Необходимость регулирования внешнеэкономической деятельности

Государственное регулирование ВЭД в Российской Федерации, как и в любом государстве, является составной частью государственного регулирования экономики в целом.

Для нашей страны в разные периоды истории характерны различные модели государствен­ного вмешательства в экономику:

доминирующее государство в СССР, которое основывалось на плановой системе хозяйство­вания и определялось идеологическим и военным противостоянием с мировой капиталистической системой;

государство с минимальной ролью в экономике (1990-е гг. XX в.), когда оно под воздействием спешного и радикального разгосударствления экономики практически утратило свою экономиче­скую роль;

переход к модели эффективного государства (конец 1990-х гг. – настоящее время), под которым эксперты Всемирного банка понимают государство, являющееся катализатором и помощником рынка, стимулирующее и дополняющее деятельность частного бизнеса и отдельных лиц в нацио­нальном и мировом масштабах.

Вмешательство государства в рыночные процессы является необходимым и обоснованным рядом факторов, обеспечивающих реализацию его конкретных функций.

Государственное регулирование экономики – это скоординированное воздействие на экономические процессы для развития в желаемом направлении, обеспечивающем эффективное функционирование национальной экономики посредством мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера.

В качестве субъекта выступает государство в лице его органов.

Основными объектами, на которые направлено воздействие в сфере экономики, являются: процессы разгосударствления; приватизации; демонополизации; структура форм собственности; социальная; отраслевая; секторальная; региональная и воспроизводственная структуры народного хозяйства; экономический цикл; процесс воспроизводства; государственный сектор экономики; условия и источники накопления капитала; денежное обращение; цены; антиинфляционные про­цессы; конкурентная среда; предпринимательство; инвестиции; НИОКР; социальная сфера; трудовые отношения; механизмы защиты населения; занятость; кадры; платежный баланс; ВЭД; окружающая среда.

Набор типовых мер – инструментов государственного воздействия на экономические процессы, в том числе внешнеэкономическую сферу – представлен двумя методами:

а) прямого воздействия – реализуется средствами административного и экономического влияния;

б) косвенного воздействия – реализуются только экономическими методами.

Особенности административных средств регулирования экономики заключаются в том, что они:

• не связаны с созданием дополнительных материальных стимулов для их реализации;

• базируются на силе и авторитете государственной власти;

• включают меры запрета, разрешений и принуждения;

• предусматривают организацию управления предприятиями государственного сектора экономики, государственной собственностью.

Экономические средства воздействия на хозяйственные процессы предполагают использование:

• государственного экономического прогнозирования;

• государственного экономического программирования;

• бюджетно-налоговой системы;

• денежно-кредитной политики;

• валютной политики;

• таможенной политики.

В современном мире провозглашен приоритет экономических средств регулирования. В то же время в условиях переходной экономики России содержание мер государственного регулирования ВЭД должно определяться прагматическим путем в контексте макро- и микроэко­номической стратегии развития народного хозяйства с учетом его реальной структуры. Чем более стабильна национальная экономика, чем более гармоничны пропорции между различными ее отраслями, взаимоотношения ее с мировым хозяйством, тем меньше нуждается она в администра­тивных мерах государственного регулирования. Российская экономика все еще переживает сложный переходный период, она крайне диспропорциональна. Поэтому ей нужен весь арсенал возможных средств государственного регулирования ВЭД.

Государственное регулирование ВЭДэто система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях поддержания внешнеэкономического равновесия, стимулирования прогрессивных сдвигов в структуре экспорта и импорта, поощрения притока иностранного капитала.

Функции государственного регулирования ВЭД:

1) системообразующие:

• разгосударствление, отмена государственной монополии ВЭД;

• формирование конкурентной среды, курс на открытость экономики;

• формирование рыночных «правил игры», порядка осуществления ВЭД;

2) системоутверждающие:

• структурная трансформация, обеспечение конкурентоспособности на мировых рынках;

• рост уровня и качества жизни;

3) системовоспроизводящие:

• достижение устойчивого экономического развития;

• обеспечение и защита общенациональных экономических интересов в мировой экономике;

• упрочение и расширение поля страны в мировом экономическом и политическом пространстве.

Реализация этих функций нацелена на повышение эффективности механизма регулирования ВЭД, имеющей экономическую, социальную и адаптационную составляющие. Экономическая эффективность заключается в обеспечении расширенного воспроизводства и достижении эконо­мического роста; социальная – в повышении уровня и качества жизни населения; адаптационная – в интеграции в мировую экономику как полноправного члена.