Физическое воспитание детей от двух до трех лет

Главная задача в этот период – освоение и совершенствование новых движений, развитие ловкости и координации манипуляций пальцами рук и кистью, закрепление приобретенных навыков.

Занятия физическими упражнениями проводятся ежедневно в форме утренней зарядки, занятий по освоению и совершенствованию движений (три раза в неделю по 15-25 мин, а к концу третьего года – по 30-35 мин) и различных игр.

Важное место в режиме физической активности ребенка третьего года жизни должна занять утренняя гимнастика. Ее следует проводить ежедневно сразу после ночного сна в течение
6-7 минут. Значение утренней зарядки далеко не исчерпывается оздоровительной функцией, снятием «заторможенности» ребенка после ночного сна, взбадриванием малыша. Огромная психологическая роль утренней зарядки заключается в воспитании у ребенка привычки начинать день с физических упражнений.

Несколько советов по проведению зарядки:

- упражнения должны быть доступны малышу, лучше включать уже освоенные движения;

- необходимо избегать однообразных упражнений и особенно статических положений;

- необходимо следить за правильным дыханием детей: дышать следует через нос и не задерживать дыхание при выполнении любого упражнения;

- периодически, по мере усвоения (примерно через каждые 7-10 дней), меняйте упражнения.

Правильнее всего проводить утреннюю гимнастику в виде подвижной сюжетной игры в которую включаются 3-4 физических упражнения имитационного характера.

Примерная структура утренней зарядки: ходьба или бег; упражнения для укрепления мышц конечностей и плечевого пояса (повторить 4-6 раз), упражнения для туловища (повторить
2-3 раза), упражнения для ног (повторить 4-6 раз), кратковременные бег и ходьба.

Дети в возрасте до 3 лет отличаются повышенной возбудимостью и эмоциональной неустойчивостью. Они очень подвижны, но быстро устают от однообразных движений, не могут без перерыва долго ходить или бегать. Сдерживайте чрезмерно активных, умело переключайте их на спокойные игры.

Примерный комплекс упражнений для детей от 2 до 2,5 лет

1.   Ходьба по кружкам. Выложите шнуром (тонкой веревкой) круги или другие фигуры на полу. Следите затем, чтобы ребенок двигался по контуру рисунка. Выполнить 4-6 раз.

2.   Бег. Поиграйте с малышом в «Салки» или другие игры с бегом. Меняйте темп. Продолжительность 25-30 с.

3.   Ходьба по наклонной доске. Знакомое малышу упражнение усложните увеличением высоты до 15-20 см одного края доски и разведением рук в стороны при ходьбе, сохраняя равновесие. Выполнить 2-3 раза.

4.   Приподнимание туловища. Лежа на животе малыш приподнимает туловище, опираясь на руки. Повторить 3-4 раза.

5.   «Пружинка». Присевший ребенок поднимает вверх руки, которые взрослый держит за кисти. По команде малыш выпрыгивает вверх с помощью взрослого и мягко опускается на ноги в исходное положение. Выполнить 2-4 раза.

6.   Хлопки. Вам помогут игры «Поймай комара», «Лови бабочку» и др. Их суть – малыш, стоя с опущенными руками, делает хлопки впереди себя и над головой. Повторить 3-4 раза.

7.   Сесть и лечь. Ребенка, лежащего на спине с закрепленными выпрямленными ногами, научите садиться без помощи рук. Повторить 2-3 раза.

8.   Бросание мяча. Упражнение для мышц туловища по правилу рассеянной нагрузки сменяются бросанием мяча двумя руками от груди и из-за головы. Удар по мячу носком ноги поочередно (правой и левой) перенесет нагрузку на мышцы нижних конечностей. Повторить
2-3 раза.

9.   Лазание по лесенке или стремянке – 2-3 раза.

10.     Перешагивание через препятствия. Упражнение усложняется увеличением высоты препятствий, а затем последовательным расположением и применением чередующегося шага. Например, ряд кубиков может быть заменен на кегли. Выполнить 3-5 раз.

11.     Бег. Завершает занятие бег (игра «Догони мяч») – 1мин, с постепенным переходом на ходьбу. Продолжительность занятия 18-20 мин. В заключение рекомендуются водные процедуры.

Комплекс показан на рис. 5.

Рис. 5. Примерный комплекс упражнений для детей от 2 до 2,5 лет

Примерный комплекс упражнений для детей в возрасте от 2,5 до 3 лет

1.   Ходьба и бег на носках с сохранением равновесия – по 3-40 с.

2.   Ходьба по досочке – 3-5 раз.

3.   Поднимание ног. Можно в знакомой уже игре «Ножки длинные, ножки короткие», поднимая вверх ножки теперь от высоты 50-60 см. Повторить 4-5 раз.

4.   «Велосипед». Не меняя исходного положения после выполнения предыдущего упражнения, но после небольшого отдыха, малыш имитирует педалирование на велосипеде 5-6 раз каждой ногой.

5.   «Лягушка». Присев на корточки, ребенок делает небольшие прыжки с продвижением вперед – 3-5 раз.

6.   Прогибание туловища. Лежа на животе, взять в руки гимнастическую палку или игрушку и держать перед собой на вытянутых руках. Поднимание палки вверх, прогибая спину. Повторить
3-4 раза.

7.   Ходьба, скрещивая руки на груди и с последующим разведением их в стороны. Повторить 4-6 раз.

8.   Наклоны туловища в сторону. Игры «Самолет» или «Деревья на ветру». Повторить 3-4 раза в каждую сторону.

9.   Бросание и ловля мяча. Ребенок прекрасно отреагирует на игры «Мячик поймай, мне отдай»; «Лови и бросай, упасть не давай» и др. Суть – малыш бросает мячик взрослому, стоящему от него на расстоянии 1-1,5 м, и ловит мяч. Повторить 5-6 раз.

10.     Спокойная ходьба на всей ступне в течение 1,5-2 мин.

Продолжительность занятия 20-25 мин.

Физическая нагрузка не должна быть легкой, но и не чрезмерной. Степень ее воздействия на организм легко проконтролировать по пульсу. Разница в его частоте между началом и концом занятия должна быть в пределах 10 уд/мин. Если она больше – нагрузка чрезмерна. Не изменившаяся частота пульса свидетельствует о недостаточности нагрузки.

Необходимо помнить также о разумном чередовании занятий в помещении и на свежем воздухе.

Некоторые упражнения комплекса показаны на рис. 6

Рис. 6. Некоторые упражнения из комплекса для детей в возрасте от 2,5 до 3 лет

Контрольные упражнения для оценки физической подготовленности
детей в возрасте 2,5 года

1.   Ходьба и упражнения в равновесии: ходьба по кругу; ходьба по дорожке, очерченной мелом на полу; ходьба по наклонной доске (ширина 15-20 см, высота от пола 25-30 см); перешагивание через препятствия (высота 25-30 см).

2.   Лазание, ползание: подлезть под веревку (высота 30-40 см); ходьба на четвереньках по доске, между линиями (длина 3-4 м); влезть на лестницу-стремянку или гимнастическую стенку и спуститься с нее любым удобным способом; игры с ползанием «Доползти до погремушки», «Проползти в воротики» и др.

3.   Бросание: бросить мяч двумя руками от груди и из-за головы вдаль; бросить малый мяч в вертикально расположенную цель, находящуюся на уровне глаз ребенка (на расстоянии
60-100 см), правой и левой рукой; игры с бросанием и ловлей мяча «Мяч в кругу», «Прокати мяч», «Лови мяч».

Контрольные упражнения показаны на рис. 7.

Рис. 7. Контрольные упражнения для оценки физической подготовленности
детей в возрасте 2,5 года

Контрольные упражнения для оценки физической подготовленности детей в возрасте 3 лет

1.   Ходьба, бег и упражнения на равновесие: ходьба по кругу; делать шаги вбок, назад; ускорять ходьбу, переходить на бег и наоборот; влезть на табурет и спуститься с него (высота
25 см); ходить по извилистому шнуру, между линиями, по гимнастической скамейке, по доске (ширина 12 см); медленно кружиться на месте; бегать непрерывно в течение 30-40 с; пробегать медленно до 80 м; игры с ходьбой и бегом («По тропинке», «Перешагни через палку», «Догоните меня», «Солнышко и дождик», «Поезд», «Самолет», «Птички летают»).

2.   Лазание, ползание: подлезть под веревку (высота 25-30 см); ходьба на четвереньках по доске на высоте 20 см; влезть на лестницу (высота 1,5 м) и спуститься с нее приставным и чередующимся шагом; игры с ползанием («Не наступи на линию», «Обезьянники» и др.).

3.   Бросание: катание мячей (со взрослым); бросание мяча взрослому, ловля брошенного ему мяча (расстояние 50-100 см); бросание мяча вперед двумя руками снизу; бросание малого мяча в цель, находящуюся на полу и на уровне глаз ребенка на расстоянии 100-120 см; игры с бросанием и ловлей мяча («Попади в ворота», «Целься вернее» и др.)

4.   Прыжки: подпрыгивать на двух ногах на месте и с небольшим продвижением; спрыгивать с предметов высотой 10-15 см; прыгнуть с места на двух ногах как можно дальше; игры с подпрыгиванием («Мой веселый звонкий мяч», «Через ручеек», «Зайка беленький сидит»).

5.   Общеразвивающие упражнения: стойка – ноги на ширине плеч, ступни параллельны; руки вверх, вперед, скрещивание перед грудью, в стороны, сгибание и разгибание; стоя на коленях, садиться на пятки и подниматься; лежа на животе приподнимать ноги и руки; наклоны вперед и в стороны; приседание, держась за спинку стула; поочередное сгибание и разгибание ног, сидя на полу; поочередное сгибание, поднимание и опускание ног, лежа на спине.

6.   Контрольные упражнения показаны на рис. 8.

Рис. 8. Контрольные упражнения для оценки физической подготовленности
детей в возрасте 3 лет

Контрольные упражнения покажут физическую подготовленность ребенка в соответствии с определенным возрастом, что позволит в дальнейшем при необходимости провести коррек-ционную работу.

Будет полезно почитать по теме: