Оценка конкурентоспособности предприятия и его продукции на внешнем рынке

Сущность и методика оценки конкурентоспособности товара и производителя

Решение о выходе на внешние рынки предполагает оценку соответствия самого предприятия и производимой им продукции требованиям конкурентоспособности, которая проявляется на нескольких уровнях: товар – производитель – отрасль – страна.

Конкурентоспособность товаракомплекс его потребительских и ценовых характеристик, определяющих успех на рынке (рис. 5.6).

Конкурентоспособность производителя– совокупная способность производить и реализовывать продукцию, конкурентоспособную на внутреннем и мировом рынках. Таким образом, отправной точкой конкурентоспособности предприятия является конкурентоспособность производимой про­дукции.

Оценка конкурентоспособности предприятия производится в несколько этапов.

1. Анализ экспортного потенциала предприятия включает:

• анализ и оценку собственных экспортных (исследовательских, проектных, конструкторских, производственных, сбытовых и проч.) возможностей;

• определение реальных возможностей поставщиков сырья и материалов, партнеров по научно-технической и производственной кооперации;

• оценку возможностей и выявление слабых мест транспортных организаций и других объек­тов инфраструктуры;

• определение потенциальной способности внешнего рынка «поглощать» предлагаемые ему товары и выявление условий их прибыльной реализации.

При решении предпринимателя использовать инвестиционные модели интернационализации круг вопросов, подлежащих тщательному изучению, значительно расширяется.

2. Изучение финансового положения и финансовых ресурсов, в том числе валютных. Развитие ВЭД, особенно организация зарубежных предприятий с полным производственным циклом, требует значительных средств. Уже на первой стадии налаживания зарубежных контактов предприниматель сталкивается с необходимостью расходовать средства на зарубежные поездки, организацию деловых встреч, рекламных кампаний и т.д.

Рис. 5.6. Типовая схема оценки конкурентоспособности продукции

3. Оценка технологических преимуществ, ноу-хау, патентов, а также оборудования, машин, инструментов, приборов, которые, в частности, могут стать вкладом предприятия в уставный капитал при создании совместного предприятия. Кроме того, за рубежом широко развита сеть лизинговых компаний, предоставляющих в долгосрочную аренду различное оборудование, что значительно снижает первоначальные расходы на организацию производства.

4. Оценка маркетинговых позиций предприятия на зарубежных рынках, т.е. способности противостоять конкурентам и удерживать определенную часть рынка.

5. Оценка кадрового потенциала, которая позволяет определить, имеется ли у предприятия достаточно квалифицированный персонал, способный грамотно и эффективно работать в непривычных условиях.

Учитывая, что современный мировой рынок ориентирован на способность производителя обеспечить постоянное повышение качественных характеристик, необходимо знать о требованиях, предъявляемых к системам управления качеством на основе стандартизации и сертификации.

Качество как основа конкурентоспособности продукции
на мировом рынке и способы его подтверждения

Качество– это совокупность характеристик объекта, относящаяся к его способности удовле­творять установленным или предполагаемым потребностям клиента.

Для достойной конкуренции на внешнем рынке предприятиям необходимо добиться безуко­ризненного качества собственной продукции на основе внедрения принятых в международной торго­вой практике стандартов и использования процедур подтверждения соответствия продукции их требованиям.

Стандарт – официально признанный документ, отражающий оптимальный результат иссле­дований или практического опыта, содержащий комплекс норм и требований к отдельным объек­там или повторяющимся действиям.

Международный стандарт– стандарт, разработанный и рекомендованный к использованию соответствующей международной организацией по стандартизации: Международной организацией по стандартизации (ИСО), Европейской экономической комиссией ООН (ЕЭК ООН), Международной электротехнической комиссией (МЭК), Европейской организацией по качеству (ЕОК) (рис. 5.7).

Рис. 5.7. Структура международных норм по качеству

Международные стандарты носят рекомендательный характер, однако сегодня более чем в 90 странах мира стандарты ИСО приняты в качестве национальных. 15 декабря 2000 г. была выпу­щена новая версия стандартов.

Международные стандарты выполняют особую роль в следующих случаях:

• при построении системы качества на предприятии (как методический материал), что позво­ляет повысить конкурентоспособность предприятия на внешнем рынке и экономическую эффек­тивность его деятельности;

• при заключении внешнеторговых контрактов (как доказательство качества), в которых потребитель может оговорить условия, чтобы определенные процессы предприятия-экспортера и определенные элементы системы качества, влияющие на предлагаемую к экспорту продукцию, соответствовали нормам международных стандартов;

• при оценке клиентами – система качества предприятия-экспортера должна соответствовать норме международного стандарта, и экспортер может получить официальное признание этого соответствия;

• при регистрации или сертификации системы качества зарегистрированным органом по сертификации. Экспортер обязуется поддерживать соответствие системы качества нормам международных стандартов для всех клиентов.

В рамках политики качества предприятие – участник ВЭД должно обеспечить баланс интере­сов пяти субъектов:

1) клиентов, заинтересованных в максимизации соотношения качество/цена;

2) персонала, заинтересованного в росте оплаты труда и удовлетворении работой;

3) акционеров, заинтересованных в повышении финансовой устойчивости предприятия;

4) поставщиков, заинтересованных в стабильных заказах и непрерывной предпринимательской деятельности;

5) общества, заинтересованного в повышении собственной конкурентоспособности на миро­вом рынке.

Соответствие продукции определенным требованиям – техническим, экологическим, безопас­ности и т.д. – подтверждается сертификацией.

Сертификациясогласно ст. 1 Федерального закона «О сертификации продукции и услуг» – это процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.

Сертификация осуществляется в целях:

• создания условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

• содействия потребителям в компетентном выборе продукции;

• защиты потребителя от недобросовестного изготовителя (продавца, исполнителя);

• контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

• подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем.

Для реализации указанных целей предприятия – участники ВЭД проводят обязательную или добровольную сертификацию.

Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:

• декларирования соответствия – путем принятия декларации изготовителя о соответствии на основании собственных доказательств либо с использованием дополнительных доказательств, полученных с участием третьих лиц (органа по сертификации, аккредитованной испытательной лаборатории), в порядке, установленном техническим регламентом;

• обязательной сертификации – подтверждения уполномоченным органом – Государственным комитетом по стандартизации и метрологии РФ – соответствия товаров, работ и услуг обязатель­ным требованиям.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на усло­виях договора между заявителем и органом по сертификации. Система добровольной сертифика­ции может быть создана юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем или несколькими юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями и зарегистри­рована федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию Госстан­дартом России.

В процессе осуществления сертификации продукции, являющейся объектом ВЭД, важное внимание уделяется документальному подтверждению качественных характеристик товара, работы, услуги (рис. 5.8).

Сертификат соответствия (безопасности) подтверждает соответствие продукции установ­ленным требованиям безопасности для жизни и здоровья граждан, состояния окружающей среды, выдается Госстандартом России и может являться свидетельством признания зарубежного серти­фиката на территории Российской Федерации, заменяющим его.

Рис. 5.8. Схема документального подтверждения соответствия ввозимой
(вывозимой) продукции требованиям качества

Гигиенический сертификат подтверждает соответствие товара санитарно-гигиеническим требованиям, которые одновременно являются и показателями безопасности. Поэтому гигиениче­ский сертификат можно рассматривать как дублирующий документ, удостоверяющий, как и сертификат соответствия, безопасность пищевых продуктов и сырья для потребителя. Выдача гигиенических сертификатов осуществляется органами и учреждениями государственной сани­тарно-эпидемиологической службы Российской Федерации: для отечественной продукции – на основании результатов гигиенической оценки продукции и экспертизы нормативной документа­ции, определяющей требования к продукции, ее производству и применению; для импортной про­дукции – на основании сертификата безопасности страны-поставщика, выданного уполномочен­ным на то органом, и результатов исследования продукции, проведенного в России.

Ветеринарный сертификат удостоверяет проведение ветеринарного контроля и соблюдение требований безопасности живых животных, животноводческой продукции, продукции раститель­ного происхождения, выдается государственным ветеринарным врачом страны экспортера.

Вывоз товаров из РФ производится в сопровождении фитосанитарных сертификатов по форме, предусмотренной Международной конвенцией ФАО, а ввоз – на основании импортного карантинного сертификата государственной инспекции по карантину растений. Оба документа подтверждают факт отсутствия различных заболеваний на ряд вывозимых (ввозимых) товаров, имеющих растительное или животное происхождение.

Сертификат качества удостоверяет соответствие качества фактически поставленного товара условиям внешнеторгового контракта; выдается на основании постановления Правительства РФ от 20 апреля 1994 г. на зерно колосовых, крупяных, зернобобовых и масличных культур, а также на кукурузу, крупы, муку, комбикорма, премиксы, белково-витаминные добавки, жмыхи, шроты и отруби Государственной хлебной инспекцией при Правительстве РФ, а также ее территориаль­ными органами.

Сертификат радиологического контроля удостоверяет, что уровень радиации ввозимого (вывозимого) товара не превышает определенных допустимых показателей; выдается ветеринар­ной лабораторией испытательного центра пищевой и сельскохозяйственной продукции.

Порядок сертификации продукции включает:

1) подачу заявки на сертификацию;

2) принятие решения по заявке, в том числе выбор схемы;

3) отбор, идентификацию образцов и их испытания;

4) оценку производства (если это предусмотрено схемой сертификации);

5) анализ полученных результатов и принятие решения о выдаче (об отказе в выдаче) серти­фиката соответствия;

6) выдача сертификата и лицензии на применение знака соответствия;

7) осуществление инспекционного контроля за сертифицированной продукцией (если это предусмотрено схемой сертификации);

8) корректирующие мероприятия при нарушении соответствия продукции установленным требованиям и неправильном применении знака соответствия;

9) информирование о результатах сертификации. Сертификация отечественной и импорти­руемой продукции проводится по одним и тем же правилам.

Идентификация продукции и ее значение в международной практике

Для эффективного управления производством, качеством и процессами учета требуется свое­временный и точный контроль за продукцией. Действенным средством, позволяющим прослежи­вать путь изделия от хранения его на складе до реализации, является идентификация.

Идентификация– это установление характера и назначения изделия на основе набора упоря­доченной информации, которая используется для выяснения всех существующих характеристик, определяющих уникальность, т.е. отличающих его от всех других изделий.

В последние годы получили широкое распространение технологии автоматической иденти­фикации на базе компьютерной техники, направленные прежде всего на повышение производи­тельности труда и существенное снижение затрат. Среди них:

• штриховое кодирование;

• радиочастотные системы;

• оптическое распознавание знаков;

• машинное зрение (вычислительные методы обработки изображения);

• речевой ввод данных и др.

В международной практике производства и торговли принято штриховое кодирование това­ров. Информация о товаре наносится на упаковку в виде четкого рисунка из узких и широких полос. Эти штрихи и пробелы между ними обозначают определенные цифры в кодах ЭВМ. Таким образом, каждый товар получает индивидуальный знак, который легко «прочитывается» электро­никой, измеряющей интенсивность отражения света от черных и белых полос.

Существует более 50 систем штрихового кодирования.

Услуги по штриховому кодированию оказываются общественными объединениями – терри­ториальными и местными Торгово-промышленными палатами (ТПП), в частности действующими при них коммерческими структурами.