Предмет теории физического воспитания ребенка

Предмет теории физической воспитания ребенка, так же как и предмет теории физической культуры и спортарассматривает объективные закономерности, явления, их связи и отношения, которые отличают одну область знаний от другой, придают дисциплине качественное своеобразие.

Теория физической культуры и спорта призвана предоставить научно-теоретическое объяснение и истолкование данных связей и отношений, вскрыть существующие закономерности и обосновать пути их реализации в процессе физической подготовки.

Следовательно, предметом теории физической культуры ребенка являются закономерности процесса физического развития, совершенствования личности и управления этим процессом.

Понятие «научная дисциплина» шире, чем понятие «учебная дисциплина». Из многообразия результатов научных исследований и достижений практики в содержание теории физической культуры и спорта как учебной дисциплины включены наиболее важные и принципиальные положения, имеющие первостепенное значение для организации, обеспечения и проведения физической культуры и спорта в образовательных учреждениях в соответствии с объективными требованиями профессиональной деятельности к физическому состоянию личности.

Теория физической культуры ребенка представляет собой динамичную систему современных научных положений, раскрывающих сущность физического воспитания и совершенствования личности. Она создает теоретическую базу для повышения эффективности процесса улучшения физического состояния личности, для обобщения имеющихся достижений в практике руководства, организации, обеспечения и проведения физической культуры и спорта в организациях и образовательных учреждениях.

Организация физической культуры детей, являясь основой профессиональной деятельности большинства специалистов и реализуя соответствующие закономерности управленческих действий в виде ситуационных задач, трансформирует общетеоретические положения в конкретные практические рекомендации. Она устанавливает различные частные закономерности управления обучением, развитием, воспитанием детей, дает соответствующий материал для общетеоретических обобщений.

Все это обусловливает их органичное единство и существование в рамках одной научной и учебной дисциплины – физическое воспитание дошкольников.

Каждая область знаний как конкретная научная и учебная дисциплина имеет право на самостоятельное существование только в том случае, если обладает своим собственным, только ей присущим предметом изучения. Предметом изучения называется объект исследования и субъект исследования, свойственные той или иной научной дисциплине. Накопленные в результате изучения сведения формируются в определенную систему и образуют особую учебную дисциплину – предмет преподавания.

В науке о физическом воспитании под объектом исследования понимается тот или иной изучаемый педагогический фактор (система физических упражнений, метод обучения), под субъектом – человек, у которого изучается реакция на выполнение физических упражнений.
В педагогическом исследовании объект изучения взаимосвязан с субъектом.

Предметом изучения теории физической культуры и спорта является установление общих закономерностей физического воспитания как социального явления.

Общим закономерностям присущи те, которые в равной мере свойственны физическому воспитанию любых контингентов населения (детей и взрослых, начинающих заниматься физическими упражнениями и квалифицированных спортсменов).

Предметом изучения методик физического воспитания является установление частных закономерностей физического воспитания и реализация общих закономерностей в педагогическом процессе, имеющем конкретную направленность.

Закономерности физического воспитания – это частные проявления общих закономерностей природы и общества. Закономерности физического воспитания, выражаемые через специальные методы познания и преобразования физического состояния человека, составляют одну из частных методологий – методологию физического воспитания.

Являясь методологией физического воспитания, теория физического воспитания ребенка раскрывает многогранные внутренние и внешние связи физического воспитания как целостного общественного явления. Именно поэтому теория физической культуры ребенка призвана обеспечивать методологическую подготовку в сфере физического воспитания дошкольников, позволяющую специалисту свободно ориентироваться и проявлять себя в решении любых задач физического воспитания.

Каждое педагогическое направление системы физического воспитания обладает соответ-ствующими методиками. Например, методиками общего физического воспитания, методиками физического воспитания с профессиональной направленностью, методиками физического воспитания со спортивной направленностью. Внутри каждой из этих методик существуют частные методики. Разнообразие их соответствует типовым разновидностям контингента занимающихся по возрасту, полу, профессиональной принадлежности и спортивной специализации (методики физического воспитания школьников, методика физического воспитания женщин). В данном случае в названии научной и учебной дисциплины слово «методика» дается иногда в единственном числе как обобщающий термин. Методики отдельных спортивно-педагогических дисциплин (методика преподавания гимнастики или плавания) образуют самостоятельные научные дисциплины.

Теория и методика обучения не могут существовать и развиваться изолированно. Теория физической культуры ребенка представляет собой динамическую систему наиболее современных научных положений, отражающих сущность физического воспитания. Она рассматривается как высшая форма развития знаний о физическом воспитании. Теория физической культуры ребенка создает перспективу совершенствования процесса физического воспитания в целом, обобщает частные закономерности физического воспитания и делает их достоянием всех методик физического воспитания.

Методики физического воспитания, устанавливая частные закономерности, создают базу для теоретических обобщений, реализуя закономерности в виде систем педагогических рекомендаций, превращают общие теоретические положения в описания конкретных действий преподавателя и обучаемых. Через методики физического воспитания осуществляется превращение общественного достояния (общих теоретических положений) в личное (повышение уровня здоровья, приобретение умений).

Таким образом, каждая методика обязана не только использовать общие закономерности для разработки конкретных рекомендаций, но и устанавливать частные закономерности, присущие педагогическому процессу с данным контингентом занимающихся. Все это обусловило существование учебной дисциплины под названием «Теория физической культуры и спорта». По характеру предметов изучения она входит в систему педагогических наук. Однако, как и любая педагогическая дисциплина, теория физической культуры и спорта обосновывает свои педагогические положения социальными, психологическими и биологическими закономерностями.

Будет полезно почитать по теме: