможность задать вопрос.

Нужно помнить, что человек активно может слушать в среднем 15 минут. Затем необходимо сделать паузу или небольшое отступление, привести какой-нибудь любопытный факт.

Постоянный зрительный контакт позволяет следить за реакцией слушателей и управлять их вниманием. “Глаза не только “слушают” – они и “отвечают”. Если почувствуется непонимание или равнодушие в ответном взгляде, есть возможность спасти положение, пояснив сказанное или сказав нечто, что заденет слушателей за живое, будет способствовать решению проблем налоговых органов.

В публичном выступлении очень важно донести налоговому служащему до налогоплательщиков смысл и содержание тех задач, которые он намерен решить в ходе своего выступления. В этой связи его речь должна быть выразительна.