Организация и техника операций международного туризма

Международный туризм является наиболее динамично развивающимся сектором междуна­родной торговли услугами, на долю которого приходится ⅓ последней.

Международный туризмэто вид деятельности, направленный на предоставление различ­ного рода услуг и товаров туристического спроса с целью удовлетворения широкого круга мате­риальных, культурных и духовных потребностей иностранного туриста.

Факторы современного развития международного туризма:

• экономический рост и социальный прогресс, которые привели к увеличению числа деловых поездок и расширили возможности поездок с познавательными целями;

• совершенствование всех видов транспорта, сделавшее путешествия более комфортными, быстрыми, дешевыми и безопасными;

• развитие межгосударственных связей и культурных обменов;

• увеличение продолжительности жизни людей и достаточно высокий уровень пенсионного обеспечения;

• создание всемирной компьютерной системы бронирования мест в отелях через Интернет;

• изменения на политической карте мира, в частности переход к рыночной экономике стран СНГ и ЦВЕ, предопределили увеличение туристических потоков из этих стран на Запад и в эти страны; создание ЕС без внутренних границ активизировало туризм в этом регионе;

• развитие индустрии туризма: отелей, других мест размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного назначения, туристических организаций.

Факторы привлекательности для туристов отдельных регионов мира:

• высокая концентрация исторических и культурных достопримечательностей;

• упрощенный визовый режим;

• высокий уровень сервиса;

• комфортный климат;

• большая продолжительность туристического сезона;

• сочетание отдыха у моря (в горах) с осмотром достопримечательностей;

• экзотическая природа и культура;

• политическая стабильность и др.

В экономике отдельной страны международный туризм выполняет ряд важных функций:

- во-первых, является важным источником валютных поступлений для страны и средством обеспечения занятости;

- во-вторых, расширяет вклады в платежный баланс и в валовой национальный продукт страны;

- в-третьих, способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие сферу туризма: транспорт, связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народ­ного потребления и др.;

- в-четвертых, с ростом занятости в сфере туризма растут доходы населения и повышается уро­вень его благосостояния.

Классификация видов туризма, представленная на рис. 5.3, в полной мере применима и к международному туризму.

Организаторы международного туризма:

1) туристические агентства – розничные фирмы, выполняющие роль посредников между туроператорскими фирмами и обслуживающими предприятиями, с одной стороны, и клиентами-туристами – с другой. Турагентства либо реализуют туры, предлагаемые туроператорскими фирмами, либо занимаются предоставлением отдельных видов услуг индивидуальным туристам или группам лиц, устанавливая непосредственные связи с транспортными организациями, гости­ничными корпорациями, экскурсионными бюро;

Рис. 5.3. Схема классификации туризма

2) туроператорские фирмы – фирмы, формирующие туристический продукт и реализующие его от своего имени через турагентства либо самостоятельно. В процессе организации поездок туроператоры устанавливают связи с предприятиями размещения, питания, транспорта, куль­турно-просветительскими учреждениями и экскурсионными бюро. Часто туроператоры арендуют на основе долгосрочных контрактов гостиницы и другие средства размещения, самолеты, авто­бусы, обеспечивая их максимальную загрузку и получая значительные скидки;

3) туристические корпорации – крупные предприятия, которые путем участия объединяют широкий круг фирм, представляющих различные виды туристических услуг. Они в значительной степени монополизировали рынок и превратились в мощные межотраслевые производственно-хозяйственные комплексы, включающие предприятия самых различных отраслей промышленно­сти, обслуживающих туристический бизнес, транспортные, банковские, страховые и другие компании, реализующие туры через широкую сеть туроператоров и турагентства в разных странах. Оснащение самыми современными автоматизированными системами управления и связи позволяет им оперативно изучать и удовлетворять потребности и интересы туристов;

4) гостиничные комплексы предоставляют туристам не только услуги по их размещению, но и широкий комплекс других услуг, например питание в ресторане при отеле, залы для проведения конференций и совещаний, билеты на транспорт, автопрокат и вызов такси, экскурсионное обслу­живание, развлечения, информация, сувениры и прочие товары.

Крупнейшие гостиничные комплексы объединяются через автоматизированные системы управления и распределения гостиничного фонда в так называемые цепи, что позволяет быстро и точно учитывать каждую индивидуальную сделку и с минимальными затратами времени произво­дить резервирование мест в гостиницах, на транспорте, без задержки выдавать всю расчетную документацию и осуществлять платежи.

Всего в мире насчитывается около ста таких гостиничных «цепей» с общим числом номеров 1,6 млн. Ведущие из них – «HolidayInn», «Sheraton», «Hilton»;

5) транспортные компании предоставляют как отдельные виды услуг, так и самостоятельно разработанные туры на основе гостиничной базы. Особенно преуспели в этом отношении авиаци­онные компании, которые все чаще создают дочерние авиачартерные туроператорские фирмы, специализирующиеся на подготовке и продаже туров, составным элементом которых является перевозка на самолетах авиационной компании. Такие фирмы организуют обслуживание на основе деловых отношений с гостиничными и другими предприятиями на обычных условиях туроператора. Для современного этапа характерен также обратный процесс – приобретение тури­стическими фирмами авиакомпаний. Судоходные компании организуют круизы, железнодорож­ные предлагают туры по льготному тарифу и с включением стоимости экскурсий в городах по маршруту, автобусные – самостоятельно организуют туры.

Нормативная правовая база операций международного туризма, выработанная мировым сообществом, нацелена, во-первых, на стандартизацию требований к условиям обслуживания туристов во всем мире и, во-вторых, унификацию документарного оформления взаимоотношений субъектов туристического бизнеса.

Развитие и организация международного туризма в Российской Федерации регламентируются федеральными законами от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. от 9 января 1996 г.), от 8 августа2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятель­ности», Концепцией развития туризма в РФ на период до 2005 г., одобренной распоряжением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 954-р, постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. № 95 «О лицензировании туроператорской и турагентской деятельности» и др.

Эти нормативные документы регулируют процесс развития туризма в Российской Федерации, право на туристско-экскурсионную деятельность, условия создания туристско-экскурсионного продукта, ответственность организации туриндустрии за нарушение прав туристов и т.д.

Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» опреде­ляет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристического рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без граж­данства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристических ресурсов Российской Федера­ции.

В гл. I настоящего Закона в соответствии с рекомендациями Всемирной туристической орга­низации (ВТО) и терминологией, используемой в международной туристской практике, раскры­ваются основные понятия туристской деятельности:

туризм– временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее – граждане) с постоянного местожительства в оздорови­тельных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания;

туристская деятельность – туроператорская и турагентская, а также иная деятельность по организации путешествий;

туризм внутренний – путешествия в пределах Российской Федерации лиц, постоянно в ней проживающих;

туризм выездной – путешествия лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну;

туризм въездной – путешествия в пределах Российской Федерации лиц, не проживающих в ней постоянно;

туризм социальный – путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды;

туризм самодеятельный – путешествия с использованием активных способов передвижения, организуемые туристами самостоятельно;

турист – гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в оздорови­тельных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществ­ляющий не менее одной ночевки;

туристские ресурсы – природные, исторические, социально-культурные объекты, включаю­щие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил;

туристская индустрия – совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транс­порта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познаватель­ного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществ­ляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков;

тур – комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия;

туристский продукт – право на тур, предназначенное для реализации туристу;

продвижение туристского продукта – комплекс мер, направленных на реализацию турист­ского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация тури­стских информационных центров по продаже туристского продукта, издание каталогов, буклетов и др.);

туроператорская деятельность – деятельность по формированию, продвижению и реализа­ции туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее – туроператор);

турагентская деятельность – деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее – турагент);

услуги гида-переводчика – деятельность профессионально подготовленного физического лица по ознакомлению туристов с туристскими ресурсами в стране (месте) временного пребывания;

туристская путевка – документ, подтверждающий факт передачи туристского продукта;

туристский ваучер – документ, устанавливающий право туриста на услуги, входящие в состав тура, и подтверждающий факт их оказания.

Субъекты международного туризма представлены на рис. 5.4.

Рис. 5.4. Субъекты операций международного туризма

Международный туризм является одной из форм ВЭО между странами и, как и для каждой внешнеторговой сделки, его организация включает в себя три основных этапа:

• подготовку к заключению контракта (сделки);

• заключение контракта;

• исполнение контракта.

Содержание первого этапа – процесс организации международного туризма – аналогично его содержанию во внешнеторговых сделках, рассмотренных ранее.

Контракт, заключаемый на втором этапе, как правило, называется договором о сотрудниче­стве в сфере международного туризма или договором об отправке, приеме и обслуживании тури­стов.

По сравнению с внешнеторговыми сделками явную специфику имеет содержание третьего этапа, включающее в себя:

• сертификацию сформированного с зарубежным партнером туристического продукта;

• рекламу турпродукта на внутреннем рынке;

• рассылку оферт туристическим агентствам с предложением реализации сформированного тура и заключение договоров с ними;

• работу с клиентами-туристами по оформлению документов и оплате туров;

• страхование туристов;

• паспортно-визовое оформление туристических групп;

• организацию международных пассажирских перевозок;

• проведение международных расчетов с зарубежным партнером.

Договор о сотрудничестве в сфере международного туризма, рассчитанного на реализацию не одного, а нескольких туров в течение длительного периода (не менее одного года), базируется на разделении обязанностей сторон друг перед другом и туристом: российская сторона формирует туристские группы и предоставляет туристам услуги по страхованию, международной перевозке, паспортно-визовому оформлению; зарубежный контрагент организует прием российских туристов и оказывает туристам услуги по размещению, питанию, экскурсионное обслуживание, трансферт, услуги русскоговорящего гида.

Этим определяется специфика структуры договора о сотрудничестве в сфере международного туризма и специфика содержания его статей.

Преамбула содержит название и номер договора, указание места и даты заключения договора, полное и сокращенное название сторон, фамилии, имена, отчества представителей сторон и ссылку на основание их полномочий на заключение договора.

Следует обратить внимание на необходимость двойной нумерации контрактов этого вида – проставляются номера контрактов российской и зарубежной сторон.

Предмет договора – сотрудничество в области развития и организации международного туризма. В зависимости от характера сотрудничества между фирмами речь может идти либо об одностороннем приеме туристов (например, зарубежной стороной), либо о взаимном приеме тури­стов на коммерческой или безвалютной основе. Кроме того, эта статья может содержать ссылку на применяемые при разработке договора национальные законодательства, а также условия передачи обязательств по договору третьей стороне и порядок оформления любых документов, касающихся договора.

Обязанности сторон – статья, где четко и подробно описываются обязательства отправляю­щей и принимающей сторон по организации тура. Важное место здесь отводится регламентации взаимоотношений сторон в процессе организации тура: необходимость и форма подтверждения заказа на туробслуживание российской стороной в адрес зарубежной турфирмы в согласованные сторонами сроки (в днях до начала тура). Здесь же фиксируются условия и сроки предоставления обеими сторонами документов, необходимых для получения туристических виз, предельные сроки отмены заявки на туробслуживание туристов за рубежом и минимальная численность туристов в группе (как правило, не менее 15–20 человек).

Документы обслуживания – специфическая статья данного договора, отсутствующая в других контрактах. Здесь оговариваются перечень, форма, сроки предоставления документов, необходи­мых для размещения, приема и обслуживания туристов, извещения о направлении туристов, ваучера и листа отметок об оказанных услугах, а также действия сторон в случае отсутствия какого-либо из них. Как правило, в статье подчеркивается, что в ваучер не вносятся услуги, зака­занные и оплаченные непосредственно туристами, и стороны не несут ответственность за них.

Условия аннулирования заказанного обслуживания – статья, регламентирующая сроки, с кото­рых наступает материальная ответственность направляющей стороны за аннуляцию и ответствен­ность принимающей стороны за отказ от предоставления подтвержденных им услуг.

Медицинское обслуживание также входит в число специфических статей данного контракта, где необходимо предусмотреть наличие у туристов страхового полиса, а также оговорить порядок оказания медицинской помощи туристу в стране пребывания при несчастном случае или внезап­ном заболевании: а) не требующем госпитализации; б) требующем госпитализации; а также дейст­вия сторон в случае смерти туриста. Выбор страховой компании, услугами которой будут пользо­ваться туристы, также согласовывается сторонами договора.

Цена тура. Это статья регламентирует процесс калькулирования стоимости туристской поездки в расчете на одного человека на туродень (количество туродней считается по числу ноче­вок). Здесь также уточняются периоды «сезона» и «не сезона» и размеры (в процентах к стоимости тура) надбавок или скидок в эти периоды. Завершает статью договоренность сторон о том, что в цены на все виды услуг, включаемых в тур, после предварительного письменного уведомления могут вноситься поправки.

Порядок расчетов. В данной статье фиксируются валюта, формы, способы, сроки и основания платежа, а также суммы возврата денежных средств в случае аннуляции группы (с дифференциа­цией в процентах от общей суммы предоплаты в зависимости от сроков аннуляции в днях до прибытия группы).

Ответственность за причинение ущерба – специфическая и многоплановая статья, регламен­тирующая: а) порядок возмещения ущерба, причиненного здоровью туристов или их имуществу; б) действия сторон в случае ущерба, нанесенного иностранным туристом в стране пребывания; в) действия сторон в случае отказа туристов от использования всех или отдельных услуг, включен­ных в программу; г) порядок и сроки предъявления и рассмотрения сторонами претензий туристов за непредоставленные или недостаточно качественные услуги турпакета; д) ответственность сторон за неисполнение условий договора.

Порядок разрешения споров фиксирует способы и порядок урегулирования споров с указанием местоположения арбитражного суда, а также сроки предъявления претензий сторонами друг другу.

Форс-мажор – перечень обстоятельств непреодолимой силы и порядок уведомления сторо­нами друг друга.

Особые условия. Договоры этого типа, как правило, включают в себя констатацию принципа неразглашения коммерческой информации и письменное согласие обеих сторон на ее передачу третьей стороне.

Порядок вступления в силу, изменения и прекращения договора – статья, фиксирующая срок совместной работы сторон по договору, момент вступления его в силу, условия и порядок продле­ния или прекращения договора, а также содержащая запись о том, на каких языках составлен договор, и что оба варианта текста (например, на русском и английском языках) имеют одинако­вую силу.

Завершают договор адреса и банковские реквизиты сторон, подписи их представителей, заверенные печатями.

Таким образом, осуществление международных туристских операций предполагает опреде­ленные отношения между туристами – потребителями туристических услуг и туристическими фирмами – их производителями и реализаторами, а также отношение последних с зарубежными партнерами и различными организациями (банками, транспортными и страховыми компаниями и т.п.), обеспечивающими исполнение этого вида международных услуг.