Физическое воспитание ребенка первого года жизни

На первом году жизни ребенка очень важно выполнять тот комплекс массажа и гимнастики, который по месяцам назначает вашему малышу врач или медицинская сестра. Физическое воспитание детей раннего возраста способствует правильному росту и развитию всего организма, укрепляет здоровье, закаливает детей, помогает правильному развитию у них двигательных функций.

Массаж оказывает на организм разностороннее воздействие. Под влиянием массажа с кожи по нервным путям направляются бесчисленные потоки импульсов, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее влияние на центральную нервную систему, в связи с чем улучшается ее функция - контроль над работой всех систем и органов и их регулирование.

Тактильный раздражитель, каким является массаж, в грудном возрасте представляет собой фактор особого значения: он оказывает существенное влияние на развитие положительных эмоций и голосовых реакций.

Массаж и гимнастика младенцев

Гимнастика и массаж детям первого года жизни назначаются врачом-педиатром строго индивидуально. При этом учитывается состояние здоровья ребенка, уровень его развития, способность удерживать статические положения тела и двигательные умения. Массаж можно начинать с 3-4 недель жизни ребенка, гимнастику несколько позднее – с 6-8 недель. К этому времени организм малыша приспосабливается к условиям внешней среды – устанавливается определенный режим жизни, совершенствуется процесс терморегуляции.

Массаж– это метод рефлекторного и механического воздействия руками на ткани организма. Направление движений при этом должно совпадать с направлением тока лимфы, т.е. верхние конечности следует массировать от кисти к плечу, к подмышкам; нижние конечности – от стопы к паховым железам. Массаж проводится в идее последовательных поглаживаний, растираний, разминаний и поколачиваний отдельных частей тела ребенка. При этом оказывается воздействие не только на поверхностные и глубоко расположенные ткани, но и рефлекторно на весь организм в целом.

Массаж грудных младенцев оказывает существенное влияние на развитие у них эмоций и речевых реакций. Массировать ребенка нужно ежедневно, вначале без сочетания с гимнастикой, а в дальнейшем, чередуя с ней. Продолжительность каждого массажного приема от 30 с до 2 мин.

По мере роста ребенка время, отводимое на массаж, сокращается, а на гимнастические упражнения увеличивается. К 5-6 мес. массаж можно прекратить и заниматься только гимнастикой.

Гимнастические упражнения включают рефлекторные (ответ на раздражения кожно-нервного аппарата малыша), пассивные (проводится взрослыми), пассивно-активные ( с помощью взрослого и частично самостоятельно малышом) и активные (самостоятельно малышом).

Чтобы упражнения приносили пользу и оказывали благотворное воздействие, необходимо соблюдать следующие правила и условия:

- занятия должны быть ежедневными, а время их проведения постоянным (желательно до еды);

- сеанс не должен продолжаться более 5 мин.;

- оптимальная температура воздуха в комнате 21-22ºС;

- малыш должен быть голеньким;

- занятия нужно проводить на столе, покрытым матрацем;

- после сеанса следует завернуть малыша в теплое полотенце для отдыха на 20-30 мин.;

- руки массажиста должны быть идеально чистыми и теплыми;

- движения нужно выполнять очень мягко, чтобы не повредить нежное тело малыша.

Основа развития ребенка - самостоятельные активные движения. Однако, специальные упражнения и массаж способствуют совершенствованию его двигательных навыков.

Примерный комплекс упражнений и массажа для детей от 1,5 до 3 месяцев

1. Массаж рук (поглаживание). Исходное положение – ребенок лежит на спине ногами к взрослому. Большой палец правой руки вложить в левую кисть ребенка и слегка ее придерживать. Левой рукой поглаживать внутреннюю, а затем наружную поверхность левой руки ребенка от кисти к плечу. Повторить 8-10 раз. Правую руку ребенка массировать правой рукой.

2. Массаж груди. Исходное положение – то же. Пальцами и ладонями обхватить грудную клетку ребенка. По ходу межреберных промежутков передвигать руки от середины к бокам, слегка нажимая большими пальцами на грудные мышцы. Повторить 6-8 раз.

3. Массаж живота (поглаживание). Исходное положение то же. Правой рукой поглаживать левую половину живота сверху вниз и одновременно левой рукой правую половину живота снизу вверх. Повторить 6-8 раз.

Массаж ног (поглаживание). Исходное положение то же. Правую ногу ребенка положить на правую ладонь, а левой рукой поглаживать от стопы к паховому сгибу по задней, затем по наружной поверхности голени и бедра. Повторить 8-10 раз. Левую ногу массировать правой рукой.

4. Упражнения для туловища. Исходное положение то же. Взять ребенка двумя руками за верхнюю часть туловища и легко покачивать его влево и вправо, не нажимая на ребра. Повторить 6-8 раз.

Рефлекторное разгибание позвоночника (спинной рефлекс). Исходное положение – ребенок лежит на левом боку. Слегка нажимая двумя пальцами левой руки, проводить ими вдоль позвоночника, о крестца к шее. В ответ на это раздражение ребенок прогибает позвоночник. Повторить на каждом боку по 2-4 раза.

5. Массаж спины (поглаживание). Исходное положение – ребенок лежит на животе. Поглаживать обеими ладонями спину ребенка от шеи к ягодицам, а в обратном направлении
(к голове) тыльной стороной ладони и пальцев. Повторить 6-8 раз.

6. Массаж ягодиц (похлопывание). Исходное положение то же. Тыльной поверхностью пальцев обеих рук легко похлопывать по ягодицам. Повторить 10-12 раз, меняя руки.

7. Ползание (рефлекторное). Исходное положение то же. Согнуть ноги ребенка и соединить стопы так, чтобы они упирались в ладонь взрослого. Подталкивать подошвы согнутых ног, в результате чего ребенок будет отталкиваться ими и стараться продвинуться вперед. Проделать по 1-2 раза в положении лежа на спине и на животе.

8. Массаж ног (разминание). Исходное положение то же. Держа левую ногу ребенка в правой руке, левой рукой разминать мышцы задней и боковой поверхности голени и бедра. Повторить
6-8 раз. Правую ногу массировать правой рукой.

9. Выкладывание на живот. Исходное положение – лежа на животе, руки согнуты в локтях и лежат по бокам груди. Сохранять такое положение 1-2 мин., постепенно довести до 3-5 мин.

10. Массаж стоп (растирание). Исходное положение – ребенок лежит на спине ногами к взрослому. Правую ногу ребенка взять за голень левой рукой. Тыльной стороной пальцев правой руки растирать подошву стопы от пальцев к пятке и обратно. Повторить 10-12 раз.

11. Упражнение для стоп (рефлекторное). Исходное положение то же. Концом указательного пальца правой руки нажимать на ступню ребенка чуть ниже основания пальцев, вызывая подошвенное сгибание. Затем этим же пальцем нажимать по всей наружной части подошвы стопы от пальцев к пятке. В ответ на раздражение вызывается рефлекторное разгибание пальцев стопы. Повторить 4-6 раз.

12. Сгибание стопы. Исходное положение то же. Одной рукой осторожно обхватить ногу, другой рукой, удерживая стопу (большой палец на тыльной стороне стопы, остальные пальцы под ступней), согните ступню. Выпрямите ступню. Выполнить то же упражнение с другой ступней. Повторить по 3-4 раза.

Круговые движения. Исходное положение то же. Начните движения с правой ступни. Делайте небольшие круговые движения, не трогая щиколотку и не нажимая на тыльную часть стопы: по три раза в разные стороны. Сделайте то же упражнение левой ступней.

13. Разгибание позвоночника и ног (рефлекс положения). Приподнять ребенка, поддерживая под грудь и выпрямленные ноги. Малыш, поднимая голову, разгибает позвоночник. Выполнить
1-2 раза.

14. «Пританцовывание» (ножной рефлекс). Исходное положение – лежа на спине. Поддерживая ребенка двумя руками за грудь, переведите его в вертикальное положение и побуждайте сделать кратковременный упор ногами, приподнимая его от стола отрывистыми движениями. Повторяйте в течение 0,5-1 мин.

Продолжительность всего занятия 5-6 мин.

Примерный комплекс физических упражнений и массажа для детей от 3 до 4 месяцев

1. Массаж рук (растирание). Исходное положение – ребенок лежит на спине. Слегка придерживая правую кисть правой рукой, левой производить круговые спиралевидные растирающие движения по направлению от кисти ребенка к плечу. Повторить 4-6 раз. Левую руку массировать правой рукой.

2. Скрещивание рук. Исходное положение – то же. Дать ребенку захватить кольца, удерживая их, скрещивать перед грудью и отводить в стороны. Повторить 6-8 раз.

3. Поднимание рук. Исходное положение – то же. Дать ребенку захватить кольца или большие пальцы взрослого, вытянуть обе руки, поднять руки вперед, потом вдоль головы вверх и обратно. Повторить 4-6 раз.

4. Массаж груди. Исходное положение – то же. Согнутые пальцы рук передвигать по ходу межреберных промежутков от середины к бокам грудной клетки, производя движения, разминающие межреберные мышцы. Не нажимать на ребра. Повторить по 2-3 раза в каждом межреберье.

5. Массаж живота. Исходное положение то же. Пальцы и ладони обеих рук положить под поясницу ребенка. Двигать по ходу косых мышц живота сверху вниз и со спины к животу до соединения их ладонями над лобком. Повторить 6-8 раз.

6. Переход в положение сидя (с помощью взрослого). Исходное положение то же. Захватить обеими руками туловище ребенка с боков. Переводить малыша в положении сидя и осторожно опускать на спину. При опускании ребенка передвигать одну руку к его затылку и поддерживать голову, не допуская ушибов. Повторить 2-4 раза.

7. Рефлекторный поворот со спины на живот. Исходное положение то же. Дать ребенку левой рукой захватить указательный палец левой руки взрослого, правой обхватить голень малыша так, чтобы указательный палец проходил между ногами, а остальные держали наружные поверхности нижних отделов голеней; выпрямляя ноги ребенка, слегка повернуть их вместе с тазом направо. Одновременно с этим потянуть ребенка за согнутую в локте левую руку вперед, побуждая его поворачивать плечевой пояс, туловище и голову до поворота на живот. Проделать то же самое в другую сторону. Повторить 1-2 раза.

8. Массаж ног (разминание). Исходное положение то же. Правая нога ребенка свободно лежит на правой ладони взрослого, которая придерживает ногу в области нижней трети голени. Тремя пальцами левой руки разминать мышцы передней и наружной поверхности голени и бедра от стопы кверху. Повторить 4-6 раз. Левую ногу массировать правой рукой.

9. Сгибание ног. Исходное положение то же. Захватить ноги ребенка за голень (указательные пальцы сверху). Одновременно сгибать ноги, подводя бедра к животу, и разгибать. Проделать
4-6 раз.

10. Массаж спины (разминание). Исходное положение – ребенок на животе. Ладонями делать круговые поступательные движения, энергично разминая мышцы спины от поясницы к шее. Повторить 6-8 раз.

11. Массаж ягодиц (пощипывание). Исходное положение то же. Пальцами слегка пощипывать ягодицы ребенка. Повторить 10-12 раз.

12. Прогибание спины. Исходное положение то же. Захватить одной рукой ножку ребенка сверху в области голеностопных суставов, другую руку положить на поясницу. Приподнимать ноги ребенка над столом, фиксируя другой рукой его туловище, избегая чрезмерного прогибания поясницы. Проделать 4-6 раз.

13. Ползание (с помощью взрослого). Исходное положение то же. Согнуть ноги ребенка и поставить его стопы так, чтобы подошвы упирались в ладонь взрослого; другую руку подвести снизу под грудку ребенка. Легко подталкивать подошвы ребенка, побуждая его к ползанию; рукой, лежащей под грудью, поддерживать малыша, слегка помогая ему продвигаться вперед. Повторить 3-4 раза.

Продолжительность всего занятия 6-7 минут.

Примерный комплекс физических упражнений и массажа для детей от 4 до 6 месяцев

1. Разгибание рук. Исходное положение – ребенок лежит на спине, захватив кольца или большие пальцы рук взрослого. Придерживая кисти ребенка, поочередно разгибать и сгибать его руки. Повторить 6-8 раз.

2. Отведение плеч назад. Исходное положение – ребенок лежит на животе. Захватив ребенка за предплечья, приподнимать верхнюю часть его туловища над столом, сгибая руки и отводя плечи назад до сближения лопаток. Повторить 4-6 раз.

3. Попеременное сгибание рук к плечам. Исходное положение – то же. Попеременно сгибать и разгибать руки к плечам. Повторить 8-10 раз.

4. Переход в положение сидя (с поддержкой за ноги). Исходное положение – ребенок лежит на спине, захватив рукой палец взрослого; другой рукой взрослый удерживает его за бедра. Придерживая кисть ребенка своей рукой, побуждать малыша к переходу в положение сидя и осторожно опускать обратно на стол, чтобы не ушибить голову. Повторить 3-4 раза.

5. Поворот со спины на живот ( с поддержкой за ноги). Исходное положение – ребенок лежит на спине. Захватив голени ребенка одной или обеими руками снизу, выпрямить его ноги и слегка повернуть их вместе с тазом направо. Такое движение приведет к рефлекторному повороту ребенка со спины на живот. Повторить поворот 2 раза в каждую сторону.

6. Поднимание ног. Исходное положение то же. Захватив ноги ребенка за голени так, чтобы большими пальцами обхватить икроножную мышцу, поочередно поднимать выпрямленные ноги до прямого угла и опускать их. Повторить 4-5 раз каждой ногой.

7. Попеременное сгибание ног. Исходное положение – то же. Захватить ноги ребенка за голени указательными пальцами сверху. Попеременно сгибать и разгибать ноги, имитируя движения велосипедиста. Повторить 6-8 раз.

8. Опускание прямых ног в сторону. Исходное положение – то же. Захватить голени ребенка так, чтобы большие пальцы были на их задней стороне, а остальные на передней. Поднять прямые ноги ребенка вверх, опустить их в сторону на стол; опять поднять ноги вверх и опустить их в исходное положение. Стараться, чтобы ноги ребенка не сгибались, и он не поворачивался на бок. Проделать 3-4 раза.

9. Переступание. Исходное положение – ребенок лежит на спине с согнутыми ногами, опираясь подошвами о стол. Захватить ноги ребенка за голени так, чтобы указательные пальцы опирались спереди. Попеременно слегка сгибать и разгибать ноги, «переступая» ими по столу мелкими шажками. Проделать 10-12 раз.

10. Ползание за игрушками. Исходное положение - ребенок лежит на животе. Поставив перед ребенком игрушку, побуждать его ползти и достать ее. Можно рукой подпирать подошвы ног ребенка, стимулируя этим ползание. Повторить 4-6 раз.

Продолжительность занятия 7-8 минут.

Примерный комплекс физических упражнений и массажа для детей от 6 до 9 месяцев

1. Поочередное разгибание рук вперед. Исходное положение – ребенок лежит на спине с кольцами в руках. Держась за кольца, поочередно поднимать вперед прямые руки ребенка и опускать их обратно. Повторить 6-8 раз. То же проделывать и без колец, дав ребенку захватить свои пальцы.

Отведение рук в стороны. Исходное положение – ребенок сидит лицом к взрослому. Захватив ребенка за кисти и предплечья, отводить его руки в стороны и опускать вниз, поднимать вперед. Ребенок, приучившись к движениям, может выполнять их самостоятельно, даже стоя. Повторить 6-8 раз.

2. Одновременное поднимание рук вверх. Исходное положение – то же. Поднимать руки ребенка вверх. Проделать 6-8 раз.

3. Переход в положение сидя с поддержкой. Исходное положение – ребенок лежит на спине, захватив правую руку взрослого левой рукой. Придерживая левой рукой ноги ребенка на столе, правой слегка поддерживать его за руку, побуждая сесть, затем осторожно опустить ребенка обратно на стол. Повторить 2-3 раза, поддерживая то за одно, то за другое плечо.

4. Поднимание туловища. Исходное положение - ребенок лежит на спине. Захватить ноги малыша у голеностопных суставов так, чтобы большие пальцы были снизу, а остальные сверху. Придерживая правой рукой ребенка под спинку, поднимать ноги и туловище вверх над столом, не отрывая головы от поверхности стола. Повторить 1-2 раза.

5. Отведение ног в стороны. Исходное положение - то же. Захватив прямые ноги ребенка сверху за голени, разводить их в стороны, слегка приподнимая от стола, и сводить вместе. Можно отводить ноги поочередно. Повторить 8-10 раз.

6. Круговые движения ногами. Исходное положение – то же. Захватив голени ребенка, согнуть его ноги, приводя бедра к животу. Развести согнутые ноги в стороны, выпрямить их и свести в исходное положение. Повторить 3-4 раза.

7. Круговые движения стопами. И.П. Ребенок лежит на животе. Поднять ногу ребенка, захватив снизу одной рукой, другой за переднюю часть стопы, и делать круговые движения стопой в голеностопном суставе. Повторить 2-3 раза в каждую сторону. То же другой ногой.

8. Поднимание ног и туловища. И.П. - ребенок лежит на животе. Захватив ноги в области бедер так, чтобы большие пальцы были сзади, а остальные четыре спереди под коленями, приподнять ноги и туловище ребенка над поверхностью стола. Ребенок выпрямленными руками опирается о стол. Повторить 1-2 раза.

9. Поворот со спины на живот, держась за руку. И.П. – ребенок лежит на спине. Захватив правую кисть ребенка правой рукой, слегка потянуть его руку вперед и к средней линии туловища, побуждая самостоятельно повернуться со спины на живот. Повторить 2-3 раза в каждую сторону.

Доставание игрушки. И.П. – ребенок сидит. Взять погремушку или мячик и различными движениями рук (вверх, вперед, в стороны) побуждать ребенка достать ее. Повторить 8-10 раз.

10. Ползание за игрушкой. И.П. – ребенок лежит на животе. Поставить перед ребенком игрушку и, отодвигая ее на разные концы стола, побуждать его активно ползать и доставать ее. Повторить 6-8 раз.

Продолжительность занятия 8-9 минут.

В десять месяцев отмечается быстрое развитие физических умений и психики ребенка. Малыш, поддерживаемый за руку, ходит, держась за опору, или от предмета к предмету, если достает их рукой. Садится, встает на колени, нагибается, придерживаясь одной рукой. По просьбе взрослых выполняет ряд движений – дает ручку, машет ею. Самостоятельно играет с игрушками. Ребенок в этом возрасте уже понимает простую речь, общителен. Звукоохотлив, он как бы играет отдельными звуками и словами, имеющими более эмоциональную окраску, нежели смысловую.

Одиннадцатый месяц – своеобразный рубеж физического развития детей. К этому времени вес их в 3 раза больше, чем при рождении. Этот показатель правильности развития ребенка имеет наибольшую объективную ценность. Малыш в этот период может недолго стоять без опоры, вставать без поддержки; ходить, держась за каталку или за руку. Заметно улучшается координация движений пальцев. Крепко держит игрушки, сознательно выполняет сложные действия, например, открывает и закрывает коробочку, дает и берет мяч, прячет его, комкает и рвет бумагу. Он уже находит и дает взрослому названную игрушку, предпочитая смысловые игрушки.

Двенадцатый месяц завершает самый трудный и ответственный период - первый год жизни.
В год дети самостоятельно ходят, без опоры приседают и выпрямляются; могут, наклонившись поднять предмет. Их занятия с игрушками становятся более разнообразными, они выполняют сравнительно сложные задания – открывают дверь, приносят отдельные нетяжелые предметы – куклу, тарелочку и др. Малышу доставляет удовольствие соучастие во взрослых делах, например, при умывании, одевании, во время еды действия его ручек уже целесообразны. Ребенок активно осваивает речь, знает около десятка двусложных слов, сопровождает их характерными жестами. Понимает значение большинства слов, легко обучаем. Любит наблюдать за передвижением предметов, людей, животных, тянется к ним. Все ему хочется пощупать, узнать. На рубеже первого года у ребенка закладывается восприятие музыки, ее мелодий и ритмов.

Примерный комплекс физических упражнений для детей от 9 мес. до года

1. Ходьба с поддержкой. И.п. – ребенок, поддерживаемый взрослым, стоит на столе. Побуждать малыша переступать по столу, поддерживая его. Повторить 2-3 раза по 2-4 шага.

2. Доставание игрушки. И.п. - ребенок лежит на груди, упираясь руками в стол. Захватить руками бедра малыша, приподнять его над столом так, чтобы он опирался на руки, и побуждать достать игрушку, которая лежит перед ним. Повторить 2-3 раза.

3. Самостоятельная ходьба. И.п. – ребенок стоит на столе. Предоставить малышу возможность самостоятельно ходить, подстраховывая его руками от падения (держать их по бокам или за спиной ребенка). Обучать ходьбе с помощью различных предметов, за которые он может держаться. Повторить 2-3 раза.

4. Передвижение за игрушкой на четвереньках. И.п. – ребенок стоит на четвереньках на столе. Положить перед ним игрушку и побуждать его передвигаться за ней. Повторить 2-4 раза.

5. Активное прогибание спины. И.п. – ребенок лежит на спине. Захватив его ноги левой рукой за голеностопные суставы, слегка приподнять таз и туловище, удерживая спину правой рукой и побуждая малыша прогибать ее с опорой на плечи и голову. Проделать 2-4 раза.

6. Напряженное выгибание с переходом в положение сидя. И.п. – то же. Левой рукой захватить ноги ребенка сверху в области голеностопных суставов так, чтобы указательный палец находился между голенями, а остальные обхватывали их снаружи, правую руку подвести под спину. Поднять малыша за ноги вверх, не задерживаясь в этом положении, опустить его ноги вниз, помогая перейти в положение сидя на правой руке; левой рукой поддерживать дитя за согнутые ноги. Проделать 2 раза.

7. Вставание. И.п. - ребенок сидит на столе. Взяв малыша правой рукой за левую ручку, побуждать его вставать на ноги. Повторить 2-3 раза.

Самостоятельное стояние. И.п. – ребенок, поддерживаемый за руку, стоит на столе. Отнимая руку, побуждать его самостоятельно стоять, оберегая от падения. Выполнять упражнение 20-30 с.

8. Игра с мячом (сидя). И.п. – ребенок сидит с мячом в руках. Побуждать малыша к активным движениям с мячом; брать у него мяч и снова возвращать его, подавая с разных сторон. Повторить 8-10 раз.

9. Приседание. И.п. – ребенок, поддерживаемый за туловище, стоит. Побуждать малыша приседать и вставать, выпрямляя ножки. Проделать 4-6 раз.

10. Приплясывание. И.п. – ребенок, поддерживаемый взрослым, стоит на столе. Побуждать малыша переступать ножками и приседать (приплясывать) в течение 1-2 мин.

Продолжительность занятия - 9-10 мин.

Будет полезно почитать по теме: