Особенности развития ребенка раннего возраста

Неодновременность роста и развития отдельных органов и систем наблюдается как до, так и после рождения ребенка. В первые годы его жизни происходит интенсивное нарастание массы головного мозга. Несколько цифр: у новорожденного масса мозга равна 360-390 г. К концу первого года жизни она увеличивается в 2-2,5 раза, к концу третьего года ‑ в 3 раза и составляет в среднем 1100 г. Мозг ребенка 7 лет весит 1250 г. В дальнейшем количественное нарастание массы мозга происходит очень медленно. Мозг взрослого весит примерно 1400 г.

Оказывается, что такое избирательное развитие необходимо именно в первые годы жизни, так как только при участии структур мозга идет формирование условнорефлекторной деятельности и приспособление организма к окружающей среде. А это обеспечивает его выживание в первые годы жизни.

Научные исследования (Н.М. Щелованов, М.Ю. Кистяковская и др.) показали, что формиро-вание двигательных навыков и развитие основных физических качеств (ловкости, быстроты, силы и выносливости) также происходят неодновременно. Ребенок вначале осваивает ходьбу и другие двигательные акты, нужные для самообслуживания, а затем ‑ бег и другие движения, необходимые для дальнейшей жизни.

Указанная закономерность, обусловливающая избирательное развитие отдельных органов и систем, дает возможность педагогам соответственно строить свою работу. Так, в период развития речедвигательной функции ребенку необходимо речевое общение, в период развития моторики ‑ двигательная активность. Эта особенность роста и развития является естественно-научной основой правильной постановки учебно-воспитательного процесса, так как отвечает на вопрос: как лучше обучать детей разного возраста. Учитывая очередность развития функциональных систем в онтогенезе, необходимо такую же очередность обеспечить и при воспитании ребенка.

Последовательность ведущих видов деятельности, обеспечивающая нормальное развитие, такова:

1) непосредственное эмоциональное общение с младенцем;

2) предметно-манипулятивная деятельность в раннем возрасте;

3) ролевая игра дошкольника;

4) учебная деятельность;

5) общественно-полезная деятельность;

6) учебно-продуктивная деятельность.