ГЛОССАРИЙ

п/п

Новое понятие

Содержание

1

2

3

      1               

Анафора

повторение начальных слов

      2               

Аргументация

способ убеждения кого-либо посредством значимых логических доводов

      3               

Аттракция

привлекательность, влечение одного человека к другому, сопро-вождающееся положительными эмоциями

      4               

Вербальное общение

общение с помощью слов

      5               

Внушение

целенаправленное неаргументированное воздействие одного чело-века на другого

      6               

Гипербола

непомерное увеличение каких-то качеств

      7               

Градация

расположение слов в порядке, при котором их значение посте-пенно усиливается (реже – ослабляется), благодаря чему создается нарастание (реже – ослабление) производимого ими впечатления

      8               

Деловая беседа

речевое общение между собеседниками, которые имеют необхо-димые полномочия от своих организаций и фирм для уста-новления деловых отношений, разрешения деловых проблем или выработки конструктивного подхода к их решению

      9               

Деловая переписка

обобщенное название различных по содержанию документов, выделяемых в связи с особым способом передачи текста

    10             

Деловое общение

процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагаю-щим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели

    11             

Деловое совещание

способ открытого коллективного обсуждения проблем группой специалистов

    12             

Деловые переговоры

основное средство согласованного принятия решений в процессе общения заинтересованных сторон

    13             

Жест

движение рук человека, выражающее его внутреннее состояние или указывающее на какой-либо объект во внешнем мире

    14             

Заражение

бессознательная, невольная подверженность человека опреде-ленным психическим состояниям

    15             

Знак

любой материальный объект (предмет, явление, событие), который выступает в качестве указания и обозначения и используется для приобретения, хранения, переработки и передачи информации

    16             

Идентификация

способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попыток поста-вить себя на место партнера по общению

    17             

Инверсия

расположение слов в особом порядке, нарушающем обычный, прямой порядок слов, для усиления выразительности речи

    18             

Интерактивная сторона общения

организация взаимодействия между индивидами, т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями

    19             

Интерес

форма проявления потребности, движущие мотивы, заставляю-щие человека принять какое-либо решение или осуществить какое-либо действие

    20             

Ирония

слово или выражение употребляется в смысле, обратном бук-вальному, для высмеивания кого-то

    21             

Каузальная атрибуция

механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (стремление к выяснению причин поведения субъекта)

    22             

Кинесические средства общения

зрительно воспринимаемые движения другого человека, выпол-няющие выразительно-регулятивную функцию в общении

    23             

Коммуникативная сторона общения

обмен информацией между людьми

    24             

Коммуникатор

лицо, передающее информацию

    25             

Компромиссное взаимодействие

общение, при котором оба партнера отчасти содействуют, отчасти противодействуют друг другу

    26             

Контрастное взаимодействие

общение, при котором один из партнеров старается содейство-вать другому, который, однако, активно противодействует ему

    27             

Литота

чрезмерное уменьшение каких-то качеств

    28             

Массовое общение

множественные связи и контакты незнакомых людей в обществе, а также общение с помощью средств массовой информации

    29             

Межличностное общение

непосредтсвенный контакт людей в группах или парах

    30             

Метонимия

слово или словосочетание, которое заменяет название предмета на основании определенной связи между ними

    31             

Мимика

движения мышц лица

    32             

Невербальное общение

общение посредством неречевых знаковых систем

    33             

Непосредственное общение

форма общения людей друг с другом с помощью органов, данных человеку природой

    34             

Нерефлексивное слушание

умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собесед-ника своими замечаниями и комментариями

    35             

Общение

сложный многоплановый процесс установления и развития кон-тактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выра-ботку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания ими друг друга

    36             

Однонаправленное воздействие

общение, при котором один из партнеров способствует достиже-нию целей другого, а второй уклоняется от сотрудничества

    37             

Паралингвистическая система

система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональ-ность, фразовые и логические ударения, предпочитаемые кон-кретным человеком

    38             

Перцептивная сторона общения

процесс восприятия друг друга партнерами по общению и уста-новление на этой почве взаимопонимания

    39             

Подражание

воспроизведение черт и образов демонстрируемого поведения другого человека

    40             

Поза

положение человеческого тела, типичное для определенной культуры

    41             

Позиция

устойчивая система отношений человека к определенным сто-ронам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении

    42             

Походка

стиль передвижения, который отражает эмоциональное состояние

    43             

Принуждение

насильственный метод воздействия на людей, предполагающий заставить человека вести себя вопреки его желанию и убеж-дениям

    44             

Противоборство

общение, при котором партнеры противодействуют друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей

    45             

Прямое общение

естественный контакт «лицом к лицу», при котором информа-ция передается лично одним собеседником другому

    46             

Публичное выступление

передача одним выступающим информации различного уровня широкой аудитории с соблюдением правил и принципов по-строения речи и ораторского искусства

    47             

Рефлексивное слушание

процесс расшифровки смысла сообщений и установления актив-ной обратной связи с говорящим

    48             

Рефлексия

механизм познания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять, как он воспринимается партнером по общению

    49             

Реципиент

лицо, получающее информацию

    50             

Синоним

слово, обозначающее одно и то же понятие, но относящееся к различным стилям речи и поэтому обладающее различной эмоциональной и экспрессивной окраской

    51             

Сотрудничество

общение, при котором оба партнера по взаимодействию содей-ствуют друг другу, активно способствуя достижению индиви-дуальных и общих целей совместной деятельности

    52             

Спор

столкновение мнений, разногласия по какому-либо вопросу, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою точку зрения

    53             

Стереотип

устойчивый образ какого-либо явления или человека, складыва-ющийся в условиях дефицита информации

    54             

Стереотипизация

восприятие партнера на основе некоего стереотипа, т.е. прежде всего как представителя определенной социальной группы

    55             

Такесические средства общения

динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания

    56             

Троп

слово в переносном значении

    57             

Убеждение

интеллектуальное воздействие на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению

    58             

Уклонение от взаимодействия

общение, при котором партнеры стараются избегать активного сотрудничества

    59             

Экстралингвистическая система

включение в речь пауз, а также различного рода психофизиоло-гических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вздохов и т.д.

    60             

Эмпатия

способность человека к сопереживанию и сочувствую другим людям, к пониманию их внутренних состояний

    61             

Эпитет

образное определение, передающее отношение говорящего к предмету

    62             

Эпифора

повторение заключительных слов

    63             

Язык

система знаков, служащих средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности