Методика развития физических качеств у детей

Физические качества– сложный комплекс биологических и психических свойств организма, которые определяют силовые, скоростно-силовые и временны́е характеристики движения человека.

К физическим качествам человека относятся: быстрота, ловкость, сила, гибкость, равновесие и выносливость.

Быстрота. Критерием оценки быстроты являются: время двигательной реакции, скорость одиночного движения и частота движения.

Средствами развития такого физического качества, как быстрота являются: упражнения, выполняемые с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью), на скорость (добежать до финиша как можно быстрее), с изменением темпа (бег медленный, быстрый и очень быстрый); подвижные игры; скоростно-силовые упражнения: прыжки, метание; упражнения в размахивании, кружении, ударах, бросании и толкании легких предметов, поворотах, выполняемых с максимальной частотой.

Методами развития быстроты являются:

- повторный;

- переменный (с варьирующими ускорениями);

- игровой;

- соревновательный.

Ловкость. Средствами развития ловкости являются: физические упражненияв основных движениях (ходьба между предметами; с преодолением различных препятствий – пролезть в обруч, перепрыгнуть через предмет; метание, игры в мяч, прыжки, лазание); общеразвивающие упражнения с предметами различной формы, массы, объема; подвижные игры; совместные упражнения – вдвоем, небольшой группой – с мячами, шестами; применение необычных исходных положений (бег из положения стоя на коленях, сидя; прыжок из положения стоя спиной к направлению движения), быстрая смена различных положений (сесть, лечь, встать); изменение скорости или темпа движений, введение разных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов.

Методами развития ловкости являются:

- соревновательный;

- игровой.

Сила. Критериями оценки силы являются килограммы (оценивается абсолютная сила без учета собственной массы и относительная сила – абсолютная сила, деленная на массу человека).

Средствами развития силы являются: упражнения с повышенной сопротивляемостью: упраж-нения с набивными мячами; упражнения, включающие поднятие собственной массы (прыжки), преодоление сопротивления партнера (в парных упражнениях); упражнения, отягощенные массой собственного тела: общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами; упражнения в основных движениях (различные прыжки, лазание, ползание).

Методы развития силы:

- метод серийных упражнений;

- метод интервальных упражнений.

Гибкость. Критериями оценки гибкости является максимальная амплитуда движений.

Средствами развития гибкости являются: выполнение физических упражнений с большой амплитудой; общеразвивающие упражнения с предметами и без них; стретчинг – система упражнений, направленных на повышение гибкости, подвижности суставов.

Методом развития гибкости является метод серийных упражнений (только после разминки).

Равновесие.Критерием оценки равновесия является сохранение устойчивого положения тела в статике и динамике.

Средствами развития равновесия являются: движения и позы в условиях, затрудняющих сохранение равновесия: упражнения, выполняемые на уменьшенной и приподнятой площади опоры (катание на коньках, велосипеде, ходьба, бег по скамейке); метание; упражнения, направленные на совершенствование анализаторов, обеспечивающих сохранение равновесия, - качание на качелях; подвижные игры.

Методы развития равновесия:

- метод повторных упражнений;

- метод интервальных упражнений.

Выносливость. Критерием оценки выносливости является время, в течение которого человек выполняет физическую работу.

Средствами развития выносливости являются циклические упражнения: бег, ходьба.

Методом развития выносливости является метод непрерывных упражнений небольшой интенсивности, повторных упражнений или более активных упражнений с небольшими перерывами.

Будет полезно почитать по теме: