Необходимость использования транспорта во внешнеэкономической деятельности

Транспорт – это совокупность путей сообщения и подвижных перевозочных средств, а также различных сооружений и устройств, создающих оптимальные условия для их взаимодействия. Благодаря транспорту создаются необходимые условия для завершения производственных про­цессов по выработке различной продукции. Продукцией транспорта следует считать непосред­ст­венно сам процесс перемещения товаров от изготовителя к потребителю.

В странах с рыночной экономикой свободное предпринимательство с помощью транспорта развивается и совершенствуется, устанавливая и укрепляя связи с различными предпринимате­лями из разных стран. Взаимодействие подобного рода создает необходимые условия для получе­ния прибыли всеми участниками внешнеэкономической деятельности.

Во многих странах мира, как и в России, существуют государственные органы регулирования различных экономических систем, включая транспорт. Государственные железные дороги очень распространены в странах мира, имеются также государственные воздушные линии, авто­мобильный и другой транспорт.

Транспорт имеет ряд особенностей. Основная особенность заключается в том, что он не соз­дает нового товара или продукта, но именно благодаря транспорту меняется местонахождение товара по отношению к потребителю, который после получения товара, продукции сможет реально его использовать для новых целей.

Пространственное перемещение товаров, продукции от места производства к месту потребле­ния и является потребительной стоимостью, создаваемой транспортом.

Важной особенностью транспорта является эффект, возникающий при пере­возке товаров и людей и заключающийся в том, что он не может возникать отдельно от транс­порта, храниться и реализовываться в отрыве от него. Транспортная услуга, являющаяся продук­цией транспорта, осуществляется и потребляется непосредственно с процессом транспортного производства.

Существенной особенностью транспорта является его особое место в международном товаро­обмене. С одной стороны транспорт в международном разделении труда является необходимым условием его осуществления, а с другой – транспортная индустрия выступает на международных рынках экспортером своей продукции, реализуемой в виде транспортной услуги.

Особенностью транспорта во внешнеэкономической деятельности является подверженность его продукции – транспортной услуги – воздействию всех факторов, характеризующих развитие рыночной экономики. Прежде всего это относится к колебаниям цен на топливо, соотношению спроса и предложения на перевозку грузов, состоянию политических и экономических отношений различных государств и другим факторам.

Процесс перемещения товаров, сырья, материалов и людей является необходимым условием функционирования всех видов внешнеэкономической деятельности. Использование транспорта необходимо в международной торговле товарами, в производственно-сбытовой кооперации, строительстве объектов за рубежом и в России с помощью зарубежных партнеров, деятельности предприятий с зарубежными инвестициями, организации туризма, при организации международ­ных выставок и ярмарок.

Транспорт и внешнеэкономическая деятельность находятся в тесной взаимосвязи и оказывают большое влияние друг на друга.

При осуществлении внешнеэкономической деятельности необходимо выполнять сложный и специфический комплекс транспортных операций, обеспечивающих обработку и перемещение огромных масс различных товаров на большие расстояния – от изготовителей до потребителей.

Выполняя эти операции, изготовители, посредники, покупатели, транспортники вступают во взаимодействия, позволяющие регламентировать и нормировать их действия с помощью догово­ров, конвенций, соглашений, базирующихся на международных и национальных правовых нор­мах. Следовательно, транспортные операции являются неотъемлемой и важной составной частью внешнеторговых операций.

Под международными перевозками или международными сообщениями следует понимать перевозки грузов, пассажиров между несколькими странами, особенностью которых является обя­зательное пересечение границы, как минимум, хотя бы двух смежных стран.

Содержание транспортных операций во внешнеэкономической деятельности определяется характером международных сообщений, которые можно классифицировать по ряду признаков (табл. 4.1).

Таблица 4.1

Классификация транспортных операций во внешнеэкономической деятельности

 


п/п

Признак классификации

Виды операций

1

По предмету транспортных операций

Грузовые, пассажирские, багажные

2

По виду транспорта

Водные (морские, речные), железнодорожные, автомобиль­ные, трубопроводные, смешанные перевозки (участвуют два или более видов транспорта)

3

В зависимости от транспортной характеристики товара

С сухим грузом: навалочные, руда, уголь, зерно, цемент, ми­неральные удобрения, генеральные или штучные. С налив­ным грузом: нефть и нефтепродукты, растительные масла, жиры, вино, жидкие химические грузы и др.

4

По периодичности

Регулярные и нерегулярные перевозки: линейное и трамповое судоходство, регулярное воздушное сообщение и чартерные рейсы

5

В зависимости от порядка прохождения границы

Перегрузочные и бесперегрузочные перевозки

6

По виду транспортно-технологической системы

Контейнерные, паромные, лихтерные, ролкерные

7

В зависимости от завершения перевозки в соседней стране

Соседские, транзитные, кольцевые

8

По виду сообщений

Прямые, непрямые: ломаные с несколькими перевозчиками,

с переотправкой по одному или нескольким договорам пере­возки

9

В зависимости от состава участников перевозочного процесса

Осуществляемые изготовителем товара, продавцом или по­купателем, заказчиком товара, перевозчиком-посредником

10

В зависимости от места проведения

Осуществляемые внутри страны и на территории других стран

Необходимо выделить три группы транспортных операций, связанных между собой последо­вательностью их осуществления во временном разрезе.

Первая группа операций включает в себя действия, предшествующие реализации внешнетор­говой сделки. В эту группу транспортных операций входят такие действия: планирование внешне­торговых перевозок, анализ конъюнктуры транспортных рынков, тарифов и условий перевозки товаров в регионе, планирование транспортных расходов.

Вторая группа транспортных операций возникает в процессе реализации внешнеторговой сделки и состоит из включения транспортных условий в контракт, подготовки товара к транспор­тировке, заключения договоров перевозки и их оформления, разработки транспортной и товаросо­проводительной документации, страхования, организации контроля за движением груза, расчетов продавца или покупателя с перевозчиком, оформления таможенных, пограничных, санитарных, ветеринарных операций.

После завершения внешнеторговой сделки осуществляется третья группа транспортных операций, включающая в себя возможные споры между грузополучателем и перевозчиком, экспортером (продавцом) и импортером (покупателем).

В транспортном процессе все его участники: изготовители продукции, заказчики, покупатели, перевозчики, посредники вступают в сложные экономические и коммерческо-правовые отноше­ния, регулируемые различными нормативными актами, национальными законодательствами и между­народными правовыми нормами, обычаями.

Поэтому транспортное обеспечение внешнеэкономической деятельности представляет собой систему, состоящую из совокупности технических, технологических элементов, экономических, коммерческо-правовых, организационных воздействий, различных методов управления транс­портными операциями в сфере производства, обращения и потребления продукции, товаров, перемещаемых между сторонами.