Задачи и средства физического воспитания детей

Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья ребенка, организацию благоприятной материальной среды, обеспечивающей ребенку безопасность жизнедеятельности, питание и способствующей его двигательной активности, составляет содержание физического воспитания.

Физическое воспитание– организованный педагогический процесс, направленный на разностороннее морфологическое и функциональное совершенствование организма в соответствии с требованиями общества.

Именно поэтому в программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях большое внимание уделяется физической культуре, организации оздоровительной работы с детьми.

Для осуществления физического воспитания детей воспитателю необходимо:

·      уметь анализировать и оценивать степень физического здоровья и двигательного развития детей;

·      формулировать задачи физического воспитания на определенный период (например, на учебный год) и определять первостепенные из них с учетом особенностей каждого из детей;

·      проектировать желаемый уровень конечного результата, предвидя трудности на пути к достижению цели;

·      организовывать процесс воспитания в определенной системе, выбирая наиболее целесообразные средства, формы и методы работы в конкретных условиях;

·      уметь сравнивать достигнутые результаты с исходными данными и поставленными задачами;

·      владеть самооценкой профессионального мастерства, постоянно совершенствуя его.

Воспитатель также должен:

– иметь четкие позиции в отношении к собственному здоровью, искать действенные способы своего оздоровления;

– быть убежденным в значимости физической культуры как одной из задач и важнейшего средства разностороннего развития личности;

– систематически заниматься оздоровительными видами физических упражнений, вести здоровый образ жизни.

Физическая подготовка– это профессиональная подготовленность воспитателя к осуществлению физического воспитания. Воспитатель детского сада как специалист по физической культуре должен обладать определенным уровнем двигательных умений и физических качеств, необходимых в работе с детьми.

Система физического воспитанияв дошкольных учрежденияхпредставляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Она одновременно является подсистемой, частью общегосударственной системы физического воспитания, которая, помимо указанных компонентов, включает также учреждения и организации, осуществляющие и контролирующие физическое воспитание. Каждое учреждение в зависимости от его специфики имеет свои конкретные направления в работе, отвечающие в целом государственным и общенародным интересам.

Система физического воспитания в дошкольных учреждениях строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей.

Цель физического воспитания– формирование у детей здорового образа жизни. В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Оздоровительными задачами физического воспитанияявляются: охрана жизни и укрепление здоровья детей, их всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности.

Учитывая специфику возраста, задачи определяются в более конкретной форме:

·     помогать формированию изгиба позвоночника, развитию сводов стопы, укреплению связочно-суставного аппарата;

·     способствовать развитию всех групп мышц, особо – мышц-разгибателей, правильному соотношению частей тела;

·     способствовать совершенствованию деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

·     способствовать правильному функционированию внутренних органов, развитию функции терморегуляции, центральной нервной системы (тренировать процессы возбуждения и торможения, их подвижность), органов чувств, двигательного анализатора.

Образовательные задачифизического воспитания– формирование представлений о своем организме, навыков выполнения основных движений, представлений о режиме, об активности и отдыхе.

Воспитательные задачифизического воспитаниянаправлены на разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое), формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.

В системе физического воспитания используются психогигиенические, эколого-природные факторы, а также движения и физические упражнения, выступающие в форме целостного двигательного режима.

Психогигиенические факторы физического воспитания– это общий режим труда и отдыха, питание, гигиена одежды, обуви, физкультурного оборудования и т.д. Эти факторы способствуют осуществлению цели и задач физвоспитания лишь при условии полного физиологического и психологического комфорта ребенка. Поэтому при оценке эффективности этих факторов учитывается, насколько каждый из детей их принимает, понимает и старается им следовать.

Эколого-природные факторы физического воспитания– это необходимость больше времени проводить в естественной среде – на воздухе, чаще соприкасаясь с природой; больше двигаться, используя все разнообразие способов движений в естественной природной среде. Природа – среда обитания человека, источник его здоровья, физического и двигательного развития. Солнце, воздух, земля, вода могут щедро одарить ребенка здоровьем, если научить его с благодарностью принимать этот дар. Детям нужно ступать босыми ногами на землю, подставлять под лучи жаркого солнца и свежего ветра свое тело, использовать любую возможность, чтобы побродить по воде; знать и выполнять специальные упражнения, развивающие зрение, слух, обоняние, осязание.

Особенно важно правильно использовать природные факторы в качестве закаливающих процедур, их следует органически включать в режимные процессы. Например, облегчить одежду, обувь во время физкультурных мероприятий, использовать холодную воду при умывании и полоскании горла и рта после еды и т.д.

Физические упражнения– движения, двигательные действия, отдельные виды двигательной деятельности, которые используются для решения задач физического воспитания. В результате глубокого изучения возможностей детского организма учеными были разработаны нормативные показатели по всем основным видам физических упражнений и требования к качеству их выполнения. Эти данные используются при разработке программ для дошкольных учреждений.

Двигательная деятельность– деятельность, направленная на физическое и двигательное развитие ребенка, основным компонентом которой является движение. Двигательная деятельность является также средством разностороннего развития детей.

Будет полезно почитать по теме: