Принципы физического воспитания в системе физического воспитания в дошкольном учреждении

Система физического воспитания в дошкольном учреждении строится на определенных принципах.

1. Принцип оздоровительной направленности. Воспитатель детского сада несет ответственность за жизнь и здоровье каждого ребенка, он обязан обеспечить рациональный общий и двигательный режим в дошкольном учреждении, создать оптимальные условия для игр и занятий детей. При введении новшеств в педагогический процесс следует помнить главное правило – “не навреди здоровью”. В дошкольном учреждении обязательна организация медицинского контроля.

2. Принцип разностороннего развития личности. При решении специфических физкультурных задач решаются также задачи умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания. На любом физкультурном мероприятии воспитателю необходимо стремиться активизировать мыслительную деятельность; создавать условия, в которых ребенок самостоятельно ищет наиболее рациональный способ поведения, упражняется в трудовых действиях, фиксирует внимание на красках, формах окружающей обстановки и оборудования, эмоционально воспринимает ритм, музыку.

3. Принцип гуманизации и демократизации. Независимо от избранной системы воспитания в целом или его отдельных направлений (авторские программы или методики, тип учреждения), в основе любого педагогического процесса лежит физическое, психическое и социальное благополучие каждого из детей. Вся физкультурная работа строится на основе комфортности – ребенку нужны приятные эмоции от общения со сверстниками, физические упражнения (чувство “мышечной радости”), победа над своим неумением, понимание, что он делает что-то очень важное для своего здоровья, ощущение результата. Недопустим авторитарный стиль отношений с детьми. Воспитатель не должен быть безразличным к тому, что некоторые дети не любят зарядку, ленивы в движениях. Для каждого нужен свой “волшебный ключик” – то средство, которое заставит “неумейку” научиться, вовлечет малоподвижного в интересную двигательную деятельность.

Демократизация физического воспитания предполагает предоставление воспитателю права свободного выбора форм, средств и методов работы с детьми. Однако такое право должно гарантировать действительно высокие конечные результаты: здоровье, физическое развитие, двигательную подготовленность детей – по сравнению с исходными данными. Это обязывает воспитателя уметь определять ближайшую зону физического и двигательного развития; находить наиболее результативные средства, формы и методы воспитания, объединяя их в систему; уметь оценивать эффективность используемых методик.

4. Принцип индивидуализации. Планируя работу с дошкольниками, воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Коллективные формы работы по физкультуре целесообразны лишь тогда, когда они интересны для всех детей, обеспечивают для каждого оптимальную физическую нагрузку, индивидуальный темп двигательной активности и не допускают заорганизованности, командного стиля отношений.

Идея индивидуализации заложена и в режиме дня: он должен быть гибким для детей, удобным для родителей и воспитателей. Так, если кто-то из детей быстро утомляется, ему следует пообедать и идти спать. Выспавшийся ребенок не лежит в постели и не ждет, пока проснутся все остальные. Нецелесообразно также будить кого-то только потому, что все остальные уже проснулись.

Особой осторожности требует проведение закаливания, которое не может быть одинаковым для всех детей группы, так как здоровье у всех разное. Дети, часто болеющие, с отклонениями в физическом развитии, малоподвижные, не умеющие красиво и ритмично двигаться, имеют право на дополнительное внимание воспитателя, врача. Талантливые, опережающие в развитии сверстников ребята – на особые формы занятий, условия для развития способностей.

5. Принцип единства с семьей. Правильно воспитать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, культурно-гигиенических навыков, развития двигательных навыков. Поэтому очень важно оказывать необходимую помощь родителям, привлекать их к участию в совместных физкультурных мероприятиях – физкультурных досугах и праздниках, походах.

Будет полезно почитать по теме: