Перспективы развития внешнеэкономического комплекса в связи с возможным вступлением России во Всемирную торговую организацию

Всемирная торговая организация (ВТО) возглавляет процесс либерализации международной торговли. Она пришла на смену Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ) 1 января 1995 г.

Процесс присоединения России к ГАТТ/ВТО начался более 10 лет назад. Еще в 1990 г. СССР получил статус наблюдателя в ГАТТ. В 1993 г. Россия как правопреемница СССР подала офици­альную заявку о присоединении к этой организации в качестве полноправного участника. В рамках ГАТТ была образована Рабочая группа по присоединению России к ГАТТ (впоследствии ВТО), в которую вошли заинтересованные государства-участники. В задачи Рабочей группы входило изучение торгового режима России и выработка условий ее участия в ВТО.

В России координация процесса присоединения к ВТО возложена на Комиссию Правитель­ства РФ по вопросам ВТО. В Госдуме проработка вопросов участия в ВТО сосредоточена в Коми­тете по экономической политике и предпринимательству.

Решение такого рода вопросов напрямую затрагивает интересы российских товаропроизводи­телей, большинство которых изначально было мало информировано о деятельности ГАТТ/ВТО и ее возможном влиянии на российскую экономику.

ГАТТ действовало с 1947 г. В 1995 г. преем­ницей ГАТТ стала ВТО. Она считается наиболее универсаль­ной организацией в международной торгово-экономической системе. Основной смысл ее деятель­ности заключается в либерализация международной торговли.

В пакет соглашений ВТО входит около 50 многосторонних соглашений и других правовых документов, в том числе Генеральное соглашение по тарифам и торговле, Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС), Соглашение по торговым аспектам прав интеллекту­альной собст­венности (ТРИПС), Соглашение по связанным с торговлей инвестиционными мерами (ТРИМС), Соглашение по сельскому хозяйству, Соглашение по текстилю и одежде, Соглашение по техниче­ским барьерам в торговле, Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам, Соглашение по процедурам импортного лицензирования, Соглашение по правилам проис­хождения товаров, Согла­шение по предотгрузочной инспекции, Договоренность о правилах и процедурах, регули­рующих разрешение споров, и др.

Правила и нормы ВТО давно применяются подавляющим большинством государств. В 2002 г. ВТО объединяла около 150 государств, на которые приходится почти 95% мирового торгового оборота. Однако, как отмечают некоторые специалисты, реальные выгоды от присоединения к ВТО ощущает лишь пятая часть стран-участниц.

В последние годы в ВТО были приняты несколько стран, ранее входивших в состав СССР: Киргизия (декабрь 1998 г.), Латвия (февраль 1999 г.), Эстония (ноябрь 1999 г.), Грузия (июнь 2000 г.), а из бывших членов СЭВ – Болгария и Монголия (декабрь 1998 г.). После 15-летнего периода переговоров в конце 2001 г. полноправным участником ВТО стал Китай. Россия осталась единст­венной крупной державой, не участвующей в деятельности этой международной организации.

В последние два-три года вопрос о вступлении в ВТО стал одним из самых актуальных. Поскольку принципиальное политическое решение по этому вопросу руководством страны уже принято, теперь речь идет преимущественно о сроках и условиях присоединения к этой организа­ции. В обсуждение проблемы все активнее включаются российские товаропроизводители. При этом высказываются разные суждения, порою диаметрально противоположного характера.

В пользу скорейшего вступления в ВТО приводится немало доводов. Акцентируется внима­ние на том, что Россия сможет участвовать в мировой торговле на общепринятых и равных усло­виях, облегчится доступ российских готовых изделий на внешние рынки, будут устранены многие дискриминационные условия в отношении российского экспорта, повысится инвестиционная привлекательность нашей страны, отечественные технические стандарты приблизятся к междуна­родным и т.д. Вполне очевидно, что участие в ВТО избавляет от трудоемкой работы по подго­товке множества двусторонних торгово-экономических соглашений и контроля за их выполне­нием.

Однако многие российские товаропроизводители опасаются, что после присоединения к ВТО их возможности успешно конкурировать с иностранцами на внутреннем рынке и тем более на внешних рынках отнюдь не возрастут, а напротив – резко снизятся.

Одна из острейших проблем – реальная государственная поддержка аграрного сектора российской экономики. Ее отсутствие приведет к полной разрухе в нашем сельскохозяйственном производстве. Нельзя не учитывать суровые природно-климатические условия на большей части территории России в сравнении с западными и южными странами (длительная холодная зима, недостаток осадков), что влечет необходимость строительства утепленных помещений для жилья и содержания скота, дополнительные расходы на отопление и освещение в зимний период. Вследствие обширности территории страны и удаленность многих регионов от морских портов, весьма высока доля транспортной составляющей во внешнеторговых ценах экспортных и импорт­ных товаров. Серьезную озабоченность проявляют многие российские машиностроители. При должной поддержке государства российским машиностроителям вполне по силам производить конкурентоспособную продукцию, что подтверждает практика работы на внешних рынках в предыдущие десятилетия. Это относится, в частности, к энергетическому оборудованию, многим видам военной техники. Те же российские предприятия, которые еще сохранили высокий научно-производственный потенциал и способны поставлять на внешние рынки конкурентоспособную продукцию, получат возможность укрепить свои позиции на мировом рынке при вступлении России в ВТО.

Отметим еще один фактор особо важной социальной значимости, связанный с вступлением в ВТО. Данная организация уделяет большое внимание приведению национальных стандартов в соответствие с международными требованиями. Это касается также стандартов трудового законо­дательства и социальных стандартов. В России чрезвычайно низок уровень оплаты труда боль­шинства работников, занятых в основных производственных и непроизводственных сферах: промышленных рабочих и ИТР, тружеников сельского хозяйства, работников сферы образования, науки, культуры, здравоохранения и военнослужащих. В последние годы их заработная плата оказалась в десятки, а то и в сотню раз ниже западного уровня. Вступление в ВТО должно сопро­вождаться подтягиванием заработной платы работников российских предприятий до европейского уровня.

Следует учитывать, что имеется Концепция присоединения России к ВТО, разработанная ТПП РФ. В этой концепции содержится немало важных положений, заслуживающих вниматель­ного изучения.

Условия участия России в ВТО должны быть нацелены на реальное улучшение доступа российских товаров и услуг на мировые рынки, эффективную защиту социально-экономических интересов страны, большинства ее граждан – товаропроизводителей и потребителей товаров и услуг, добросовестных предпринимателей, участников ВЭД. В обмен на допустимые уступки российской стороне целесообразно твердо отстаивать существенные встречные требования к партнерам по ВТО.

Переговоры с различными членами ВТО приходится вести по множеству (десяткам тысяч) товарных позиций. Правительству предстоит провести работу по согласованию со многими иностранными государствами изменений условий сотен ранее заключенных двусторонних и многосторонних договоров и соглашений, а российским законодателям – пересмотреть или создать заново большой пакет законов.

Весьма важно, чтобы на завершающих этапах переговоров о вступлении в ВТО руководство страны, МИД, Минэкономразвития и другие органы исполнительной власти во взаимодействии с ТПП, а также с авторитетными организациями российских товаропроизводителей, промышлен­ников, предпринимателей и потребителей смогли отстоять наши национально-государственные интересы, обеспечить экономическую безопасность России. Если достичь этого не удастся, участие в ВТО окажется не только бессмысленным, но и весьма опасным для нашей страны.