Международный лизинг и его контрактное оформление

Лизинг – это финансовая коммерческая операция на предоставление одной стороной (лизин­годателем) другой стороне (лизингополучателю) в исключительное пользование на установлен­ный срок имущества (машин, оборудования, приборов, цехов, заводов и пр.) за определенное вознаграждение на основе арендного договора (лизингового соглашения).

Преимущества лизинга заключаются в том, что:

• лизингополучатель имеет возможность расширить производство без крупных единовремен­ных затрат;

• арендная плата выплачивается из дополнительно получаемой прибыли;

• машины и оборудование, полученные по лизингу, не являются собственностью арендатора и поэтому не облагаются налогом на собственность;

• таможенная пошлина уплачивается не со всей стоимости оборудования, как при импорте, а лишь с остаточной;

• лизингодатель не только возмещает свои расходы, но и получает дополнительный доход.

Классификация лизинга по различным критериям представлена на рис. 5.1.

Рис. 5.1. Схема классификации основных видов лизинга

В мировой хозяйственной практике лизинг рассматривают как:

• способ инвестирования;

• разновидность аренды;

• форму кредита;

• завуалированный способ купли-продажи средств производства или права пользования чужим имуществом;

• систему всех этих взаимоотношений, т.е. как вид предпринимательской деятельности (табл. 5.1).

Таблица 5.1

Виды международного лизинга

Классификационный признак

Вид лизинга

Канал получения объекта лизинга

Прямой или косвенный

Роль арендодателя в сделке

Экспортный или импортный

Состояние объекта лизинга

Лизинг нового или подержанного оборудо­вания

Метод осуществления лизинга

Финансовый (прямой и обратный) или оперативный

Объем предоставляемых арендодателем услуг

Чистый, «мокрый», сервисный или полный

Способ финансирования

С привлечением или без привлечения заем­ных средств

Способ выплат арендных платежей

С полной, частичной выплатой или на компенсационной основе

Срок осуществления лизинга

Срочный или возобновляемый

Количество участвующих сторон в сделке

С участием двух, трех или множества сторон

Международный лизинг чаще всего является финансовым и промышленным.

Финансовый лизинг – это вид лизинга, при котором лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное ему лизингополучателем имущество у определенного продавца и пере­дать его лизингополучателю за определенную плату, на определенные срок и условия во времен­ное владение и пользование. При этом срок, на который имущество передается лизингополуча­телю, соизмерим со сроком полной амортизации имущества или превышает его. Финансовый лизинг предусматривает возможность перехода имущества в собственность лизингополучателя, если договором не предусмотрено иное, по истечении срока действия договора или до его оконча­ния при условии, что лизингополучатель полностью выплатил сумму, предусмотренную догово­ром.

Прямой международный лизинг (транзитный) – это арендная сделка, заключаемая между экономическими субъектами разных стран. Различают два вида прямого международного лизинга:

• экспортный лизинг – сделка, в которой лизинговая компания покупает оборудование у национальной фирмы-изготовителя, а затем предоставляет его за границу зарубежному аренда­тору;

• импортный лизинг– вид аренды, когда лизингодатель закупает оборудование у иностранной фирмы и предоставляет отечественному арендатору.

Косвенный международный лизинг – арендатор и арендодатель являются юридическими лицами одной страны, но капитал последнего частично принадлежит иностранным фирмам, либо арендодателем выступает дочерняя компания иностранной ТНК.

В последние годы многие западные экономисты склонны расценивать в качестве междуна­родного лизинга лишь прямой международный лизинг. Операции по косвенному международному лизингу относят к внутриотраслевым арендным сделкам, поскольку для них несущественны раз­личия в законодательстве партнеров, не характерны валютные риски, экспортно-импортные огра­ничения и налоги, различия в бухгалтерском учете и налогообложении.

При международных лизинговых операциях объектом лизинга почти всегда выступает дви­жимое имущество.

Основные черты международного лизинга:

• участие трех сторон (производителя или поставщика объекта сделки, лизингодателя и лизингополучателя);

• лизингодатель и лизингополучатель должны находиться в разных странах, поставщик – в одной из двух стран;

• невозможность расторжения договора в течение так называемого основного срока аренды, т.е. срока, необходимого для возмещения расходов лизингодателя;

• продолжительный период действия лизингового соглашения, часто близкий к сроку службы объекта сделки;

• как правило, высокая стоимость объекта сделок;

• возможность после завершения срока контракта лизингополучателю выкупить объект сделки по остаточной стоимости, заключить новый договор по льготной ставке или вернуть объ­ект сделки лизинговой компании.

Нормативная правовая база международного лизинга представлена Конвенцией УНИДРУА о международном финансовом лизинге, принятой 28 мая 1988 г. в Оттаве. Более авторитетного и общепринятого в международной практике документа, который регулирует международные лизинговые операции, нет. Этот документ состоит из трех глав и 25 статей. В первой главе Кон­венции оговорены вопросы, связанные со сферой применения и общими положениями, во второй – определены права и обязанности участников лизинговой сделки, третья содержит заключитель­ные положения.

Цель данной Конвенции – устранение имеющихся юридических препятствий на пути между­народного финансового лизинга, адаптация традиционных двусторонних договоров аренды к трехсторонним и, самое главное, установление единообразных норм, регулирующих правовые взаимоотношения всех участников лизинговой сделки.

Действие Конвенции распространяется только на лизинг оборудования и не касается недви­жимого имущества. Она регулирует операции по финансовому лизингу, при которых одна сторона (лизингодатель) заключает по указанию другой стороны (лизингополучателя) договор (договор на поставку) с третьей стороной (поставщиком), в соответствии с которым закупает оборудование, имущество или инструментарий на условиях, утвержденных арендатором в том, что его касается, и заключает договор лизинга с пользователем, предоставляя ему право использовать оборудование взамен выплаты периодических платежей.

В Конвенции сформулированы принципы, в соответствии с которыми сделка может быть отнесена к финансовому лизингу:

• будущий лизингополучатель самостоятельно выбирает оборудование и его поставщика, не обращаясь к компетенции лизингодателя;

• лизингодатель приобретает оборудование исключительно с целью последующей его сдачи в аренду, и поставщик об этом осведомлен;

• общая сумма лизинговых платежей определяется с учетом амортизации всей или значитель­ной части оборудования.

В Конвенции таким образом закреплена непрерывная связь двух договоров – купли-продажи и договора лизинга. Пользователь должен одобрить условия первого договора, а поставщику необходимо знать, для каких целей приобретается оборудование.

Конвенция ограничивает сделки, которые могут подходить под определение международного финансового лизинга. Она исходит из классического лизинга, которому свойствен трехсторонний ха-рактер. Поэтому из сферы действия Конвенции исключены сделки, имеющие двухсторонний характер, когда лизингодатель и поставщик выступают в одном лице, и возвратный, когда в одном лице совмещены лизингополучатель и поставщик. Действие Конвенции не распространяется также на лизинг оборудования для личных целей. Однако это не означает, что таких видов лизин­говых сделок быть не может. Просто Конвенция их не регулирует. Нормы данной Конвенции применяются независимо от того, предусмотрен договором лизинга дальнейший выкуп оборудо­вания или последующая сдача в аренду. Это было сделано не случайно, так как в одних странах обязательным требованием договоров лизинга является требование права (опциона) на покупку, в других же – наоборот, наличие такого условия сразу превращает лизинговый договор в договор условной продажи.

Конвенцией определен критерий отнесения лизинговой сделки к международной, что приво­дит к ее применению или неприменению. Таким критерием служит местонахождение сторон дого­вора лизинга. Иными словами, чтобы договор подпадал под действие Конвенции, лизингополуча­тель и лизингодатель должны находиться в разных странах. Поставщик же может находиться в одном из двух государств.

Во второй главе Конвенции нашли отражение вопросы имущественной ответственности всех участников сделки. Конвенция уточняет объем имущественной ответственности лизингодателя, лизингополучателя и поставщика.

Из ст. 8 Конвенции следует, что лизингодатель не несет никакой ответственности перед поль­зователем за оборудование, а также за ущерб и не возмещает убытки, причиненные этим оборудо­ванием, ни пользователю, ни третьим лицам, если пользователь самостоятельно выбирал имуще­ство и поставщика. Если же лизингодатель участвовал в выборе имущества, то на него эта ответ­ственность переходит.

Статьей 10 предусмотрена ответственность поставщика за оборудование перед пользовате­лем, как если бы последний был стороной договора купли-продажи, т.е. лизингополучатель обла­дает правами покупателя и может непосредственно обращаться с претензиями к продавцу. Однако это не дает права лизингополучателю без уведомления собственника аннулировать договор купли-продажи.

Что касается ответственности лизингодателя перед пользователем, то он ее несет в случае, если оборудование поставлено с опозданием или не соответствует условиям договора купли-продажи. Лизингополучатель вправе отказаться от оборудования или расторгнуть договор лизинга, при этом:

• лизингодатель вправе исправить положение, поставив оборудование, соответствующее дого­вору купли-продажи;

• лизингополучатель может приостановить выплату лизинговых платежей до тех пор, пока лизингодатель не исправит своего ненадлежащего исполнения договора поставки или пока поль­зователь не потерял право отказаться от имущества;

• если лизингополучатель реализовал свое право прекратить договор, то он может требовать обратно выплаченные суммы лизинговых платежей и аванса, если последний был уплачен, за вычетом прибыли, которую пользователь извлек из оборудования;

• лизингополучатель не вправе возбуждать иск о возмещении убытков за непоставку, про­срочку в поставке или несоответствие оборудования условиям договора, если только это не явилось результатом действий или упущений лизингодателя.

Основной обязанностью лизингополучателя является своевременная выплата периодических лизинговых платежей, использование оборудования в целях, предусмотренных договором лизинга, и содержание его в нормальном состоянии с учетом морального и физического старения.

Права лизингодателя:

• в случае нарушения договора пользователем лизингодатель вправе потребовать причитаю­щиеся ему невыплаченные периодические платежи вместе с процентами и убытками;

• если нарушение лизингополучателя является существенным, то лизингодатель вправе потребовать ускоренной выплаты оставшихся лизинговых платежей, если это предусмотрено договором, или расторгнуть договор лизинга, после чего восстановить владение имуществом и потребовать возмещение убытков, поставивших его в положение, в котором он находился бы при надлежащем выполнении пользователем договора лизинга. Другими словами, прекращение дого­вора лизинга не освобождает лизингополучателя от выплаты оставшихся лизинговых платежей, предусмотренных договором лизинга. В договоре лизинга могут быть предусмотрены способы возмещения убытков.

Если лизингодатель прекратил действие договора лизинга, он не вправе использовать поло­жение договора лизинга об ускоренной выплате будущих лизинговых платежей.

Следует отметить, что Конвенция точно не дает определения «просто нарушения» и «сущест­венные нарушения» договора лизинга, оставляя сторонам возможность оговорить это в договоре лизинга и решить, какие нарушения пользователя приводят к прекращению договора, а какие – нет.

В Российской Федерации нормативная правовая база лизинговых операций представлена Федеральным законом от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О лизинге», в соответствии с которым лизинг – это вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем; лизинговая сделка – совокупность договоров, необходимых для реализации договора лизинга между лизингодателем, лизингополучателем и продавцом (постав­щиком) предмета лизинга.

Субъектами лизинга по российскому законодательству являются:

лизингодатель – физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных или собственных денежных средств приобретает и передает за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга;

лизингополучатель – физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с догово­ром лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и пользование в соответствии с договором лизинга;

продавец (поставщик) – физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с дого­вором купли-продажи с лизингодателем продает лизингодателю в обусловленный срок произво­димое (закупаемое) им имущество, являющееся предметом лизинга.

Продавец (поставщик) обязан передать предмет лизинга лизингодателю или лизингополуча­телю в соответствии с условиями договора купли-продажи.

По закону не допускается совмещение обязательств по договору лизинга лизингодателя и лизингополучателя, а также кредитора и лизингополучателя, за исключением возвратного лизинга.

По экономическому содержанию закон относит лизинг к прямым инвестициям, поскольку в ходе операции лизингополучатель обязан возместить лизингодателю его инвестиционные затраты (материальные и денежные) и выплатить вознаграждение. Эта сумма платежей (затраты плюс воз­награждение) составляет сумму договора лизинга.

В затраты, которые несет лизингодатель, входят стоимость предмета лизинга, налог на имущество, расходы на транспортировку и установку, расходы на обучение персонала лизингопо­лучателя, расходы по страхованию, расходы на таможенное оформление и оплату таможенных пошлин и др. (расходы на транспортировку и установку, расходы по страхованию и другие в зави­симости от условий договора лизинга могут не включаться в расходы и затраты).

Вознаграждение (или доход) лизингодателя включает оплату услуг по осуществлению лизин­говой сделки, а также проценты за использование собственных средств на приобретение предмета лизинга и (или) на выполнение определенных дополнительных услуг. Разница между доходами лизингодателя и расходами на осуществление лизинговой деятельности составляет его прибыль.

Платежи, которые согласно договору лизинга осуществляет лизингополучатель, – это плата лизингодателю за владение и пользование предоставленным по договору лизинга имуществом, амортизационные отчисления в течение срока действия договора, инвестиционные затраты, оплата процентов за кредиты, использованные лизингодателем на приобретение предмета лизинга, плата за дополнительные услуги лизингодателя, НДС, страховые взносы, а также налог на имущество, если он уплачен лизингодателем.

Согласно методическим рекомендациям по расчету лизинговых платежей, разработанным Минэкономразвития России, расчет общей суммы лизинговых платежей осуществляется по следующей формуле:

ЛП = АО + ПК + КВ + ДУ + НДС

где: ЛПобщая сумма лизинговых платежей;

АО – величина амортизационных отчислений, причитающихся лизингодателю в текущем году;

ПК – плата за используемые кредитные ресурсы лизингодателем на приобретение имущества – объекта договора лизинга;

KBкомиссионное вознаграждение лизингодателю;

ДУ– плата лизингодателю за дополнительные услуги лизингополучателю, предусмотренные дого­вором лизинга;

НДС – налог на добавленную стоимость, уплачиваемый лизингополучателем по услугам лизинго­дателя.

Если лизингополучатель является малым предприятием, в общую сумму лизинговых плате­жей НДС не включается.

Все платежи лизингополучатель относит на себестоимость продукции, которую он произво­дит с использованием предмета лизинга, или на расходы, связанные с его основной деятельно­стью.

При заключении договора о международном лизинге необходимо учитывать, что Россия в феврале 1998 г. присоединилась к Оттавской конвенции УНИДРУА о международном финансо­вом лизинге. Из этого следует (ст. 15 Конституции РФ), что прежде всего операции по экспорт­ному и импортному лизингу на территории России регулируются нормами Оттавской конвенции, которые были изложены выше. Поэтому права и обязанности участников договора международ­ного лизинга регулируются в соответствии с Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. № 16-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге», нормами национального законодательства в части, не противоречащей отнесенным к предмету регулирования нормам международного права. Режим применимого права устанавлива­ется по соглашению сторон международного договора лизинга в соответствии с Конвенцией УНИДРУА о международном финансовом лизинге.

По закону лизинговый договор квалифицируется как международный при наличии в нем ссылки на договор купли-продажи. При этом должно быть предусмотрено, что передача предмета лизинга лизингополучателю производится не позднее чем через шесть месяцев с момента пересе­чения предметом таможенной границы России. Превышение этого срока допускается только в случае транспортировки лизингового имущества по территории России.

Рассмотрим процесс организации международных лизинговых операций на примере реальной сделки фирмы «Л-авто» – официального дилера немецкой фирмы «VolkswagenAG».

Фирма «Л-авто» реализует классический лизинг со свойственным ему трехсторонним харак­тером взаимоотношений. Субъектами сделки являются:

1) собственник имущества, предоставляющий его в пользование на условиях лизингового соглашения, лизингодатель – компания «Скания Россия», которая осуществляет лизинговые опе­рации и предоставляет комплекс услуг нефинансового характера: содержание и ремонт автомобилей, замена изношенных частей, консультации по их эксплуатации и т.д.;

2) пользователь имущества (лизингополучатель) – непосредственно ООО «Л-авто», которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок во владение и пользование;

3) продавец имущества (лизингодатель) – поставщик – шведский автомобильный концерн «SKANIACVAB».

На рис. 5.2 приведена схема лизинговой сделки, осуществляемой ООО «Л-авто», которая дает общее представление о взаимодействии субъекта лизинга:

Рис. 5.2. Схема лизинговой операции, реализуемая ООО «Л-авто»

1) ООО «Л-авто», нуждающееся в определенном транспортном средстве для осуществления перевозок импортируемых автомобилей, изучив предложения различных поставщиков, останавли­вает свой выбор на производителе тягачей – шведском автомобилестроительном концерне «SCANIACVAB»;

2)ООО «Л-авто» направляет заявку на заказ лизинговых услуг компании «Скания Россия» (г. Москва), где указывается тип и количество автомобилей, передаваемых в лизинг, сроки, цель и обеспечение лизинга, а также передает пакет документов, необходимых для заключения договора лизинга. Пакет включает стандартный набор учредительных документов, копий коммерческих договоров «Л-авто», правоустанавливающие документы и всю финансовую информацию для ана­лиза намеченного проекта, оценки способности ООО «Л-авто» своевременно и в полном объеме производить лизинговые платежи;

3) поставщик «SCANIACVАВ», арендодатель «Скания Россия» и арендатор ООО «Л-авто» на основе прямых переговоров вырабатывают основные условия коммерческих контрактов, в кото­рых оговаривается спецификация закупаемого и передаваемого в лизинг тягача, сроки изготовле­ния, сроки и условия поставки, стоимость, условия платежа и т.д.;

4) лизинговая компания заключает с поставщиком «SCANIACVAB» договор купли-продажи транспортного средства, где оговариваются все аспекты взаимоотношений продавца и покупателя по поводу намеченной сделки;

5) ЗАО «Скания Россия» осуществляет платеж по заказываемому транспортному средству в пользу «SCANIACVAB»;

6) «SCANIACVAB» производит поставку автомобиля. Сдача-приемка предмета лизинга от продавца осуществляется уполномоченными представителями продавца, лизингодателя и лизин­гополучателя и оформляется актом сдачи-приемки транспортного средства по договору купли-продажи, после чего ЗАО «Скания Россия» ставит на баланс объект сделки и списывает его стои­мость в соответствии с ожидаемым сроком использования;

7) лизингополучатель ООО «Л-авто» заключает договор среднесрочного финансового лизинга с компанией «Скания Россия», в соответствии с которым предмет лизинга является собственно­стью лизингодателя и передается лизингополучателю во временное владение и пользование;

8) ООО «Л-авто» за свой счет страхует предмет лизинга по системе «автокаско» на всю сумму его стоимости по договору купли-продажи между ЗАО «Скания Россия» и «SCANIACVAB», а также гражданскую ответственность на весь срок действия договора лизинга;

9) ЗАО «Скания Россия» передает тягач ООО «Л-авто» в присутствии уполномоченных пред­ставителей лизингодателя и лизингополучателя; стороны подписывают акт сдачи-приемки пред­мета лизинга;

10) ООО «Л-авто» уплачивает лизинговые платежи лизингодателю в соответствии с графи­ком, установленным в лизинговом договоре. Фирма «Л-авто» в момент подписания договора лизинга предоставляет лизингодателю аванс, а затем после подписания акта сдачи-приемки транс­портного средства в эксплуатацию выплачивает ежемесячно равными долями общую сумму лизингового платежа (за минусом аванса);

11) лизингодатель по окончании срока действия договора лизинга и при условии уплаты лизингополучателем всей суммы платежей передает ООО «Л-авто» право собственности на пред­мет лизинга путем подписания дополнительного соглашения к договору или отдельного договора купли-продажи по цене, не превышающей затраты ЗАО «Скания Россия» на пере­дачу «Л-авто» права собственности.