Объекты интеллектуальной собственности и их характеристика

Рынок технологий приобретает для человеческого общества значение, превосходящее значе­ние рынка движимого и недвижимого имущества. Суммарная стоимость создаваемых в мире технологий в настоящее время достигает 60% от величины всего общественного валового продукта, что обусловливает большие объемы продаж. Приобретая технологии, фирмы за относи­тельно короткий срок достигают мирового уровня качества и высокой конкурентоспособности производимой продукции, получают новые рынки сбыта и увеличивают объемы экспорта. В то же время, предоставляя технологии, они проникают на рынки стран, куда экспорт товаров затруднен или не выгоден, и таким образом оказывают влияние на цены и конъюнктуру рынка, расширяют поставки сырья, устанавливают контроль над приобретателем технологии.

Специфичность таких товаров, как результаты творческого труда, накладывает отпечаток на функционирование рынка технологий, создавая значительные отличия между ним и другими рын­ками. Так, к особенностям торговли на нем относятся: длительный и многообразный характер сотрудничества; частое использование комбинации нескольких носителей технологии (таких, как экспорт и аренда промышленного оборудования, научно-техническая кооперация, совместное предпринимательство); более сложные процедуры оформления сделок и др.

Объектами интеллектуальной собственности являются изобретения, ноу-хау, товарные знаки, патенты и т.д.

Изобретение – техническое решение, представленное в документарной форме, в виде полез­ной модели или промышленного образца, обладающее существенной новизной и явной полезно­стью.

Патентэто официальный документ, удостоверяющий право собственности (владение, использование, распоряжение) изобретением.

Под ноу-хаупонимается техническая, организационная или коммерческая информация, имеющая конфиденциальный характер, действительную или потенциальную коммерческую цен­ность, к которой нет свободного доступа на законном основании.

Товарная марка (товарный знак)запатентованные буква, слово, эмблема или символ, используемые в качестве фирменного наименования при продаже товаров для указания на их производителя.

Фирменное наименование– это запатентованное название товара, под которым оно известно потребителю.

Промышленный образец -запатентованное, обладающее существенной новизной конструк­торское или художественное решение изделия.

Международная торговля объектами интеллектуальной собственности осуществляется в форме международного обмена лицензиями.

Лицензии– разрешения лицензиара (владельца технологии или прав промышленной собст­венности) на использование лицензиатом (лицом или организацией, приобретающими технологию или соответствующие права) изобретения, научно-технического достижения, технических знаний и производственного опыта, секретов производства, коммерческой или иной информации, необхо­димой для организации производства, а также торговой марки в течение определенного срока за оговоренное в лицензионном соглашении вознаграждение.

Различают патентные лицензии, т.е. предоставление права использования запатентованного изобретения, и беспатентные (ноу-хау), дающие право на использование научно-технических достижений.

По объему прав, передаваемых лицензиату, различают:

а) простую лицензию, по договору которой лицензиар разрешает использовать изобретение, оставляя за собой право как самостоятельного использования, так и продажи аналогичных лицен­зий третьим лицам (распространена в сфере массового производства и широкого потребления);

б) исключительную лицензию, по договору которой лицензиату предоставляются исключи­тельные права на использование изобретения в пределах, оговоренных в соглашении, и лицензиар уже не может выдать аналогичные по условиям лицензии другим лицам, но оставляет за собой право самостоятельного использования лицензии (характерно для несерийных товаров);

в) полную лицензию: лицензиар уступает все права на использование научно-технического достижения в течение срока действия соглашения и отказывается от самостоятельного использо­вания лицензии (применяется очень редко).

По способу коммерческой реализации различают чистые лицензии (купля-продажа чистых лицензионных прав) и сопутствующие (сопровождающие контракт на поставку комплектного оборудования участков, цехов, предприятий, либо лицензии, сопровождающие основную).

По степени производственного освоения лицензии делятся на имеющие предметом достиже­ния, освоенные в производстве, и исследовательские.

По категории предмета сделки различают лицензии на научно-технические знания (изобрете­ния и ноу-хау), промышленные образцы, торговые знаки и различные виды услуг.

Разновидностью международной торговли лицензиями является франчайзинг, получивший широкое распространение в последние три десятилетия. Термин «франчайзинг» происходит от французского «franchise» (льгота, привилегия) и обычно означает, что одна, как правило, крупная компания (франчайзер) разрешает другой (франчайзи) использовать свое широко известное фирменное наименование.

Различают три типа франчайзинга: производственный, торговый (товарный) и лицензион­ный (деловой).

Производственный франчайзинг предполагает поставку франчайзером своим франчайзи основных элементов или комплектующих для изготовления продукции, реализуемой затем под лицензируемым фирменным наименованием (товарным знаком). Для того чтобы качество товара сохранялось на высоком уровне, франчайзер также предоставляет необходимую технологию и проводит обучение сотрудников франчайзи, осуществляя впоследствии контроль за соблюдением технологической дисциплины.

Торговый франчайзинг представляет собой такой способ организации дела, при котором франчайзи покупают у известной компании право на продажу ее товаров с ее товарным знаком.

Лицензионный франчайзинг является наиболее популярным. Франчайзер, заинтересованный в продвижении своего товарного знака, выдает франчайзи лицензию на право открытия магазинов, киосков или целых групп магазинов для продажи покупателям набора товаров и услуг под именем франчайзера. Такой франчайзинг используется в ресторанном бизнесе, предприятиях обществен­ного питания быстрого обслуживания, продаже мороженого, прокате автомобилей.