Российское законодательство государственного регулирования ВЭД. Регулирование внешнеторгового сотрудничества Российской Федерации

Наибольшее место в правовом регулировании внешнеэкономической сферы отводится нацио­нальному (внутреннему) законодательству, включающему общие нормы и специальное законода­тельство.

Общее законодательствопредставлено правовыми нормами, регламентирующими основные принципы функционирования государства и различных сфер жизнедеятельности, в том числе внешнеэкономической. К общему законодательству относятся Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ и т.п.

В Конституции РФ сформулированы нормы о приоритете международных договоров (ст. 15), о праве выезда за границу (ст. 27) и праве занятия любой не запрещенной законом экономической деятельностью, о статусе иностранцев (ст. 62), о компетенции субъектов РФ (ст. 71-73, 76, 78) и др.

Гражданский кодекс РФ устанавливает правила гражданского законодательства, применяемые к отношениям с участием иностранных граждан и иностранных юридических лиц (п. 1 ст. 2), правило о недействительности внешнеэкономической сделки при несоблюдении письменной формы (п. 3 ст. 162), отсылочные нормы использования иностранной валюты, сферы и правила применения норм международного частного права (раздел 3) и др.

Правила Налогового кодекса РФ охватывают деятельность таможенных органов (ст. 9), а также иностранных физических и юридических лиц (ст. 11), порядок налогообложения и взимания различных видов налогов и сборов (часть вторая НК РФ).

Процессуальное законодательство регламентирует правила производства по делам с участием иностранных юридических лиц в судах общей юрисдикции ( Гражданский процессуальный кодекс РФ) и арбитражных судах (Арбитражный процессуальный кодекс РФ). Закон РФ от 7 июля 1993 г. № 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже» регламентирует деятельность третейских судов при рассмотрении споров в сфере ВЭД.

В то же время Конституцией РФ и Гражданским кодексом РФ предусмотрена возможность специального регулирования внешнеэкономической сферы, что происходит посредством специального законодательства, которое можно разделить по направлениям. Важное место при формировании системы специального законодательства в области регулирования ВЭД занимает Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. № 213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности в РСФСР», в соответствии с которым предприятия получили возможность выхода на внешний рынок с момента их создания (т.е. с даты их регистрации в местных органах исполнительной власти).

Внешнеторговая политика страны и ее законодательная база

Основополагающим видом ВЭД, реализуемым российскими предприятиями, является внешняя торговля. Соответственно наиболее емкой представляется наработанная за последнее десятилетие нормативная правовая база внешнеторгового сотрудничества российских предприятий с иностранными партнерами.

Наиболее важным документом, регламентирующим возможность использования всего известного мировой практике арсенала регулирующего воздействия на внешнюю торговлю страны и ее хозяйствующих субъектов, является Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации».

Настоящий Федеральный закон определяет основы государственного регулирования внешне­торговой деятельности, полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешне­торговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации.

Закон определяет:

• цели, терминологию, принципы ВЭД;

• компетенцию Российской Федерации, совместного ведения и субъектов Российской Федерации во внешнеторговой сфере;

• участников внешнеторговой деятельности;

• основные положения о государственном регулировании внешнеторговой деятельности: органы, ответственные за государственное регулирование, методы и их характеристика;

• особые режимы осуществления внешнеторговой деятельности: приграничная торговля (46 российских регионов являются приграничными), свободные экономические зоны;

• содействие развитию внешнеторговой деятельности и ее стимулирование посредством разработки программ развития ВЭД, информационного, маркетингового обеспечения, ведения внешнеторговой статистики, создания объединений, содействующих развитию внешнеторговой деятельности;

• межгосударственные отношения в области ВЭД: обеспечение благоприятных условий доступа на внешние рынки, деятельности представительств Российской Федерации за рубежом и ино­стран­ных в России;

• защиту экономических интересов Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований и российских лиц в области внешнеторговой деятельности;

• контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности, ответственность за нарушение законодательства РФ;

• положения о вступлении в силу закона в целом и отдельных его статей после изменений и дополнений.

Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации являются:

• единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики РФ;

• единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением;

• единство политики экспортного контроля, осуществляемой в целях реализации государст­венных задач обеспечения национальной безопасности, политических, экономических и военных интересов, а также выполнения международных обязательств РФ по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия;

• единство таможенной территории Российской Федерации;

• приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

• равенство участников внешнеторговой деятельности и отсутствие их дискриминации;

• защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;

• исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике России в целом.

Указанные принципы реализуются в комплексе на различных уровнях регулирования – Российской Федерации, ее субъектов, уровня совместной компетенции.

Целями государственного регулировании внешнеторговой деятельности являются:

• защита экономического суверенитета;

• обеспечение экономической безопасности Российской Федерации;

• стимулирование развития национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности;

• обеспечение условий эффективной интеграции российской экономики в мировую экономику.

Для достижения поставленных целей в соответствии с Законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» используются методы таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.