Закон РФ «О таможенном тарифе»

Закон РФ «О таможенном тарифе» устанавливает порядок формирования и применения таможенного тарифа Российской Федерации – инструмента торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров Российской Федерации при его взаимосвязи с мировым рынком, а также правила обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу Российской Федерации.

Среди основных функций таможенного тарифа особо выделяются протекционистская и фискальная функции.

Протекционистская функция связана с защитой национальных товаропроизводителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает их стоимость при реализации на внутреннем рынке страны-импортера и тем самым повышается конкурентоспособность аналогич­ных товаров, производимых национальной промышленностью и сельским хозяйством.

Фискальная функция таможенного тарифа обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны.

Основными целями таможенного тарифа являются следующие:

• рационализация товарной структуры ввоза товаров в Российскую Федерацию;

• поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Российской Федерации;

• создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в России;

• защита национальной экономики от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

• обеспечение условий для эффективной интеграции Российской Федерации в мировую экономику.

Закон определяет:

1) цели, сферу применения таможенного тарифа, его сущность, ставки и виды таможенных пошлин, терминологию;

2) сезонные и особые виды пошлин, процедуру их применения;

3) права и обязанности декларанта и таможенного органа;

4) методы определения таможенной стоимости товара и порядок их применения;

5) сущность, критерии определения страны происхождения товара, подтверждающие документы;

6) случаи освобождения от таможенных пошлин, предоставление тарифных преференций и льгот;

7) принцип следования нормам международных соглашений при использовании тарифных мер.

Таможенный тариф Российской Федерации– свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизиро­ванным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД).

Таможенные пошлины – косвенные налоги, взимаемые государством с товаров, провозимых через национальную таможенную границу. Выполняя фискальную функцию, таможенные пошлины: являются источником государственного бюджета; регулируют ввоз и вывоз товаров, защищая интересы внутреннего рынка; влияют на торговый и платежный балансы. По сути таможенные пошлины – инструмент обложения внешней торговли.

В Российской Федерации применяются следующие виды ставок пошлин:

адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;

специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;

комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.

Определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, производится путем применения следующих методов.

1. По цене сделки с ввозимыми товарами на момент пересечения гра­ницы РФ. В цену сделки включаются: расходы и доставка товара до места ввоза; расходы, понесенные покупателем; часть стоимости товаров и услуг, предоставленных продавцом бесплатно или по сниженной цене в связи с производством и продажей оцениваемых товаров; лицензионные и иные пла­тежи за использование объектов интеллектуальной собственности, осущест­вляемые в качестве условия продажи оцениваемых товаров; часть прямого или косвенного дохода от любых последующих перепродаж, передачи или использования товаров на территории РФ.

2. По цене сделки с идентичными товарами, под которыми понима­ются товары, во всех отношениях одинаковые с оцениваемыми товарам. Речь идет о физических характеристиках, качестве и репутации на рынке, стране происхождения, производителе. Этот метод принимается в качестве основы для определения таможенной стоимости в следующих случаях:

а) товары проданы для ввоза на российскую таможенную территорию;

б) товары ввезены одновременно с оцениваемыми товарами или не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров;

в) товары ввезены примерно в тех же количествах или на тех же условиях, что и оцениваемые товары.

Если при применении второго метода будет выявлено более одной цены сделки по идентич­ным товарам, то в качестве таможенной стоимости будет признана самая низкая.

3. По цене сделки с однородными товарами. Под однородными понима­ются товары, которые хотя и не являются одинаковыми во всех отношениях, но имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять идентичные функции, что и у оцени­ваемых товаров. При определении однородности учитываются следующие признаки: качество, наличие товарного знака и репутация на рынке, страна происхождения, про­изводитель.

Не могут быть признаны однородными товары, не произведенные в той же стране, что и оцениваемые, а также товары, проектирование и художест­венное оформление которых выполня­лось в РФ.

4. На основе вычитания стоимости. Метод применяется в том случае, когда оцениваемые, идентичные или аналогичные товары будут продаваться на территории РФ без изменения своего первоначального состояния. В каче­стве основы применяется цена товара, по которой оценивае­мые, идентичные или аналогичные товары продаются наибольшей партией на территории РФ не позднее 90 дней со дня ввоза оцениваемых товаров. Из цены товара вы­читаются комиссионные вознаграждения, обычные надбавки на прибыль и общие расходы в связи с продажей в России аналогичных товаров, импорт­ные пошлины и иные платежи, связанные с ввозом или продажей товаров, обычные расходы на транспортировку, страхование и погрузочно-разгрузочные работы.

5. На основе сложения стоимости. Для определения таможенной стои­мости принимается цена товара, рассчитанная путем сложения трех составляю­щих: стоимости материалов и иных издержек, понесенных изготовителем в связи с производством оцениваемого товара; общих затрат, характерных для продажи в РФ из страны – экспортера товаров того же вида, с учетом рас­ходов на транспортировку, погрузочно-разгрузочные работы и страхование до мест пересечения таможенной границы РФ; прибыли, обычно получаемой экспортером в результате поставки в РФ таких товаров.

6. На основе резервного метода. Данный метод обычно применяется в случае, когда не могут быть использованы пять предыдущих методов. Таможен­ная стоимость определяется с учетом мировых цен, информацию о которых декларанту предоставляют таможенные органы РФ.

Основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами. В случае если основной метод не может быть использован, применяется последовательно каждый из перечисленных выше методов. При этом каждый последующий применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования преды­дущего. Методы вычитания и сложения стоимости могут применяться в любой последовательности.

В практике внешнеторгового регулирования выделяют также особые виды пошлин, применение которых в РФ регламентируется Федеральным законом от 14 апреля 1998 г. № 63-ФЗ «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами».

Основными целями настоящего Закона являются:

• защита отраслей российской экономики и отдельных хозяйствующих субъектов Федерации от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

• обеспечение условий для эффективной интеграции Российской Федерации в мировую экономику;

• поддержание равновесия платежного баланса Российской Федерации посредством регулиро­вания импорта товаров;

• обеспечение потребностей внутреннего рынка России в случае критического недостатка сельскохозяйственных или иных товаров на нем посредством регулирования экспорта таких товаров;

• продвижение российских товаров на мировой рынок.

Для решения указанных целей вводятся следующие виды пошлин.

1) Специальные таможенные пошлины применяются в качестве: меры защиты (если на тамо­женную территорию страны ввозятся товары в таких количествах или на таких условиях, которые наносят или угрожают нанести ущерб отечественным производителям); меры предупреждения в отношении участников внешнеэкономических связей, нарушающих интересы страны; ответной меры на дискриминационные действия отдельных стран и их союзов; меры пресечения недобро­совестной конкуренции. Ставки специальных таможенных пошлин устанавливаются в каждом отдельном случае.

2) Антидемпинговая – применяется в случае ввоза на таможенную территорию РФ товаров по цене, более низкой, чем их нормальная стоимость в стране ввоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в РФ.

Антидемпинговые таможенные пошлины повышают цены на импортные товары на внутреннем рынке до нормального уровня и обеспечивают доходы государственному бюджету. Ставка антидемпинговой таможенной пошлины не может превышать разницы между оптовой ценой конкурирующего объекта демпинга в стране экспорта в момент вывоза и ценой его ввоза на таможенную территорию страны.

3) Компенсационные таможенные пошлины, взимаемые сверх обычных пошлин, применяются в целях снижения конкурентоспособности импортных товаров на внутреннем рынке и играют протекционистскую роль. Ставки компенсационных пошлин могут значительно превышать ставки ввозных пошлин на тот же товар. Компенсации таможенных пошлин в РФ применяются, когда ввозят товары, на производство или экспорт которых применялись субсидии. Эти таможенные пошлины призваны защитить от возможного ущерба отечественных производителей аналогичных или конкурирующих товаров. Субсидированный ввоз препятствует организации и расширению производства подобных товаров в стране импорта.

Введению указанных особых пошлин предшествует процедура проведения расследования в целях доказательств ущерба, факта демпинга или использования субсидий соответственно.

Кроме таможенных пошлин Таможенным кодексом установлены и другие виды платежей, в частности, налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы.

Ставки налога на добавленную стоимость устанавливаются в следующих размерах:

     10% – по продовольственным товарам (за исключением подакцизных) по перечню, утвер­ждаемому Правительством Российской Федерации, и това­рам для детей по перечню, утверждае­мому Правительством Российской Федерации;

     20% – по остальным товарам (работам, услугам), включая подакцизные продовольственные товары.

Основой для исчисления налога на добавленную стоимость по ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации товарам является таможенная стоимость товаров, к которой добавляется таможенная пошлина, а по подакцизным товарам – также и сумма акциза.

В соответствии с действующим налоговым законодательством из числа ввозимых на террито­рию Российской Федерации товаров подлежат освобож­дению от НДС:

а) товары, предназначенные для официальных нужд иностранных дипло­матических и прирав­ненных к ним представительств, а также для личного пользования дипломатического администра­тивно-технического персонала этих представительств, включая членов их семей, проживающих вместе с ними;

б) российская и иностранная валюта, банкноты, являющиеся законными средствами платежа (кроме используемых в целях нумизматики), а также ценные бумаги (акции, облигации, сертифи­каты, векселя и др.);

в) товары, являющиеся гуманитарной помощью в соответствии с поряд­ком, определяемым Правительством Российской Федерации;

г) технические средства (автомототранспорт), которые не могут быть ис­пользованы иначе как для нужд инвалидов, лекарственные средства, изделия медицинского назначения, протезно-орто­педические изделия и медицинская техника, а также сырье и комплектующие изделия для их производства;

д) оборудование и приборы, используемые для научно-исследовательских целей (однако если они потом продаются, то НДС взимается в общем по­рядке);

е) конфискованные, бесхозные ценности, а также ценности, перешед­шие по праву наследова­ния государству;

ж) технологическое оборудование и запасные части к нему;

з) транспорт общественного пользования и запасные части к нему;

и) специальные транспортные средства для нужд медицинской скорой помощи, пожарной охраны, органов внутренних дел, оснащенные соответст­вующим специальным оборудованием и закупаемые или получаемые указан­ными организациями для собственных нужд.

Товары из стран СНГ не облагаются НДС, за исключением Украины.