Формирование двигательных навыков и воспитание физических качеств у детей

На развитие физических качеств дошкольника оказывают влияние различные средства и методы физического воспитания. Эффективным средством формирования быстроты являются упражнения, направленные на развитие способности быстро выполнять движения. Дети лучше всего осваивают упражнения в медленном темпе. Педагог должен предусмотреть, чтобы упражнения не были долгими по продолжительности, однообразными. Желательно их повторить в разных условиях, с разной интенсивностью, с усложнением или, наоборот, снижением требований.

Для воспитания у детей умения развивать максимальный темп бега могут быть использованы следующие упражнения:

- бег в быстром и медленном темпе;

- бег с ускорением по прямой, по диагонали;

- бег в максимальном темпе на короткие дистанции;

- бег за партнером.

Полезно выполнять упражнения в различном темпе, что развивает умение прилагать разные мышечные усилия. Для развития у ребят умения поддерживать темп движений на протяжении некоторого времени эффективным средством является бег на короткие дистанции: 15, 20, 30 м. Для обучения быстрому началу движений может применяться бег с ускорением по сигналу, старт из разных исходных положений. Эти упражнения включаются в утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, физические упражнения и подвижные игры на прогулке.

Для развития ловкости необходимы более сложные упражнения по координации и условиям проведения:

– применение необычных исходных положений (бег из исходного положения, стоя на коленях, сидя, лежа);

– прыжок из исходного положения, стоя спиной к направлению движения;

– быстрая смена различных положений;

– изменение скорости или темпа движения, способа его выполнения;

– использование в упражнениях предметов различной формы, веса, фактуры;

– выполнение взаимосогласованных действий несколькими участниками.

Могут быть использованы упражнения, в которых дети прилагают усилия, чтобы сохранить равновесие:

- кружение на месте;

- качание на качелях;

- ходьба на носках и др.

Упражнения для развития силовых способностей делятся на две группы: упражнения с сопротивлением, которое вызывает вес бросаемых предметов; и упражнения, выполнение которых затрудняет вес собственного тела (прыжки, лазание, приседание). Большое значение имеет количество повторений упражнений. Небольшая дозировка не содействует развитию силы, а чрезмерно большая может привести к утомлению. В силовых упражнениях предпочтение необходимо отдавать горизонтальным и наклоненным положениям туловища. Они разгружают сердечно-сосудистую систему и позвоночник, уменьшают кровяное давление в момент выполнения упражнений. Упражнения с мышечным напряжением необходимо чередовать с упражнениями на расслабление.

Для развития выносливости больше всего подходят упражнения циклического характера (ходьба, бег, прыжки, плавание и др.). В выполнении этих упражнений принимает участие большое количество мышечных групп, хорошо чередуются моменты напряжения и расслабления мышц, регулируется темп и продолжительность выполнения. Продолжительность беспрерывных действий должна быть около 2 минут – это время, на протяжении которого осуществляется налаживание функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Главным средством воспитания общей выносливости дошкольника является бег со средней скоростью (2-2,5 м/с). Целесообразно включать его в занятия, увеличивая каждый раз расстояние, которое должны преодолеть дети.

Вместе с бегом развитию выносливости могут содействовать прыжки через скакалку, подпрыгивание на месте и с продвижением вперед, спортивные упражнения (ходьба на лыжах, плавание, езда на велосипеде), а также подвижные игры, в которых двигательное действие повторяется много раз.

Для осуществления задач физического воспитания в дошкольных учреждениях используют физкультурное оборудование: стационарное и переносное, физкультурный инвентарь для спортивных учреждений и игр, физкультурные пособия.

Будет полезно почитать по теме: