Физическое воспитание детей от года до двух лет

Физические упражнения и игры для детей этого возраста подбирают в соответствии с их физическим и психическим развитием, а также с учетом двигательных навыков.

Основное содержание физической активности детей второго года жизни составляют ходьба, лазание, преодоление препятствий, различные игры с мячами, игрушками, обручем, палкой, веревочкой или скакалкой. В конце этого периода могут применяться упражнения в воде: плавание в круге, различные игры в воде и т.п.

Главная задача взрослых в этот период – помочь ребенку освоить правильную ходьбу с ритмичными и согласованными движениями рук и ног, укрепить мышцы ног, спины и живота, так как от их силы во многом будет зависеть формирование правильной осанки.

Дети этого возраста очень впечатлительны, восприимчивы и склонны к подражанию. Необходимо побуждать их к освоению новых движений, сопровождая показ сравнениями с близкими и понятными ребенку образами животных, персонажей из детских книжек с картинками, различных кукол и игрушек. Можно с успехом использовать оборудование детских площадок, рельеф местности, скамейки, деревья, камешки, шишки, веточки.

Самая эффективная форма занятий с детьми – игра. Взрослые могут играть с ребенком вдвоем или втроем, незаметно помогая малышу справиться с трудными на первых порах задачами.

В играх дети обычно стремятся удовлетворить огромную потребность в движениях. Играть для них – это прежде всего двигаться, действовать.

Малышу нравится играть не потому, что это легко, а потому, что это трудно. В игре он занят напряженной работой, изучает мир. Каждый день, каждую минуту ребенок стремится постичь все новые и более трудные виды деятельности.

Первые игры, которым надо обучать детей, не имеют определенного сюжета и правил. Ребенок выполняет простые и интересные задания: подходит, берет игрушку, подбегает к взрослому и смотрит, что спрятано у него в руке («возьми флажок», «беги ко мне», «найди флажок» и т.д.).

Необходимо соблюдать определенную последовательность в разучивании игр.

Постепенно игры должны становиться богаче и по содержанию и по двигательным заданиям.
В 2-х летнем возрасте необходимо поощрять стремление к самостоятельности (самим одеваться, умываться, доставать игрушки, преодолевать препятствия и т.п.). Важно подбирать наиболее полезные игры, способствующие совершенствованию у них координации движений, ловкости, точности. Нужно всячески поощрять даже незначительные успехи в освоении новых движений, хвалить малыша, побуждая его к новым успехам.

Главное в этом возрасте – процесс освоения движений, попытки овладеть ими, а не достижение их совершенства. Если вы увидите, что ребенку трудно справиться с каким-либо упражнением, не настаивайте на его обязательном выполнении, замените его более легким.

Для подбора посильных движений детям от года до двух лет приводим комплексы упражнений на каждые полгода жизни.

Примерный комплекс упражнений для детей от года до 1,5 лет

1.   Ходьба по дорожке без помощи взрослых, удерживая равновесие. Разметка дорожки: длина 2-3 м, ширина 35-40 см. Повторить 3-4 раза.

2.   Приседание, держась за палку. Малыш держится ручками за гимнастическую палку, которая находится в руках у взрослого. Приседают по команде вместе, не отпуская палки. Повторить 4-6 раз.

3.   Подбрасывание мяча. Ребенок бросает мяч вверх и самостоятельно поднимает его с пола. Мяч может быть большим или средних размеров. Повторить 4-6 раз.

4.   Проползание через обруч с последующим выпрямлением. Обруч держите на полу в вертикальном положении. Внимание малыша можно привлечь игрушкой, которую он получит только тогда, когда проползет и потянется к ней. Повторить 4-6 раз.

5.   Катание мячей. Сидя на полу на подстилке или на коврике, катание мячей разных размеров в заданном направлении. Повторить 7-8 раз.

6.   Перешагивание через палку, кубики или брусочек. Перекладывайте «преграду» вперед после каждого шага малыша, следите за равновесием. Повторить 3-4 раза.

7.   Сгибание и разгибание туловища. Придерживайте стоящего малыша, стимулируйте наклоны игрушкой, лежащей перед ним на полу. Повторить 3-4 раза.

8.   Залезание в предмет. Используйте для этого коробку высотой 10-15 см или перевернутый ящик письменного стола. Затем помогите малышу залезть на диван или кресло высотой 35-40 см или к себе на колени. Повторить 2-3 раза.

9.   Бросание мяча вниз из положения стоя. Повторить 5-6 раз.

10.     Игра «Догоню-догоню». Делайте вид, что пытаетесь догнать малыша. Выполняется
30-35 с. Продолжительность занятия 12-15 мин.

Комплекс показан на рис. 1.

Рис. 1. Примерный комплекс упражнений для детей от года до 1,5 лет

Примерный комплекс упражнений для детей от 1,5 до 2 лет

1.   Ходьба по наклонной доске. Для выполнения этого упражнения можно использовать обычную гладильную доску, один край которой поднимите на опору 20-25 см высотой. Придерживайте малыша во время подъема и спуска. Повторить 5-6 раз.

2.   Проползание под скамейкой, стулом или, например, журнальным столиком (игра «Тоннель»). Можно также натянуть веревочку между двумя стульями на высоте 30-35 см (игра «Змейка ползет»). Заинтересуйте ребенка игрушкой. После проползания малышу необходимо потянуться вверх за игрушкой, т.е. упражнение заканчивается выпрямлением. Выполнить 4-5 раз.

3.   Перелезание через бревно, коробку или скамейку. При выполнении подстраховывать малыша. Повторить 2-3 раза.

4.   Поочередное поднимание ног. Выполняется лежа на диване или на полу (на коврике). Возьмите яркую игрушку и держите над ребенком на высоте 45-50 см. Малыш пытается дотянуться каждой ножкой поочередно. Выполняется 3-4 раза каждой ногой.

5.   Ползание на четвереньках. Разыграйте с малышом небольшую сюжетную игру, например на тему «Кошечка крадется» и т.п. В течение 40-45 с.

6.   Бросание мяча в цель. Помогите малышу освоить броски как правой, так и левой руками, используя для этого маленькие мячики. В дальнейшем можно давать задания – попасть в цель
(в обруч, лежащий на полу, в корзинку или пластмассовое ведерко). Выполнить 5-6 раз.

7.   Лазание по лесенке-стремянке (можно во время игры «Мишка, который лезет на дерево»). Малыш должен научиться подниматься и спускаться с лесенки (сначала со страховкой). Повторить 2-3 раза.

8.   Игра «Найди флажок» и «Спрячь флажок». Спрячьте флажок за спину и привлеките малыша к активному поиску, который должен завершиться успехом. Потом поменяйтесь ролями. Выполнить по 2-3 раза.

9.   Ходьба по доске длиной 1,5-2 м и шириной 10-15 см. Можно также ориентироваться по половице или же воспользоваться игрой «По ровненькой дорожке, устали ножки». Пройти в обе стороны по 3-4 раза.

10.     Перекладывание предметов (маленький мяч, кубики, игрушки). Малыш, сидя, перекладывает предметы с одной стороны на другую. При этом, доставая игрушку, ребенок наклоняется и выпрямляется. Повторить 5-6 раз.

11.     Бег. Можно привлечь внимание малыша игрушкой, отдаляя которую, вы вызовите у него желание побежать и взять ее. Можно включить игры с бегом («Лошадки», «Поезд» и др.), удерживая малыша от слишком быстрого темпа. Играть 45-50 с.

Продолжительность занятия 15-18 мин.

Комплекс показан на рис. 2.

Рис. 2. Примерный комплекс упражнений для детей от 1,5 до 2 лет

Для оценки физической подготовленности малыша рекомендуем контрольные упражнения.

Контрольные упражнения для детей в возрасте 1,5 года

1.   Ходьба и упражнения в равновесии: ходить прямо по лежащей на полу доске; подняться вверх по наклонной доске и спуститься вниз (ширина 25 см, длина 1,5-2 м, высота над полом
10-15 см); взобраться на ящик высотой 10 см и сойти с него; перешагнуть через веревку или палку, положенную на землю и приподнятую на 5-10 см от пола.

2.   Лазание, ползание: влезть на лестницу или стремянку высотой 1 м, слезть с нее приставным и чередующимся шагом; пролезть через обруч или подползти под скамейку.

3.   Бросание: катать мячи вперед, бросать их вниз, вдаль.

Контрольные упражнения показаны на рис. 3.

Рис. 3. Контрольные упражнения для детей в возрасте 1,5 года

Контрольные упражнения для детей в возрасте 2 лет

1.   Ходьба и упражнения в равновесии: пройти вверх и вниз по наклонной доске (ширина
20-25 см, длина 1,5-2 м, высота от пола 15-20 см); взобраться на ящик высотой 15 см и сойти с него; перешагнуть через палку или веревку, приподнятую на 12-18 см от пола; ходить по земле, взбираться на бугорки, перешагивать через канавки.

2.   Лазание, ползание: перелезть через бревно, лежащее на земле; подползти под веревку, натянутую на высоте 30 см от пола; влезть на лестницу или стремянку высотой 1,5 м и слезть с нее приставным и чередующимся шагом.

3.   Бросание: бросать каждой рукой малые мячи в корзину диаметром 60 см, находящуюся на уровне груди малыша на расстоянии 50-70 см.

4.   Общеразвивающие упражнения: сидя, поднимать и опускать руки, поворачиваться вправо, влево, наклоняться вперед и выпрямляться; приседать с поддержкой.

5.   Подвижные игры: самостоятельные с игрушками; со взрослыми: «Принеси игрушку», «Догони мяч», «Поднимай ноги выше», «Скати с горочки», «Догони собачку», «Беги ко мне», «Доползи до погремушки», «Спрячем игрушку», «Маленький и большой», «Птички машут крылышками», «Поймай бабочку», «Деревья качаются», «Паровоз», «Мишка», «Кто дальше».

Все подвижные игры связаны с выполнением конкретного действия, поэтому расшифровка условий и правил их выполнения не дается.

Контрольные упражнения показаны на рис. 4.

Рис. 4. Контрольные упражнения для детей в возрасте 2 лет