Германия

В XV–XVII вв. Германия переживала экономический упадок, обусловленный несколькими причинами. Как уже отмечалось, в результате Великих географических открытий торговые пути переместились из Балтийского и Средиземного морей в Атлантический океан. Ганзейский союз, объединявший города Северной Германии, пришел в упадок, потерял свои подворья. В конце XVI в. в его составе оставалось только три города — Гамбург, Бремен и Любек. Из-за начавшегося упадка Северной Италии сократилась торговля южнонемецких городов. Сказывался процесс децентрализации Германии. Она оставалась политически раздробленной; укрепилась автономия городов. Сепаратизм феодалов и религиозные войны были тому основной причиной. Германия не могла участвовать в географических экспедициях, мировой торговле, колониальных захватах, а следовательно, не имела внешних источников первоначального накопления капитала. Сказывалось влияние консервативных особенностей цеховой системы. В позднее cредневековье (XVI–XVII вв.) в Германии возродилось личное крепостничество, расширилась барщинная эксплуатация, усилилось влияние помещиков. Эти процессы обусловили меньшую подвижность крестьянства, что задержало разложение феодализма и развитие капитализма.

Важнейшими событиями в истории Германии в XVI в. стали Реформация и Крестьянская война 1524–1526 гг.

Реформация в Западной и Центральной Европе представляла широкое общественное движение, носившее в основе своей антифеодальный характер. По форме это была борьба против католической церкви, как известно, являвшейся главной идеологической опорой феодального строя.

Родиной Реформации стала Германия. Затем она быстро распространилась в Швейцарии, Нидерландах, Франции, Англии, Италии. В Германии Реформация сопровождалась Крестьянской войной — самым крупным социальным движением Средневековья.

Началом Реформации считают выступления Мартина Лютера в Виттенберге в 1517 г. с 95 тезисами против индульгенций, с XII–XIII вв. служивших средством обогащения духовенства. Второй крупнейший центр Реформации — Швейцария, где сформировались реформационные взгляды бежавшего от преследований француза Жана Кальвина.

Идеологи Реформации в выдвинутых ими тезисах отрицали необходимость католической церкви с ее иерархической структурой. По их мнению, человека приобщают к благодати не таинства церкви, а личная вера, поэтому сторонники обновления церкви отрицали духовенство и его посредническую роль между Богом и людьми. Единственным авторитетным источником для христианина они признавали Священное писание, а не декреты пап. Они требовали уменьшения поборов на содержание служителей церкви, отрицали ее права на землю. Поэтому Лютер доказывал, что нужно секуляризировать церковное имущество, распустить монастыри и разместить в них школы и больницы.

Выделяют следующие основные направления Реформации: буржуазное (М. Лютер, Ж. Кальвин, Ульрих Цвингли); народное, соединяющее требование упразднения католической церкви с борьбой за уничтожение феодальной эксплуатации, за установление равенства (Томас Мюнцер, анабаптисты); королевско-княжеское, отражавшее интересы монархов и светских феодалов, стремившихся укрепить свою власть и захватить земельные богатства церкви. Как уже отмечалось, под идейным знаменем Реформации проходили Нидерландская и Английская революции.

В период Реформации проходила в Германии и Крестьянская война (1524–1526) против усиления феодального гнета, охватившая обширную часть территории Германии. Крестьяне, поддержанные частью горожан, штурмовали дворянские замки и монастыри, захватили многие города. В программе восставших швабско-шварцвальдского района «Двенадцать статей» выдвигалось требование отменить личную зависимость, вернуть захваченные общинные земли, уменьшить феодальные поборы и барщину, ликвидировать десятину, отменить посмертный сбор. Крестьяне Франконии были более умеренными в своих требованиях, их позиция была буржуазной по своему содержанию. Они тоже выдвигали требования освобождения крестьян от крепостничества, и землю крестьяне должны были выкупить за большую плату (двадцатикратная рента).

Вождь и идеолог крестьянского лагеря Т. Мюнцер (ок. 1490–1525) призывал к ниспровержению феодального строя и установлению справедливого порядка. Тактики соглашения с феодалами придерживалась примкнувшая к Крестьянской войне часть бюргерства и рыцарства. Крестьянская война была жестоко подавлена войсками Швабского союза, состоящего из рыцарей имперских городов и князей юго-западной Германии. Повсюду воздвигались виселицы, к пленным применяли пытки, сжигали, вешали их. Погибло более 100 тыс. человек. Дольше всего сопротивлялись крестьяне в Тироле. Поражение Крестьянской войны привело к усилению феодальной реакции, усилению крепостной зависимости, власти князей, закреплению политической раздробленности Германии.

Главным событием в истории Германии XVII в. стала Тридцатилетняя война (1618–1648). В этой войне участвовали многие страны, объединившиеся в два блока: габсбургский и антигабсбургский. В габсбургский блок входили испанские и австрийские Габсбурги, католические князья Германии; их поддержали папство и Речь Посполитая. Антигабсбургская коалиции объединяла германских протестантских князей, Францию, Швецию, Данию; ее поддерживали Англия, Голландия, Россия. Если габсбургский блок выступал под знаменем католицизма, то антигабсбургский (особенно в начале) — протестантизма. Таким образом, Тридцатилетняя война была общеевропейской войной.

Тридцатилетнюю войну делят на периоды: чешский (1618–1623) — чешское восстание против Габсбургов, поражение чехов в 1620 г. у Белой горы; датский (1625–1629) — войска габсбургского блока под командованием А. Валленштейна и И. Тилле нанесли поражение Дании, датские войска были изгнаны с территории Германии; шведский (1630–1635) — шведская армия под командованием Густава III Адольфа вторглась в Германию, она одержала победы при Брейтенфельде (1631) и Лютцене (1632), однако потерпела поражение при Нердлингене (1634); франко-шведский (1635–1648) — определилось явное превосходство антигабсбургской коалиции с вступлением в войну Франции. Итогом стал крах реакционных планов Габсбургов на создание «мировой империи» и подчинение европейских государств; политический авторитет перешел к Франции. Закончилась война заключением Вестфальского мира в 1648 г.

Германия пострадала от этой войны больше всех воевавших государств. Развитие крепостнических порядков в Германии усилилось. Было выведено из строя много саксонских и чешских рудников. В некоторых районах страны численность населения сократилась наполовину. Разорившиеся крестьяне вынуждены были искать прибежища у помещиков. Особенно это было характерно для восточной Германии, где каждый помещик был полновластным хозяином своей территории.

В XVI–XVII вв. в Германии усилился процесс присоединения крестьянских наделов к поместьям. Помещичьи земли расширялись за счет присоединения участков крестьян, уходивших в города или неисправно выполнявших повинности. Помещики могли увеличить земли за счет запустевших в ходе Тридцатилетней войны деревень, на пустующие участки которых на условиях временного держания приглашались колонисты. Их собственностью считался только урожай, а дома и земли принадлежали помещикам. По законам Померании (1616), Мекленбурга (1621, 1633, 1654) таких крестьян разрешалось сгонять с земельных участков. Фиксированная барщина составляла 5–6 дней в неделю. Таким образом, в позднее средневековье в Германии крепостное право приняло особенно тяжелые формы.

В то же время контакты со странами Западной Европы приобщали немцев к успехам торгово-промышленного развития. Рост городов в западноевропейских странах порождал большой спрос на предметы потребления — хлеб, скот, кожи, шерсть, лен и т.д. Учитывая это, немецкие феодалы начинали приспосабливаться к мировому рынку, использовать его, хотя еще не на капиталистической, а на феодальной основе — путем расширения домениального хозяйства и эксплуатации барщинного труда.

Эпоха XVI–XVII вв. была переломной не только для Европы, но и для России. Здесь завершился процесс складывания единого государства и определился его тип как многонационального централизованного государства. Сложилась государственная система кре-постного права. В то же время в России усилилась тенденция разложения натуральности хозяйства, начинается формирование единого всероссийского рынка. Государство увеличивает свою территорию, активно участвует в географических открытиях и все более вовлекается в орбиту общеевропейской политики и торговли. Так же, как в странах Западной Европы, в России в эту эпоху проявилась тенденция ослабления церкви и продвижения государственного устройства от сословно-представительной монархии к абсолютизму. Попытки папства втянуть Россию в сферу влияния католицизма не увенчались успехом.