Единство обучения, воспитания и развития ребенка в процессе физического воспитания

Физкультурные занятия оказывают большое влияние на всестороннее развитие ребенка: формируется и развивается внутренний мир – мысли, чувства, нравственные качества, поведение. Об этом писал еще П.Ф. Лесгафт, который рассматривал двигательную деятельность как фактор развития человека. В результате двигательной деятельности дети учатся понимать некоторые явления, происходящие в окружающем мире и организме человека. Прежде всего это относится к представлениям о времени, пространстве, продолжительности движений и т.д. Простое решение двигательной задачи – как выполнить упражнение быстрее, что нужно сделать, чтобы исправить ошибку, – представляет собой цепь умственных операций, которые включают наблюдение, обобщение, сравнение. Выполняя задачи различной степени трудности, дети приобретают опыт творческой деятельности. Занятия физическими упражнениями создают необходимый фундамент крепкого здоровья, которое позволяет полноценно заниматься умственной деятельностью. Упражнение – многократное повторение ребенком действий заданного содержания. Под воздействием занятий физическими упражнениями, в результате положительного влияния чередования характера деятельности, смены умственной и физической работы, а также применения кратковременных физических нагрузок, которые оказывают положительное влияние на течение психических процессов, улучшается умственная работоспособность ребенка.

Известно, что основой всех нравственных взаимоотношений являются дружеские отношения. В двигательной деятельности они формируются путем подбора упражнений, выполнение которых ставит ребенка перед необходимостью вступить в контакт со сверстниками, добиться общей цели. Наиболее распространенной формой проявления дружеских взаимоотношений является помощь товарищу, согласованные действия при выполнении общего двигательного задания, взаимоконтроль за качеством движений, ответственность перед ровесниками. Дети осознают принадлежность к коллективу и учатся управлять своим поведением. Таким образом физкультурные занятия формируют нравственное поведение ребенка.

Физкультурные занятия способствуют развитию волевых черт характера. Особенно ценными в этом отношении являются подвижные игры и физические упражнения, основанные на продолжительном и многоразовом повторении однообразных двигательных действий, при выполнении которых возникает необходимость применять волевые усилия для преодоления постепенно растущего физического и эмоционального напряжения. Волевая активность повышается также путем словесного воздействия: объяснения, убеждения, оценочных суждений.

Занятия физическими упражнениями формируют эстетику движений, воспитывают эстетические чувства. Детям объясняют, что движения человека красивы, когда они выразительны и целесообразны. Многие упражнения выполняются коллективно, под музыкальное сопровождение, что требует особенной согласованности, синхронности, вызывает положительные эмоции. У детей формируются эстетические представления о красоте в физическом развитии человека. Красота гармонично развитого тела человека – обязательный элемент представлений об эстетических преобразованиях с помощью физического воспитания. Таким образом, в процессе обучения движениям у детей развиваются умственные способности, нравственные и эстетические качества, сознательное отношение к своей деятельности.

Одна из задач физического воспитания – формирование системы двигательных умений и навыков. В теории физического воспитания двигательное умение определяется как степень владения двигательным действием, которая отличается необходимостью подробного, сознательного контроля за действием, невысокой быстротой, нестабильностью итогов, небольшой прочностью запоминания. Есть умения, для освоения которых не требуется повторений: достаточно объяснения воспитателя, как нужно держать мяч, обруч, палку, чтобы у детей появилось умение выполнить это сразу. Но есть более сложные умения, требующие продолжительных упражнений для их правильного выполнения (ведение мяча, прокатывание обруча и др.). Двигательные умения последовательно переходят в навык. Двигательный навык – это степень владения техникой действия, при которой управление движениями осуществляется автоматизировано, и действия отличаются высокой надежностью. Двигательные навыки развиваются в процессе индивидуального опыта и представляют собой сложную систему условно-рефлекторных связей. Навык не исчезает даже при продолжительных перерывах и дает возможность ребенку быстро и точно выполнять действия, что способствует возникновению положительных эмоций. Сформированные ранее навыки могут облегчить или усложнить формирование нового навыка. Положительное взаимодействие навыков – “положительный перенос” – происходит в тех случаях, когда в технике движений есть сходство, например, навыки игры в лапту помогают освоить бросание мяча вдаль. “Отрицательный перенос” может возникнуть при одновременном разучивании движений, которые имеют разные конечные фазы. Например, навык приземления в прыжках в длину с разбега может замедлить формирование навыка приземления в прыжках в высоту с разбега. Характер взаимодействия навыков необходимо учитывать при планировании работы по обучению детей движениям. Если отсутствует подкрепление, двигательный навык разрушается. Разрушение происходит последовательно: вначале дети чувствуют неуверенность в своих силах, потом теряется способность к точной дифференцировке движений, исчезает индивидуальность в технике выполнения. Внешне это выражается в качественном ухудшении двигательного действия. Однако двигательный навык не исчезает полностью, сохраняется сравнительно долго, и после упражнений он быстро восстанавливается.

На быстроту образования двигательных навыков оказывают воздействие эмоции, интерес, сознательное отношение детей к двигательной деятельности.

Процесс обучения детей движениям состоит из следующих этапов: первоначальное разучивание, углубленное разучивание, закрепление навыка и усовершенствование техники.

1. Этап первоначального разучивания физического упражнения: формирование умения выпол-нять новое двигательное действие в общих чертах – воспитатель показывает упражнение детям и подробно объясняет все элементы, которые входят в его состав.

2. Этап углубленного разучивания физического упражнения: уточняется правильность выпол-нения деталей техники, вырабатывается умение выполнять их слитно. Простые по содержанию и структуре движения воспитатель напоминает детям, не пользуясь показом. Если движения сложные, нужен показ и объяснение. На этом этапе у детей активизируется внимание, творческое мышление и желание самостоятельно выполнить движение.

3. Этап закрепления двигательного навыка и усовершенствования техникистимулирует детей к самостоятельному выполнению движений, создает возможности применения их в играх. Воспитатель словами регулирует движения дошкольников, предлагает им творческие задания, направленные на воспитание творческого отношения к двигательной деятельности.

Следовательно, этапы обучения физическим упражнениям – это педагогический процесс взаимной деятельности воспитателя и ребенка, направленный на освоение последним двигательного действия.

Физическая подготовленность– уровень развития двигательных умений и навыков, физических качеств человека.

Одна из важных сторон физического воспитания дошкольника – развитие физических качеств: силы, ловкости, быстроты, выносливости. При недостаточном развитии физических качеств обучение физическим упражнениям затруднено, а в некоторых случаях и совсем невозможно. Физические качества проявляются через определенные умения, двигательные навыки. Двигательные навыки реально существуют при наличии определенных физических качеств. С педагогических позиций, взаимосвязь двигательного навыка и физических качеств рассматривается как диалектическое единство формы и содержания двигательного действия.

Среди физических качеств особое место занимает ловкость – комплексная способность человека целесообразно координировать свои движения, точно выполнять их и рационально решать двигательные задачи. Проявление ловкости в большой степени зависит от пластичности корковых нервных процессов, от способности человека отличать темп, амплитуду и направление движений, от степени напряжения и расслабления мышц, умения ориентироваться в окружающей среде, сохранять равновесие.

Показателем ловкости может служить время выполнения таких заданий, как бег с поворотами (“челночный бег”), бег с обеганием препятствий и др.

Быстротахарактеризуется как способность человека осуществлять движения с определенной скоростью и проявляется в разных формах:

- быстрая реакция на сигнал к действию;

- быстрота одиночного движения;

- способность в короткое время увеличивать темп движений (по сигналу);

- частота циклических движений (бег, плавание, ходьба на лыжах и т.д.).

В практике дошкольного воспитания о быстроте движений ребенка судят по скорости бега на короткие дистанции (10-30 м), которая выражается количеством метров, преодоленных в секунду (м/с).

Под силой как двигательным качеством понимается способность человека преодолевать внешнее сопротивление в процессе двигательной деятельности за счет мышечных напряжений. Уровень мышечной силы определяется возрастом человека и зависит от степени развития костно-мышечной системы, функционального состояния нервных центров, которые регулируют частоту, степень и объем мышечных сокращений. Существует несколько понятий силовых способностей человека: абсолютная сила – способность проявлять максимальное напряжение в относительно короткий отрезок времени. Эта способность оценивается обычно с помощью динамометра. Выражается она в килограммах. Относительная сила – это величина силы, которая приходится на 1 кг веса тела. Относительная сила определяется делением показателя абсолютной силы на вес тела. У детей дошкольного возраста она составляет 1,5-1,8 условных единиц (Е.Н. Вавилова). Это значит, что ребенок может поднять вес, который превышает его собственный вес. Выносли-
вость
– способность человека длительное время выполнять мышечную работу без снижения ее интенсивности. Физиологическая сущность качества выносливости заключается в способности организма ребенка противостоять утомлению. В теории и практике физического воспитания широко распространено деление выносливости на общую и специальную. Общая выносливость больше всего свойственна детям дошкольного возраста. Она проявляется при выполнении продолжительной, малоинтенсивной работы, которая включает действие большей части мышечной системы ребенка. Если двигательная деятельность ограничена каким-либо видом (плавание, ходьба на лыжах), то говорят о специальной выносливости. Она зависит от техники владения движениями, уровня развития силы, быстроты и т.д.

Будет полезно почитать по теме: