Транспортные связи Восток–Запад

Характерной чертой сотрудничества Восток–Запад в области транспорта сейчас становится распространение европейских и всемирных транспортных систем в восточную часть Европейского континента. В европейский пул «Интерконтейнер» входят уже почти все железные дороги Восточ­ной Европы. Несмотря на то, что пул, как форма монополистического объединения, имеет времен­ный характер, его создание позволяет упорядочить систему распределения общих расходов и прибыли среди участников.

В 1989 г. были открыты отделения всемирных «Ди-Эйч-Эл» и «Ти-Эн-Ти» в Будапеште, а сейчас совместные предприятия этих компаний и «Юнайтед-Парселз» действуют во всех странах Вос­точной Европы, в Москве, Санкт-Петербурге и Киеве.

В настоящее время в СНГ имеется ряд совместных проектов по укреплению и модернизации инфраструктуры транспортных коридоров Восток–Запад в Европе.

Таких коридоров пять.

1. Северный – включает морские линии в Балтийском море и сухопутные в Скандинавии – порты Балтики и Санкт-Петербург.

2. Центральный – через Польшу на Москву. В этом коридоре намечено построить скоростную железнодорожную магистраль Берлин–Москва через Варшаву–Минск и железнодорожную линию с европейской шириной полотна (1435 мм) Брест–Москва. На остальных железнодорожных маги­стралях в СНГ ширина полотна составляет 1520 мм. Такая же ширина полотна на железных доро­гах Финляндии и Монголии.

3. Центрально-южный коридор проходит по территории Украины, Венгрии, Чехии, Слова­кии, Австрии, Северной Италии. Основные цели, решаемые с помощью этого коридора, следую­щие: а) региональная интеграция стран, по территории которых он проходит; б) обеспечение связи между странами Южной, Центральной и Восточной Европы, включая Украину; в) обеспече­ние связи этих стран с Транссибирским транзитным путем и со странами Ближнего Востока.

В Центрально-южном коридоре имеются автомобильные, трубопроводные и железнодорож­ные линии. Пограничные станции Чоп, Батево, Ужгород являются воротами в Украину в этом коридоре. За год через них проходит более 40 млн. т грузов, что превышает грузооборот боль­шей части основных морских портов.

Закарпатская область имеет уникальное географическое положение, так как граничит с четырьмя странами и имеет подходы к важнейшим транскарпатским перевалам. Эти уникальные условия создают возможность для развития в Закарпатской области международного центра по комплексным транспортным, экспедиторским, торговым, финансовым, информационным и прочим услугам, которые соответствуют современному понятию транспортного бизнеса.

4. Рейнско-Дунайский коридор – канал Рейн–Майн–Дунай сулит новые возможности в транс­портировке грузов по Дунаю всем придунайским странам.

5. Южный коридор охватывает бассейн Черного моря и прибрежные транспортные пути.