Техника проведения и организационные формы международных товарных аукционов

Международные товарные аукционы– специально организованные, периодически дейст­вующие в определенных местах рынки, на которых путем публичных торгов производится продажа предварительно осмотренных покупателями товаров, переходящих в собственность того из них, кто предложил наиболее высокую цену.

Торговые операции на международных аукционах совершаются только с наличным товаром, обладающим ярко выраженными индивидуальными свойствами, имеющим определенную перио­дичность поступления на рынок и реализуемым партиями.

К традиционным аукционным товарам относятся: пушнина и меховое сырье, немытая шерсть, чай, кофе, табак, цветы, овощи, фрукты, рыба, скот.

Основные мировые центры аукционной торговли представлены в табл. 4.1.

Таблица 4.1

Основные центры международной аукционной торговли

Группа
товаров

Места регулярного проведения международных аукционов

Пушнина и мехо­вое сырье

Санкт-Петербург, Нью-Йорк, Монреаль, Лондон, Лейпциг, Копенгаген, Осло, Стокгольм

Немытая шерсть

Лондон, Ливерпуль, Сидней, Мельбурн, Кейптаун, Веллингтон (Новая Зеландия)

Чай

Калькутта, Коломбо, Найроби, Лондон, Гамбург, Антверпен

Табак

Нью-Йорк, Амстердам, Бремен, Лусака (Замбия)

Цветы

Амстердам, Алсмер

Овощи и фрукты

Антверпен, Амстердам

Лошади

Довиль (Франция), Лондон, Успенское (Россия, Подмосковье)

Организаторами международной аукционной торговли являются либо коммерческие органи­зации, располагающие соответствующими помещениями, оборудованием и квалифицированным персоналом; часто это крупные компании, монополизировавшие торговлю каким-либо товаром, либо же специализированные брокерские фирмы, занимающиеся перепродажей товаров на усло­виях комиссии.

В ХIX и первой половине ХХ века аукционы организовывались преимущественно в основных центрах потребления, а в некоторых случаях и в районах производства (сбора, добычи) соответст­вующей продукции. Исторически большинство аукционов оказались сосредоточенными в промышленно развитых странах – городах Западной и Северной Европы (Лондон, Амстердам, Копенгаген, Осло, Стокгольм и др.) и Северной Америки (Нью-Йорк, Монреаль). Города Австра­лии и Новой Зеландии (Веллингтон, Мельбурн, Сидней и др.) стали ведущими центрами аукцион­ной торговли немытой шерстью, основная часть которой направляется на экспорт в другие страны.

Во второй половине XX в. в связи с крахом колониальной системы складывается организо­ванная аукционная торговля в ряде развивающихся стран – продуцентов. Например, крупные чайные аукционы в Индии (Калькутта, Кочин), Шри-Ланка (Коломбо) стали ведущими центрами мировой торговли чаем, намного превзойдя по объему сделок Лондонский аукцион, который в прошлом играл главную роль в мировой чайной торговле. В странах Восточной Африки также были организованы аукционы, хотя и не столь крупные, по продаже чая преимущественно на экспорт. В последние годы стал широко известен чайный аукцион в Сингапуре, где продается продукция некоторых стран Азии и Океании.

Периодичность проведения аукционов зависит от характера товара, сезонности его поступле­ния для продажи, объема предложения и спроса. Например, на чайном аукционе в Калькутте торги проходят практически ежедневно на протяжении всего года (с небольшими перерывами). Многие другие аукционы проводятся гораздо реже. В частности, аукционы лошадей в Довиле (Франция) и некоторых других европейских городах проводились 1-2 раза в год и не всегда ежегодно.

На аукционах торговля ведется в специальных помещениях, причем помещение аукциона обычно располагается амфитеатром и может иметь еще специальное оборудование. На видном месте находится лицо, проводящее аукцион (аукционист), со своими помощниками (ассистен­тами), а в креслах зала размещаются потенциальные покупатели или их брокеры.

Аукционная торговля (торги) ведется строго по установленным правилам, которые обычно излагаются в Условиях аукционной продажи.

Техника проведения международных аукционов включает несколько этапов.

1. Подготовка:

доставка товара его владельцем на склад аукционной компании;

• сортировка товара по однородным признакам и формирование специалистами аукционной компании лотов;

• присвоение каждому лоту номера для занесения в каталог аукциона с указанием сорта и количества единиц товара в данном лоте;

• подбор образцов товара из каждого лота или стринга (набора одинаковых по качественным характеристикам лотов) и их размещение в залах осмотра;

• издание каталога предстоящего аукциона, содержащего перечень всех лотов и условий аукционной продажи (дата открытия аукциона, порядок и место осмотра товара, время проведения торгов и др.);

• оповещение потенциальных покупателей.

2. Осмотр товара покупателями на международных аукционах является обязательным, так как по условиям аукционного торга претензии после покупки товара не принимаются. Осмотр начинается не позднее чем за 7 дней до открытия. Организаторы аукциона несут полную ответст­венность за соответствие образцов товару в лотах. Покупатель имеет право осмотреть весь лот. На аукционах чая и табака производится дегустация. Во время осмотра возможно приобретение образцов для проверки их качества.

3. Весьма ответственный этап – проведение самого аукционного торга. Он может проходить довольно быстро (несколько минут или часов) либо продолжаться несколько дней (даже неделю) в зависимости от количества лотов, выставляемых на продажу.

Аукционист поочередно предлагает к продаже партии товара (лоты) или отдельные предметы, перечисленные в каталоге (скоропортящиеся товары предъявляются в натуральном виде без составления каталога), с объявлением начальной цены. Покупатель, желающий приобрести пред­ложенный лот по названной цене, без промедления извещает об этом аукциониста устно (как правило, выкриком при гласном способе ведения аукциона) либо условным знаком (жестом или иным способом – на негласном, немом аукционе). При негласном способе проведения аукциона имя покупателя, известное только организаторам аукциона, не подлежит разглашению.

В большинстве стран аукционные торги ведутся по методу «повышения цены». Первона­чально аукционист объявляет некую минимальную цену очередного лота исходя из предложения продавца. Любой участник торгов вправе принять эту цену либо повысить ее на величину, преду­смотренную аукционными правилами. При высоком спросе первоначальная цена повышается неоднократно. Покупателем соответствующего лота становится лицо, назвавшее наивысшую цену, не перекрытую никем. Таким образом поочередно предлагаются все лоты.

В некоторых случаях покупка крупного лота может быть поделена между двумя, тремя и даже четырьмя покупателями, которые стремятся избегать искусственного завышения цены (например, лот чая, состоящий из 48 ящиков, может быть разделен на кратное число: две, три или четыре части между разными покупателями). Если первоначальная цена не устраивает никого из присут­ствующих, аукционист по своему усмотрению может снять соответствующий лот с продажи либо в особых случаях снизить ранее объявленную цену. Аукционист вправе снять с продажи любой лот без объяснения причин.

На ряде аукционов используется метод проведения торгов «с понижением цены», когда первоначально объявляется максимальная цена лота, а затем она постепенно снижается. Номер лота и движение цены обычно обозначается на электронном табло (циферблате) в аукционном зале. Понижение цены продолжается до тех пор, пока кто-либо из покупателей не изъявит жела­ние совершить покупку. Об этом он сигнализирует нажатием кнопки; в этот момент на цифер­блате фиксируется цена продажи и высвечивается идентифицирующий покупателя номер. По этому методу проводятся многие аукционы по продаже цветов, фруктов, овощей, рыбы и других скоропортящихся товаров в Голландии. Отсюда способ проведения торговли с понижением цены стали называть «голландским».

При проведении торгов на крупных аукционах, когда в каталоги включаются сотни или тысячи лотов, торговля идет достаточно динамично (в течение часа может быть продано несколько сот лотов). Хотя заключение сделок на аукционах осуществляется в устной форме, в конце рабочего дня каждый покупатель подписывает стандартный контракт, в который могут быть включены дополнительные пожелания покупателя в отношении транспортировки товара с аукци­онного склада, страхования товара и другие условия.

В отдельных случаях продажа особо ценных, дорогостоящих предметов (уникальные произ­ведения искусства, выдающиеся экземпляры спортивных жеребцов) оформляется не обычным аукционным контрактом, а как внеаукционная сделка. При этом реальный покупатель, желающий остаться инкогнито, не фигурирует в качестве стороны контракта, а поручает назначенному им посреднику оформить сделку, провести расчеты и получить товар на его имя. На некоторых аукционах стало входить в практику проведение закупок по телефону, а в обозримом будущем возможно использование других средств электронной связи.

4. На завершающих этапах производятся расчеты за приобретенный товар и передача товара покупателям. В зависимости от правил аукциона оплата товара происходит единовременно при покупке либо в два этапа: примерно треть суммы оплачивается при подписании контракта, а остальная часть – при получении товара покупателем с аукционного склада (на основании приемо-сдаточного акта) или после отгрузки товара согласованным видом транспорта в указанный поку­пателем адрес (на основании отгрузочных документов). Следует иметь в виду, что покупатель аукционного товара не вправе заявлять претензии по качеству, кроме случаев обнаружения скры­тых дефектов, которые невозможно было выявить при осмотре товара перед аукционом. Послед­нее покупатель еще должен доказать.

Иностранный покупатель может поручить своему брокеру не только покупку товара на аукционе, но и выполнение за дополнительное вознаграждение других обязанностей. К ним отно­сится проведение расчетов за купленные лоты, получение товара с аукционного склада, подго­товка его к отгрузке, оформление необходимых документов и организация отправки товара в адрес покупателя.

Цены, складывающиеся на ведущих международных аукционах, по существу, характеризуют уровень мировых цен на соответствующие товары и служат ориентиром при заключении внеаук­ционных сделок в промежутках между аукционами.

Проведение международных аукционов в нашей стране и участие в зарубежных аукционах

В нашей стране были организованы два типа постоянно действующихмеждународных аукционов: по продаже пушнины и лошадей.

В 1931 г. в Ленинграде начал действовать пушной аукцион. В довоенные годы на продажу выставлялись пушнина, добытая преимущественно промысловыми охотниками в сибирской тайге и тундре и поступавшая из заготовительных хозяйств этого региона, а также среднеазиатский каракуль.

Постепенно на аукционах стала преобладать норка клеточного разведения, поступающая из звероводческих совхозов. Затем в совхозах стали разводить также соболя и песца.

До начала 90-х гг. считалось, что ленинградские аукционы представляют самые разнообраз­ные в мире коллекции мехов (клеточных и промысловых), в том числе: соболя, норки, песца, лисицы, рыси, росомахи, горностая, колонка, волка, крысы, белки и др. Торговля в целом шла по сравнительно умеренным ценам. Все это привлекало иностранных покупателей. В периоды повы­шенного спроса за отдельные виды пушнины выручались довольно высокие цены. Ежегодно реализовывалось свыше 10 млн шкурок только клеточной норки. Традиционно самым крупным являлся январский аукцион, на котором в лучшие годы продавались многие миллионы шкурок.

Лениградские аукционы отличались более выгодными для покупателей условиями продажи по сравнению с зарубежными аукционами. В частности, цена проданных лотов устанавливалась на базисе франко-самолет или ФОБ Ленинград, а не франко-склад аукциона; по желанию покупате­лей за их счет проводилось страхование товара в пути; покупатель не занимался таможенным оформлением товара на территории нашей страны; по просьбе отдельных покупателей им предос­тавлялась рассрочка платежа.

Ленинградский аукцион приобрел высокий авторитет на мировом рынке и стал ведущим центром мировой пушной торговли. Товаропроизводители многих европейских и азиатских стран направляли свое пушно-меховое сырье для реализации на ленинградском аукционе.

В последние годы на аукционах в С.-Петербурге резко сократились объемы продаж и подеше­вели многие виды пушнины. Если в прошлом на аукционы съезжалось по нескольку десятков иностранных купцов, втом числе постоянные крупные покупатели, то на аукционах в декабре 2001 г. и январе 2002 г. участвовали лишь 5-6 активных зарубежных брокеров (из Великобрита­нии, Италии, США, Турции, Китая, Японии).

Международные аукционы по продаже спортивных и племенных лошадей стали проводиться в нашей стране с 60-х гг. В год проходило до 6 аукционов – по одному в Подмосковье (Успен­ское), Ростове-на-Дону, Пятигорске и некоторых других городах Северного Кавказа, а также в Киеве и Риге. Многие аукционы, особенно в Подмосковье, собирали немало иностранных покупа­телей и завершались вполне успешно. Среди выставленных животных встречались выдающиеся скакуны, которые продавались по очень высоким ценам.

Однако средние аукционные цены были достаточно умеренными и не всегда удовлетворяли отечественных поставщиков. В связи с этим многим коневодческим хозяйствам-поставщикам зачастую было выгоднее реализовывать своих питомцев внутри страны, чем выставлять их на аукционы. Необходимо также учитывать, что после продажи животные должны были пройти длительный карантинный период до отправки за границу. Затем при транспортировке по железной дороге лошади нередко получали травмы, переломы конечностей, что служило основанием для отказа иностранных покупателей от получения закупленных животных. В последние годы трудно найти информацию в прессе об аукционной торговле лошадьми в России.

Использование иностранных аукционов осуществлялось двояким образом: (1) в целях стиму­лирования расширения экспорта некоторые отечественные товары направлялись на зарубежные аукционы для продажи и (2) для эффективного проведения крупных импортных закупок таких товаров, как чай и немытая шерсть.

В прошлом некоторые партии отечественной пушнины время от времени направлялись на зарубежные аукционы. Так, наша пушнина в ограниченном количестве выставлялась на Лондон­ском аукционе, в основном, с целью достижения более высокого уровня цен и использования этого фактора на очередных отечественных аукционах.

В последние годы некоторые российские производители из-за падения престижа С.-Петер­бургского аукциона стали поставлять пушнину на иностранные аукционы, в том числе в Хель­синки. В советский период продавались в Великобританию сравнительно небольшие партии грузинского чая, который наши покупатели реализовывали на Лондонском аукционе.

Эпизодически отечественные организации выставляли на зарубежных аукционах «Сотби» и «Кристи» некоторые кустарно-художественные изделия с целью проверки уровня цен и после­дующей ориентации при заключении обычных внеаукционных экспортных сделок.

Что касается импортных операций, с 50-х гг. советские внешнеторговые организации (сначала «Продинторг», затем «Союзплодоимпорт») стали крупными покупателями чая на аукционах в Индии и Цейлоне (Шри-Ланка). В периоды массовых закупок на эти аукционы командировались отечественные специалисты – титестеры, которые работали под руководством советского торг­предства и представителей внешнеторговой организации. Перед каждым аукционом опробовались образцы предлагаемых лотов чая и по интересующим нас лотам определялись лимиты цен, о чем давались соответствующие поручения местным брокерам.

В последние годы индийский и цейлонский чай ввозится в Россию и поступает в розничную торговлю преимущественно в расфасованном виде (в расфасовке иностранных производителей). По качеству этот чай заметно уступает прежним импортным поступлениям. Вообще импорт расфасованного продукта менее эффективен, так как чайное сырье значительно дешевле готового продукта и успешно расфасовывалось прежде на отечественных предприятиях.

В Новой Зеландии и Австралии на аукционах закупалась еще немытая шерсть для снабжения отечественной текстильной промышленности. Учитывая высокие командировочные расходы, проведение закупок на этих аукционах обычно поручалось местным брокерам.

Будет полезно почитать по теме: