Организация и техника проведения международных торгов

Международные торги(Internationalbid, Tenders) – одна из форм внешнеэкономической деятельности, при которой покупатель (заказчик) объявляет конкурс для продавцов (поставщиков) на товар с определенными технико-экономическими характеристиками. По результатам этого конкурса подписывается контракт с тем продавцом, который предложил товар на более выгодных для покупателя условиях.

Международные торгистали одной из распространенных форм международной торговли во второй половине XX в. Торги организуются с целью приобретения на конкурсной основе у ино­странных или национальных поставщиков (подрядчиков) современного высокотехнологичного оборудования, включая комплектное оборудование, сооружения в стране заказчика промышлен­ных и социально-культурных объектов, выдачи подряда на выполнение проектно-изыскательских, конструкторских, пуско-наладочных, научно-исследовательских работ, получения инженерно-консультационных и сопутствующих услуг, обучения производственно-технического и админист­ративного персонала, а также для приобретения других товаров и услуг.

Через торги может реализовываться более широкий круг товаров и услуг, в том числе потре­бительского назначения. Во многих странах законодательно предусмотрено обязательное прове­дение государственными организациями закупок товаров и услуг только через торги.

В качестве организаторов торгов могут выступать государственные организации, муниципа­литеты, банковские и другие кредитные учреждения, частные фирмы.

Преимущества международных торгов:

• гласность;

• применение к участникам единых требований;

• конкуренция (состязательность) между участниками;

• возможность на 15-20% удешевить размещение заказов;

• ограничение коррупции, так как победитель торгов определяется коллегиально;

• снижение риска невыполнения поставщиком или подрядчиком взятых обязательств.

Сферы применения торгов в международной практике:

• проведение крупных государственных закупок;

• закупка машин и оборудования;

• размещение заказов на строительство и реконструкцию объектов;

• выполнение научно-исследовательских и изыскательских работ;

• выбор иностранных партнеров при создании совместных предприятий;

• получение займов МБРР и других международных организаций.

Виды международных торгов:

открытые, в которых принимают участие все желающие фирмы и организации (характерны для размещения заказов на стандартное и универсальное оборудование, на небольшие по объему подрядные работы);

закрытые, в которых участвуют фирмы, получившие специальное приглашение оргкоми­тета (характерны для размещения сложного, специального и комплектного оборудования, строи­тельства предприятий под ключ).

Сдача с торгов заказа на сооружение объекта, включающего в себя его проектирование, поставку оборудования и предоставление сопутствующих услуг (передача лицензий и ноу-хау, авторский надзор), получила название «тендер». В международной торговле понятие «тендер» используют более широко:

• как извещение о предстоящих торгах;

• комплект документации, отражающий условия сделок, размещающихся на торгах;

• проформу – предложение организаторов торгов;

• предложение (оферта) фирм или организаций, желающих принять участие в торгах;

• закрытую процедуру подведения итогов торгов.

Организация международных торгов включает в себя следующие этапы.

1. Подготовка. Организаторы или по их поручению инженерно-технические или строитель­ные фирмы готовят и издают сборник тендерной документации, где содержится вся необходимая информация об условиях предстоящих закупок или строительных работ, в частности, наименова­ние и количество оборудования, намечаемого к закупке, его технико-экономические характери­стики, сроки поставки, закупочные цены. При размещении подрядных заказов на строительство объектов публикуются технические условия, включающие описание места расположения, строи­тельную площадку, объем работ, характеристик и оборудования, условия приемки и сдачи объекта в эксплуатацию, проведения гарантийных испытаний; условия организации работ, сроки их выполнения, порядок привлечения местных и иностранных субподрядных фирм и найма местных рабочих.

В комплект тендерной документации могут входить также спецификации, чертежи, генпланы, примерные компоновки и планировки.

Комплект тендерной документации может публиковаться в газетах, специализированных журналах, бюллетенях, передаваться или продаваться заинтересованным фирмам по ценам факти­ческих расходов на его изготовление.

2. Представление предложений участниками торгов может производиться двумя способами:

• участник заполняет и подписывает все страницы проформы тендера, указывая свои цены и сроки;

• оферент представляет тендерную документацию, составленную им самим, но соответст­вующую техническим и коммерческим условиям предстоящих торгов.

3. Процедура выбора победителя: в день открытия торгов все поступившие тендеры заносятся в протокол. Тендерный комитет определяет продолжительность сроков оценки поступивших предложений, которая включает в себя анализ технических и коммерческих характеристик зареги­стрированных предложений, анализ эффективности предстоящих сделок. Процедура объявления победителя торгов может быть гласной и закрытой. Во втором случае оферент, выигравший торги, получает соответствующее письмо-извещение, другие участники не оповещаются.

4. Подписание контракта с фирмой, выигравшей торги. Если итогом торгов является подпи­сание подрядного контракта, то подрядчик представляет гарантии банка о его финансовых возможностях по должному исполнению контракта.

Торги могут быть организованы в два этапа: на начальном этапе проводятся открытые преквалификационные торги, а на следующем этапе – уже закрытые. На начальном (первом) этапе по запросу тендерного комитета заинтересованные продавцы (поставщики, подрядчики) представ­ляют сведения о своей специализации, квалификации, производственных и финансовых возмож­ностях, использовании современных технологий, привлечении квалифицированных субпоставщи­ков (субпорядчиков), наличии опыта выполнения подобных заказов, а также указывают конкрет­ные объекты, сооруженные ими, и прилагают отзывы прежних заказчиков.

Тендерный комитет анализирует полученные материалы и отбирает поставщиков для участия в закрытых торгах. При необходимости представители тендерного комитета посещают ранее сооруженные объекты, знакомятся на месте с работой установленного оборудования, качеством выполненных строительных и иных работ, предоставленных услуг, получают интересующую информацию от местных заказчиков. По результатам анализа совокупной информации тендерный комитет окончательно определяет состав участников закрытых торгов и оповещает их.

Подготовка и проведение открытых и тем более закрытых торгов занимает достаточно длительный период времени, зависящий от сложности заказа. В назначенный день закрытия торгов члены тендерного комитета вскрывают все конверты с поступившими предложениями и знакомятся с их содержанием. При открытых торгах на эту процедуру приглашаются все участ­ники торгов, а в некоторых случаях и представители СМИ. На закрытых торгах присутствуют только члены тендерного комитета и не происходит публичного вскрытия конвертов.

Полученные предложения в течение установленного срока (до 2–3 месяцев в зависимости от сложности условий тендера) подвергаются комплексному сравнительному анализу по соответст­вию технических характеристик уровню цен, условиям платежа и другим условиям. Тендерный комитет вправе сразу же исключить из числа рассматриваемых те предложения, которые оформ­лены с отступлением от требований тендерной документации.

При необходимости получения разъяснений, уточнений по тем или иным условиям тендера тендерный комитет может обратиться к соответствующему оференту за дополнительной инфор­мацией. Такую ситуацию участник торгов иногда может использовать для внесения каких-то корректив в свое предложение, сделав его более привлекательным для организаторов торгов.

После тщательного сравнительного анализа поступивших предложений с учетом оценки деловой квалификации оферентов и представленной ими дополнительной информации подводятся итоги и определяется победитель торгов. Не всегда выигрывает торги тот участник, который пред­ложил минимальную цену. В ряде стран предпочтение отдается национальным фирмам по сравне­нию с иностранными участниками торгов, даже если цены последних несколько ниже.

Например, в США установлен так называемый барьер преференциальных цен, обязывающий организаторов торгов признать победителем американскую фирму, если предложенная ею цена выше предложений иностранных конкурентов в пределах 6%.

Участник, выигравший торги, получает официальное извещение тендерного комитета. Результаты открытых торгов публикуются также в СМИ. Затем подписывается контракт на поставку товара или выполнение подрядных работ. При этом по требованию организаторов торгов победитель вносит второй залог как гарантию «должного исполнения обязательств» (англ. performancebond) в размере до 10% суммы заказа. После надлежащего выполнения заказа этот залог возвращается.

В рамках ГАТТ в 1979 г. были разработаны международные правила, регулирующие условия проведения международных торгов. В 1982 г. Международная федерация инженеров-консультан­тов одобрила унифицированную процедуру относительно правил, форм и методов осуществления коммерческих операций при проведении торгов на сооружение гражданских промышленных объектов. Рекомендации по проведению тех или иных торгов могут давать и банки, предостав­ляющие кредиты организаторам конкретных торгов.

Будет полезно почитать по теме: