Методы исследования в теории физического воспитания ребенка

Современность требует глубоких и всесторонних знаний в области физической культуры, принятия неординарных решений, постоянного поиска новых исследований. Оригинальные изыскания становятся достоянием других специалистов. Реализация полученных результатов происходит тогда, когда специалисты хорошо владеют методологией педагогических исследований в физическом воспитании, т.е. системой знаний и умений в области подготовки и проведения педагогического исследования, в области обработки, анализа и представления результатов исследования.

Подготовка к исследованию складывается из выбора темы на основе анализа литературных источников и педагогической практики, определения задач, разработки гипотезы, составления плана исследования, подбора исследуемых, выбора методов исследования, создания необходимых материальных условий и документации для фиксирования результатов.

Проведение исследования в сфере физической культуры состоит в использовании выбранных методов как способов разрешения поставленных задач. Так, начинающим исследователям целесообразно знать некоторые методы, используемые в физической культуре.

Экспериментальный методорганизации учебно-воспитательной работы предусматривает введение в педагогический процесс нового педагогического фактора (средства, метода обучения) для изучения эффективности его воздействия.

Контрольный методорганизации учебно-воспитательной работы характеризуется тем, что в нем выдерживается общепринятая форма и содержание учебно-воспитательной работы как критерий для сравнения с экспериментальным методом.

Индивидуальный методорганизации учебно-воспитательной работы отличается тем, что при нем учебно-воспитательный процесс осуществляется педагогом в соответствии с личными планами без какого-либо вмешательства исследователя.

Методы сбораинформациимогут быть самыми разнообразными. С их помощью можно получать сведения о результативности педагогического процесса в ходе самого обучения и воспитания, до или после него.

Методы получения ретроспективной информации(т.е. информации, характеризующей педагогическое явление в прошлом) позволяют определить степень и характер разработанности предшественниками того вопроса, который ставится для изучения в новом исследовании. Определенные системы использования нескольких перечисленных методов составляют то, что принято называтьпедагогическим экспериментомипедагогическимнаблюдением. Педагогический эксперимент включает в себя обязательно экспериментальный метод организации учебно-воспитательной работы, в некоторых случаях – контрольный метод, обязательно один или несколько методов сбора информации и метод математической обработки. Используется метод получения ретроспективной информации. Педагогическое наблюдение включает в себя индивидуальный метод организации, один или несколько методов сбора информации (и обязательно педагогический анализ и оценку), иногда – метод математической обработки.

Выбор методов исследования определяется конкретными задачами научной работы.

Решение некоторых проблем физического воспитания требует использования методов психологического и биомеханического анализа, а также физиологических методов (например, при изучении познавательной активности детей на занятиях, при изучении техники физического упражнения, при разработке методик развития физических способностей).

Собранные с помощью перечисленных методов фактические данные, характеризующие изучаемый педагогический процесс, подвергаются качественному и количественному анализу. Качественный анализ предусматривает словесную педагогическую оценку полученных результатов; количественный – математическую обработку для установления степени достоверности различий эффективности двух или нескольких педагогических процессов и выявления некоторых связей между ними.

Завершается исследование оформлением результатов и внедрением их в педагогическую практику.