Основные этапы внешнеэкономических операций и их содержание

Любая ВЭО проходит три этапа:

первый этап – подготовка к заключению сделки (контракта);

второй этап – заключение (подписание) сделки (контракта);

третий этап – исполнение сделки (контракта).

Рассмотрим содержание основных этапов организации ВЭО как совокупности определенных процедур в рамках каждого этапа и техники проведения ВЭО как набора конкретных действий людей по каждой процедуре на примере наиболее простой экспортно-импортной операции по поставке готовых изделий при прямых связях между контрагентами.

Первый этап – подготовка к заключению внешнеэкономической сделки – включает в себя такие процедуры, как:

1) комплексное исследование рынка, составляющими которого выступают:

• изучение конъюнктуры рынка данного товара (выявление существующего и ожидаемого спроса на него);

• изучение торгово-политических, таможенных и правовых условий рынка (системы государ­ственного регулирования внешней торговли, таможенных режимов, требований к сертификации товаров, страхового законодательства страны, тарифов на перевозку и т.п.);

• оценка деятельности фирм-конкурентов;

• оценка деятельности фирм – потенциальных покупателей (с учетом их требований к товару);

• расчет внешнеторговых цен на товар;

• выбор форм выхода на внешние рынки;

• расчет предполагаемой экономической эффективности внешнеэкономической сделки;

2) рекламная кампания, предполагающая:

• размещение рекламных материалов в СМИ;

• рассылку в адрес потенциальных покупателей каталогов, проспектов с характеристиками и ценой предлагаемого товара;

• организацию и проведение рекламной кампании на рынке страны-импортера.

3) установление контактов с потенциальным контрагентом за рубежом путем:

• рассылки оферт (запросов);

• подтверждения заказа;

• посылки коммерческого письма с предложением вступить в переговоры по поводу заключе­ния сделки;

• направления проформы сделки.

В рамках вышеперечисленных процедур техника ВЭО включает в себя оформление следую­щих документов:

• информационной карты фирмы (конкурента, покупателя, поставщика);

• фирменного досье;

• конкурентного листа;

• рекламных материалов;

• оферты (запроса);

• подтверждения оферты (запроса);

• счета-проформы;

• заявки на инструкции по поставке товара;

• перечня вопросов для согласования.

Второй этап – заключение сделки – включает в себя следующие процедуры:

• проведение предварительных переговоров (путем переписки, личных контактов);

• выбор способа подписания контракта;

• акцепт покупателем твердой оферты;

• подтверждение продавцом заказа, сделанного покупателем;

• выбор формы контракта купли-продажи (письменный, устный, смешанный);

• выбор вида контракта (разовый, с периодической поставкой) и формы оплаты (денежной, товарной, смешанной);

• окончательная доработка текста контракта;

• подписание контракта.

В рамках перечисленных процедур техника ВЭО включает в себя следующие документы:

• переписку;

• контракт.

Третий этап – исполнение внешнеэкономической сделки – включает в себя следующие процедуры:

1) обеспечение производства товара на экспорт;

2) подготовку товара к отгрузке;

3) проведение платежно-расчетных операций;

4) страхование грузов;

5) заключение договора на экспедирование грузов;

6) организацию международной перевозки грузов;

7) таможенную очистку грузов.

Кроме того, процесс организации и техники каждой реальной сделки зависит от способа выхода фирмы на внешний рынок (прямой, через посредников, через международные товарные биржи, аукционы, торги), от предмета сделки (сырье, готовые изделия, услуги).