Нормативная правовая база деятельности торговых посредников во внешнеэкономической сфере

Правовая база, определяющая деятельность торговых посредников на международном рынке, условно может быть разделена на два основных вида: нормативные акты, специально регламенти­рующие деятельность торговых посредников, и документы, унифицирующие проведение ВЭО, участие в которых принимают различные торгово-посреднические фирмы.

Вопрос регламентации деятельности посредников достаточно сложен, поскольку в каждой стране трактовка тех или иных видов посреднической деятельности несколько различна.

Для избежания разночтений некоторые страны унифицировали законодательства по вопросам посредничества. В рамках Европейского сообщества (ЕС) была разработана директива № 86/635 от 18 декабря 1986 г. об урегулировании основных принципов в отношении принципала и агента, которая вступила в силу 1 января 1990 г. Она регулирует вопросы, касающиеся независимых аген­тов, имеющих полномочия заключать контракты от имени принципала, а также агентов, уполно­моченных вести соответствующие переговоры.

Несколько ранее, 17 февраля 1983 г., была принята разработанная УНИДРУА Женевская кон­венция о представительстве в международной купле-продаже товаров, которая дополняет Конвен­цию о международной купле-продаже товаров 1980 г.

Конвенция может применяться в случаях, когда принципал и третье лицо имеют свои пред­приятия в различных странах и агент уполномочен принципалом заключать договоры продажи товаров с третьими лицами. Она также распространяется на агентские соглашения, которые упол­номочивают агента только на представление клиентов принципалу. Конвенцию можно применять независимо от того, действует агент от собственного имени или от имени принципала. Она регу­лирует отношения между принципалом и агентом, а также отношения, затрагивающие третьих лиц (ст. 1).

Можно отметить три положения Конвенции:

1) она допускает презюмирование полномочий (ст. 14): когда поведение принципала убеждает третье лицо добросовестно верить в то, что агент уполномочен действовать от имени принципала и что он действует в рамках такого полномочия, принципал не может предъявить требования третьему лицу со ссылкой на отсутствие полномочий у агента;

2) Конвенция содержит, по крайней мере в качестве «последней соломинки», правила о вме­шательстве и выборе, когда уполномоченный агент заключает договор с третьим лицом от своего собственного имени (ст. 13). В этом отношении Конвенция следует английскому законодательству и не содержит жестких правил континентального права в отношении комиссионера;

3) в соответствии с принципом независимости сторон и их воли, который является фундамен­тальным правилом в договорном праве всех стран мира, принципал или агент, действующий в соответствии с прямыми или подразумеваемыми инструкциями принципала, может согласовывать с третьим лицом вопрос об исключении всех или некоторых положений Конвенции (ст. 5).

Женевская конвенция о представительстве в международной купле-продаже товаров пред­ставляет собой искусную комбинацию принципов континентального (романо-германского) и общего (англо-американского) права в области регулирования международной торговли товарами.

Необходимость первоочередной унификации агентских операций связана с тем, что их право­вое регулирование в отдельных странах имеет существенные различия. В некоторых странах континентальной Европы, Скандинавских странах, а также в Японии и в отдельных развиваю­щихся странах имеются специальные нормы, регулирующие правоотношения с агентами. Они обычно содержатся либо в гражданских и торговых кодексах, либо в законах о торговых агентах и применяются тогда, когда участники договора не согласовали иное. В некоторых странах законо­дательство не содержит специальных норм о торговых агентах, и к отношениям между агентом и принципалом применяются общие положения закона о договоре поручения или о договоре торго­вого представительства.

Законодательство Англии, США и ряда других стран, использующих нормы английского права о представительстве, также не содержит специальных норм о торговых агентах, и правоот­ношения с торговыми агентами полностью определяются торговыми обычаями и судебной прак­тикой. Права и обязанности сторон здесь устанавливаются условиями агентского договора, под разновидность которого подпадают договоры комиссии, в самостоятельном виде правом Англии и США не признаваемые.

В большинстве других стран договор комиссии специально регулируется гражданским и торговым правом этих стран, существенно (за исключением, пожалуй, определения названия сторон) ничем друг от друга не отличающихся. Комиссионные операции на международном уровне никакими нормативными актами не унифицируются.

То же самое касается и брокерских операций, хотя регламентация брокерских операций сильно отличается от страны к стране. Так, например, по законам некоторых стран брокеры не могут выступать сами покупателями или продавцами товаров, которые им поручено продать или купить, их унификация в настоящее время не находит широкой поддержки среди стран. Объясня­ется это, как правило, тем, что институт брокерства имеет давнюю историю и в каждой стране базируется на определенных традициях.

Еще один вид посреднических операций – операции по перепродаже – в силу своей специ­фики автоматически подпадает под унификацию операций купли-продажи. Основным унифици­рующим документом в данном случае считается Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.

Поскольку в большинстве стран нормы международного частного права имеют приоритет над национальным законодательством в пунктах, ему противоречащих, торговые посредники в своей повседневной деятельности руководствуются международными нормативными актами и унифи­цирующей документацией, регламентирующей проведение различных операций.

В 1996 г. Международная торговая палата опубликовала типовой коммерческий агентский контракт, в соответствии с которым основной обязанностью агента является сбор заказов у поку­пателей для принципала, который имеет право принять их или отвергнуть. Агент не имеет права заключать контракты с третьими лицами или иным образом излагать обязанности принципала перед третьими лицами. Это совершенно новая трактовка прав и обязанностей агента.

Одним из главных показателей высокого профессионального уровня коммерческой фирмы является число посредников, активно содействующих ей в сбыте товаров на наиболее перспектив­ных рынках.

В соответствии с нормами российского права торговые посредники по характеру деятельно­сти и особенностям отношений с предпринимателями подразделяются на следующие виды.

Коммерческие представители– посредники, выполняющие поручения предпринимателей (принципалов) по поиску для них коммерческих партнеров и действующие от имени принципалов при заключении ими договоров (см. ст. 184 Гражданского Кодекса Российской Федерации (ГК РФ)).

Комиссионеры– посредники, содействующие по поручениям предпринимателей (комитен­тов) сбыту или приобретению товаров в рамках комиссионных договоров путем заключения от своего имени и за счет комитентов контрактов с третьими фирмами (гл. 51 ГК РФ).

Поверенные– посредники, которые по поручениям предпринимателей (доверителей) содей­ствуют совершению коммерческих операций, в том числе по сбыту или приобретению товаров путем заключения договоров от имени и за счет доверителей (гл. 49 ГК РФ).

Агенты– посредники, совершающие по поручению предпринимателя (принципала) юриди­ческие и иные действия, в том числе по сбыту и приобретению товаров, путем заключения дого­воров от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала (см. гл. 52 ГК РФ).

Дистрибьюторы– оптовые торговцы, которые в рамках дистрибьюторских договоров сбывают товары продавцов, заключая контракты купли-продажи. В ГК РФ отношения дистрибью­торов и продавцов особо не регулируются.

До либерализации ВЭД в Российской Федерации крупные экспортные внешнеторговые объе­динения, такие как «Станкоимпорт», «Автоэкспорт», «Энергомашэкспорт», «Трактороэкспорт», «Машино-экспорт», «Нефтеэкспорт» и др., имели больше чем по сотне посредников и представи­тельств за границей, многие из которых, в свою очередь, создавали многоступенчатые системы сбыта через субпосредников и дилеров. Ряду крупных внешнеторговых объединений, преобразо­ванных в акционерные общества, удалось до настоящего времени сохранить за границей значи­тельную часть своих представительств и посредников. Однако падение производства и снижение конкурентоспособности российских товаров, к сожалению, ведут к потере традиционных внешне­торговых связей. В то же время новые экспортные и импортные российские организации создают новые посреднические структуры, содействующие сбыту и закупкам продукции на внешнем рынке.

Перспективной формой посреднической деятельности на внешних рынках России могут стать торговые дома. Однако существующие в России торговые дома по действующему российскому законодательству не могут быть признаны посредниками, потому что они не всегда оформляют свои операции договорами комиссии или поручения, хотя по законодательству и в торговой прак­тике многих стран торговые дома давно уже утвердились среди торгово-посреднических фирм.

Институт брокерства в России представлен брокерскими фирмами на биржах и таможенными брокерами.

Статус брокеров на бирже определен положением о брокерских конторах и брокерах, где сказано, что отношения брокера с клиентом строятся на основе долговременного договора на бро­керское обслуживание. Одновременно брокерская контора должна иметь договор с биржей на ведение брокерской деятельности, на основании которого осуществляется уплата биржевого сбора по заключаемой с клиентом сделке. Например, на Российской бирже сбор составляет 0,2%. Брокерские конторы на бирже открываются членами биржи. Сделка на бирже осуществляется от имени клиента и за его счет по договору поручения. Если между брокером и клиентом заключен договор комиссии на продажу или покупку товара, то брокер выступает на торгах от своего имени, но за счет клиента.

Если между брокером и клиентом заключен договор купли-продажи, то брокер превращается в дилера и в дальнейшем должен выступать в случае продажи товара от своего имени и за свой счет.

Что касается посреднических функций в области таможенного дела, то институт таможенного брокера как специалиста по таможенному оформлению товаров, выполняющего такие функции, закреплен Таможенным кодексом РФ.

Таким образом, можно констатировать, что в РФ положено начало созданию законодательной базы функционирования внешнеторговых посредников, играющих заметную роль в развитии экспортно-импортных операций в стране.

Будет полезно почитать по теме: