Сущность и классификация базисных условий поставок товаров

Базисные условия поставокпредставляют собой совокупность основных обязанностей контрагентов по транспортировке и страхованию товаров на пути движения их от экспортера до импортера. В течение длительной международной торговой практики сложились определенные условия обмена товарами, а также соответствующие этим условиям обязанности сторон осуществ­лять определенные действия, совокупность которых формирует торговые обычаи.

Во избежание противоречий между торговыми партнерами Международная торговая палата разработала и опубликовала впервые в 1936 г. сборник толкований наиболее часто встречаю­щихся торговых обычаев. Этот сборник получил название Инкотермс.

После создания Инкотермс корректировался в 1953, 1967, 1976, 1980, 1990 и 2000 гг. Нынеш­няя редакция учитывает наличие зон, свободных от таможенных пошлин, внедрение в практику ком­мерческой деятельности электронной связи и изменения в практике перевозок грузов.

Базисные условия поставок товаров в договорах купли-продажи систематизированы Между­народной торговой палатой в ее издании «INCOTERMS 2000» (публикация № 560). Материалы, изложенные в Инкотермс, носят нормативный характер в том случае, если на них сделана прямая ссылка в контракте.

В базисных условиях определены обязанности продавца за установленную в контракте цену обеспечить доставку груза в определенную географическую точку или погрузить товар на транс­портные средства, или передать его транспортной организации.

Базисные условия определяют и другие обязанности продавцов и покупателей, а именно:

-    кто и за чей счет обеспечивает транспортировку товаров по территориям стран продавца, покупателя, транзитных стран, морем и воздухом;

-    обязанности продавцов в части упаковки и маркировки товаров;

-    обязанности сторон по страхованию грузов;

-    обязанности сторон по оформлению коммерческой документации;

-    место и время перехода с продавца на покупателя рисков случайного повреждения или утраты товаров.

В коммерческой работе внешнеторговых организаций обычно возникает необходимость детального рассмотрения взаимных обязательств продавцов и покупателей, вытекающих из базис­ных условий поставок. Для этого необходимо пользоваться сборником толкований торговых обычаев Инкотермс 2000.

Инкотермс носит рекомендательный характер, но уже давно широко применяется в междуна­родной торговой практике, причем в последнее время активно внедряется и в торговую практику в пределах внутренних рынков.

Отметим, что Инкотермс является обязательным для применения в части импортных опера­ций на Украине, в Ираке и Испании, а в Польше признан торговым обычаем.

В Инкотермс-2000 приведены наименования 13 торговых терминов (под которыми в отечест­венной практике понимаются базисные условия поставки) и их подробное толкование. Они сгруп­пированы в 4 группы (Е, F, С, D) и расположены в определенной последовательности, отражаю­щей увеличение ответственности продавца и его расходов, что, естественно, влияет на повышение уровня контрактной цены.

Перечислим их полностью в сокращенном и полном обозначении на английском языке и в переводе на русский язык.

Группа Е

EXW (ExWorks...) – ЕХВ или «с завода» (с предприятия, со склада) либо «франко-завод» (в обозначенном месте);

Группа F

FCA (FreeCarrier...) – ФСА или «свободно у перевозчика» либо «франко-перевозчик» (в обозначенном месте);

FAS (FreealongsideShip...) – ФАС или «свободно вдоль борта судна» либо «франко – вдоль борта судна» (в обозначенном порту отгрузки);

FOB (FreeonBoard...) – ФОБ или «свободно на борту судна» либо «франко-борт» (в обозна­ченном порту отгрузки);

Группа С

CFR (CostandFreight...) – КФР или «стоимость и фрахт» (указывается порт назначения);

CIF(Cost, Insurance, Freight...) – СИФ или «стоимость, страхование, фрахт» (название порта назначения);

СРТ (CarriagePaidto...) – СПТ или «перевозка (провозная плата, фрахт) опла­чена до» (обозна­ченного пункта/места назначения);

CIP(CarriageandInsurancePaidto...) – СИП или «перевозка (провозная плата, фрахт) и стра­хование оплачены до» (обозначенного места назначения);

Группа D

DAF (DeliveredatFrontier...) – ДАФ или «поставлено на границе» (в обозначенном месте);

DES (DeliveredexShip...) – ДЕС или «поставлено с судна» (в обозначенном порту назначе­ния);

DEQ (DeliveredexQuay...) – ДЕК или «поставлено с пристани (с причала)» (в обозначенном порту назначения);

DDU (DeliveredDutyUnpaid...) –ДДУ или «поставлено без оплаты пошлины» (в обозначенном месте назначения);

DDP (DeliveredDutyPaid...) – ДДП или «поставлено с оплатой пошлины» (в обозначенном месте назначения).

В контрактах после каждого базисного условия обязательно указывается определенное место поставки, пункт отгрузки или назначения. При этом желательно, чтобы место поставки было указано возможно конкретнее.

Например, в импортном контракте может оказаться недостаточным указание «СИП Москва»; целесообразно указать пункт места поставки в пределах крупного города, например, название склада получателя или иного конкретного пункта, куда иностранный продавец обязан доставить товар.

Как было сказано выше, по новой классификации Инкотермс 2000 все базисные условия разбиваются на четыре группы. В основу классификации положено различие в объеме обяза­тельств контрагентов по доставке товара.

Первая группа («Е») имеет одно условие – «франко-завод», которое содержит минимум обязанностей для продавца и заключается лишь в предоставлении товара для покупателя в месте нахождения продавца.

Во вторую группу («F») включены условия, требующие от продавца обязанности передать товар перевозчику, указанному покупателем (ФОБ, ФАС, «франко-перевозчик»).

В третьей группе («С») объединены условия, по которым продавец должен обеспечить пере­возку продукции, но не обязан принимать на себя риск случайной гибели или повреждения товара или нести какие-нибудь дополнительные расходы, которые могли бы возникнуть после отгрузки товара.

Четвертая группа («D») включает условия поставки, предусматривающие обязанность про­давца нести все расходы и риски, которые могут возникнуть при доставке товара в страну назна­чения, – «Поставка до границы», «Поставка с судна», «Поставка с пристани», «Поставка без оплаты пошлины», «Поставка с оплатой пошлины».