Формирование индустриальной цивилизации

Буржуазные революции разрушили многие феодальные порядки и обеспечили быстрое развитие производства. Однако развитие экономики такими темпами было невозможно без использования достижений науки и техники. К началу XIX в. была накоплена огромная сумма знаний в различных областях науки. Постоянно происходили радикальные открытия в науке. Устанавливается прочная взаимосвязь науки и техники, стимулирующих развитие друг друга. Результатом научно-технической деятельности математиков, физиков, химиков, механиков, конструкторов, экспериментаторов в конце XVIII — XIX вв. стали выдающиеся изобретения в технике и технологии, имевшие огромное значение для производства. Крайне важным изобретением был паровоз «Ракета» С. Стефенсона, развивавший скорость до 50 км/ч и положивший начало развитию парового железнодорожного транспорта. Ученые А. Вольта, Г. Дэви, М. Фарадей заложили основы для использования электричества — нового вида энергии, который быстро нашел применение в различных технических областях в последней трети XIX в.: в промышленности, в передаче на расстояние буквенно-цифровых сообщений — телеграфной связи; электричество стало использоваться для освещения помещений, улиц (дуговое освещение, лампа накаливания), на транспорте (трамвай), в быту и т.д. Оно позволило строить фабрики и заводы за чертой города, что изменило облик городов.

Во второй половине XIX в. резко возросло значение нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности. Изобретение А. Белла — телефон — уже через несколько лет получило распространение во всех развитых странах мира. Научные открытия и технические достижения вызвали к жизни новые отрасли производства — химическую, электротехническую и др. Зарождается вычислительная техника, автоматизация, производство искусственных материалов, используются свойства атома. Эти достижения во многом стали основой производства уже в XIX в.

По сравнению с предыдущим периодом темп изменений во многом становится очень быстрым, резко сокращаются сроки внедрения открытий в области науки и техники в производство. Машинная индустрия требует непрерывного технологического обновления. Таким образом, достижения науки и техники в конце XVIII–XIX вв. были грандиозными, они означали переход к новому, второму этапу научно-технического прогресса, охватывающему период с XIX в. до середины XX в., этапу, являющемуся основой индустриальной цивилизации.

Технические изобретения и применение их в производстве положили начало промышленному перевороту; его родиной в 60–70-х гг. стала Англия. Промышленный переворот представляет собой систему экономических, технико-технологических и социально-политических изменений, обеспечивающих переход от основанного на ручном труде мануфактурного производства к машинному. Завершающим этапом промышленного переворота было создание машиностроения — производства машин машинами. Предпосылками промышленного переворота послужили: накопление капитала благодаря мануфактурному производству; рынок рабочей силы; спрос на промышленное производство (емкость внутреннего рынка); политика протекционизма. Промышленный переворот — общеисторический, закономерный этап в становлении и развитии капиталистического строя. Этот этап был достигнут и пройден различными странами Европы, Северной Америки и Японией в основном в течение XIX в.

Рост промышленного производства и рыночных связей обусловили необходимость совершенствования средств транспорта и развития путей сообщения. 15 сентября 1830 г. началось железнодорожное движение между промышленными городами Манчестером и Ливерпулем.

С начала XIX в. наладилось использование в машиностроении токарных станков, гидравлических прессов, механических молотов и т.д. В 20–30-х гг. выпуск машин производился уже в основном машинным способом. Механизация производства создала условия для перехода от простой кооперации к комплексу машин, что является признаком перехода к господству крупной машинной индустрии.

В начале XIX в. Англия, значительно опережавшая другие страны по уровню развития капитализма, стала первой индустриальной державой. Строились новые прядильные, ткацкие и прочие фабрики, металлургические, машиностроительные заводы, угольные шахты. Результатом промышленного переворота, завершившегося в Англии в 30-х гг. XIX в., стало превращение страны в «наставницу европейских народов», «мастерскую мира»: в конце 30-х гг. она производила 50% металла, 100% машин, добывала 80% угля общеевропейского производства.

К этапу промышленного производства вслед за Англией перешли США, Франция, Германия, Россия и другие европейские страны.

С окончанием войны за независимость капиталистические отношения утвердились в северных регионах США. Благоприятствующими факторами для развертывания промышленной революции послужили отсутствие феодальных отношений, цеховой системы ремесленников, внедрение в производство достижений английской промышленности и использование собственных технических открытий. Индейцы с их примитивным хозяйством изгонялись или уничтожались. Создание швейной машины, электрического телеграфа, механической жатки, цельнометаллического плуга, использование в сфере торговли рекламы и продажа товаров в рассрочку и др. — эти новации ускорили промышленный переворот, который происходил одновременно с колонизацией западных американских земель. В 50–60-х гг. осуществляется массовое внедрение в промышленность паровых двигателей и в целом развивается машиностроительная отрасль. Территориальная экспансия США (присоединение в 1845 г. принадлежащего Мексике Техаса, а в результате победы в американо-мексиканской войне 1846–1848 гг. — более половины мексиканских земель, богатых природными ресурсами) дала возможность распространить капиталистические отношения на американском континенте вширь.

Во Франции начало механизации хлопчатобумажного прядения относится к 80-м гг. XVIII в., однако процесс массовой замены ручного труда машинным в важнейших отраслях промышленности получил широкое развитие лишь в период июльской монархии 1830–1848 гг. Осуществление промышленного переворота происходило при ввозе машин из Англии. Результатом промышленного переворота стало превращение Франции в индустриально-аграрную страну, где 2/3 населения было занято в сельскохозяйственном производстве.

Запаздывание перехода от мануфактуры к индустрии в Германии объяснялось засильем в стране феодальных пережитков и раздробленностью немецких земель. Однако отраслевая структура производства уже в начале промышленного переворота оказалась более совершенной, чем в Англии. Это обеспечило высокие темпы промышленной революции. Для завершающего этапа промышленного переворота в Германии были характерны дальнейшее совершенствование структуры производства и рост военной и тяжелой промышленности.

Промышленный переворот в Японии происходил за счет внедрения в производство европейской технологии и носил спрессованный характер. В нем совместились три стадии производства – мануфактурная, промышленная, монополистическая. К 90-м гг. XIX в. промышленный переворот завершился. Однако сохранение феодальных пережитков, слабая сырьевая база промышленности, неравноправные Ансэйские договоры затрудняли возникновение крупных современных предприятий. В 1868–1885 гг. было создано около 1300 предприятий, которые в основном занимались переработкой сельскохозяйственной продукции. В этих условиях государство выступило предпринимателем, взяв на себя строительство крупных и малоэффективных производств — металлургических заводов, военных верфей, арсеналов, железных дорог. В соответствии с принятым в 1880 г. законом созданные на государственные средства предприятия правительство могло за бесценок продать крупным, преуспевающим торгово-промышленным компаниям, таким как Мицубиси и Мицуи. Этим японское государство освобождало себя от необходимости дальнейшего финансирования неэффективных предприятий и одновременно поддерживало частное предпринимательство и укрепляло связи между буржуазией и государственным аппаратом.

В отличие от Англии, Франции и США, в которых необходимые предпосылки для промышленного переворота создавались буржуазными революциями XVII–XVIII вв., в России промышленный переворот начался до проведения буржуазных реформ — в 30–40-х гг. XIX в., в условиях господства феодальных отношений. Переход от ручного труда к машинному охватил хлопчатобумажную отрасль, обеспечив рост производительности труда и объема производства, затем — свеклосахарную, писчебумажную отрасли. Только в Московской губернии к 1856 г. насчитывалось 152 паровые машины. Стали интенсивно строиться машиностроительные заводы. Если в 1851 г. в России действовало 19 машиностроительных заводов, то в 1860 г. — уже 99 заводов. В 1860 г. 56,8% продукции всей обрабатывающей промышленности давали фабрики и заводы. К 1879 г. металлообрабатывающие предприятия производили машинами 86,3% продукции. Пудлинговые печи, сменившие кричные горны, выпускали около 90% металла.

Важным направлением промышленного переворота было строительство железных дорог: в 60–70-х гг. было построено 20 тыс. км дорог. Завершение промышленного переворота в России произошло в 80–90-х гг. XIX в.

Помимо технической и экономической сторон, промышленный переворот имел социальную сторону, которая выражалась в превращении пролетариата и буржуазии в основные классы капиталистического общества. Темпы формирования буржуазии, степень ее влияния на общественную жизнь, на разрушение феодальных отношений не были одинаковыми в различных странах. В XIX в. в Англии буржуазия заняла ведущее положение в экономической жизни. Ее численность в середине ХIХ в. составляла 8,1% от общей численности населения. По мере развития капитализма и усиления конкурентной борьбы происходили глубокие изменения в рас-становке сил внутри класса буржуазии. Мелкая и средняя буржуазия периодически разорялась. Решающую роль начала играть крупная буржуазия, к которой относятся крупные фабриканты и заводчики, торговцы и банкиры. Торгово-промышленная буржуазия стремилась к более кардинальным государственным преобразованиям.

Пролетариат стал выделяться из массы трудящихся в XVIII в. С созданием капитализмом условий для превращения формального подчинения труда капиталу в реальное рабочие начинают формироваться в самостоятельный общественный класс, лишенный собственности на средства производства. Источником его существования является продажа рабочей силы. Первым отрядом фабрично-заводского рабочего класса были рабочие-текстильщики. Численность рабочих с ростом производства постоянно увеличивалась.

Рабочий класс претерпел не только количественные, но и качественные изменения. В 70–80-х гг. XIX в. самым многочисленным отрядом промышленных рабочих были рабочие текстильной промышленности. Но к началу XX в. положение изменилось: машиностроители, металлурги, железнодорожники стали наиболее многочисленным отрядом рабочего класса. Положение рабочего класса вплоть до 60–70-х гг. XIX в. было тяжелым. Продолжительность рабочего дня составляла 14–16 часов, условия труда и быта были нечеловеческими, низкая заработная плата, широко использовался женский и детский труд. Провозглашенные буржуазией свобода, равенство и братство оказались лишь декларацией. Положение рабочих становилось особенно тяжелым в период экономических кризисов, охватывающих, как правило, всю промышленность и сельское хозяйство и влияющих на экономику многих стран. Кризисы приводят к закрытию многих предприятий, росту безработицы, падению заработной платы и жизненного уровня трудящихся. Первый экономический кризис возник в Англии в 1825 г.

Полное политическое бесправие, изнурительный труд, жизнь в трущобах, голод, болезни, высокая смертность вызывали недовольство и сопротивление рабочих работодателям, вели к усилению борьбы рабочего класса. Однако на первых порах выступления рабочих против эксплуатации выражались в стихийных формах — голодных бунтах, поджогах предприятий, разрушении машин. Борьба рабочих нарастала, поднималась на качественно новый уровень. Первые крупные выступления рабочих произошли в Манчестере (Англия) в 1819 г., в Лионе (Франция) в 1831 и 1834 гг., восстание силезских ткачей (Германия) в 1844 г., чартистское движение за политические права трудящихся в 30–40 гг. в Англии.

С развитием машинного производства и ростом слоя квалифицированных рабочих возникло профсоюзное движение. В 1824–1825 гг. были легализованы профсоюзы в Англии, в 1842 г. — в США, а 1864 г. — во Франции, в 1866 г. — в Бельгии, в 1869 г. — в Германии, в 1870 г.— в Австрии.

К 80–90 гг. оформились три типа профессиональных объединений: тред-юнионы в англоязычных странах (Англия, США, Канада, Австралия); профессиональные объединения, которые находились под воздействием политических рабочих партий, стоявших на платформе различных моделей социализма (Швеция, Германия, Австрия, Бельгия, Голландия); профсоюзы анархо-синдикалистского толка (Италия, Франция, Испания), считавшие своей задачей свержение капитализма, обобществление средств производства и осуществление социалистических преобразований под руководством профсоюзов.

Социально-политическая дифференциация общества, осознание различными слоями населения своих собственных интересов, расширение прав граждан и участников политической деятельности способствовали возникновению политических партий. В Германии возник Всеобщий германский рабочий союз в 1863 г. и Социал-демократическая партия в 1869 г. Во Франции в 1880 г. оформилась Рабочая партия Франции, возглавляемая Ж. Гедом и П. Лафаргом. В Австрии в 1888 г. завершилось образование Социал-демократической партии Австрии.

В Западной Европе основными буржуазными партиями были консерваторы и либералы. Во Франции им соответствовали монархисты и республиканцы, в Англии – тори и виги.

Последняя треть XIX в. в передовых странах Европы, Америки и Азии отличается завершением развития капитализма в его классической форме и переходом на монополистический этап развития. Свершается вторая научно-техническая революция, в основе которой лежит изменение энергетической базы. Осуществляется электрификация про-мышленности, транспорта и быта. Основой процесса электрификации послужило изобретение немецким электротехником В. Сименсом динамомашины, электрической железной дороги, американским инженером Т. Эдисоном — генератора, трансформатора и другой электроаппаратуры. Важное значение во второй промышленной революции имело изобретение двигателя внутреннего сгорания немецкими учеными Р. Дизелем и Н. Отто.

Важным было также существенное изменение в организации производства. Американский инженер Ф.У. Тейлор создал систему научной организации труда на конвейере, в основе которой лежал принцип беспрерывного и поточного производства стандартизованных изделий, что обеспечило гигантский рост производительности труда. Произошли перемены в структуре производства: преимущественное развитие получили создание средств производства и тяжелая промышленность — металлургия, машиностроение, добывающая промышленность.

Капитализм вступил в фазу государственно-монополистического развития, характе-ризующуюся образованием монополий и усилением вмешательства государства в жизнь страны. Развитие материального производства значительно ускорилось. За 30 лет (70–90-е гг. XIX в.) объем мировой промышленной продукции возрос в три с лишним раза. Открытие более эффективных способов выработки стали позволило увеличить ее производство с 1870 по 1900 г. в 56 раз. Протяженность железных дорог за этот же период возросла почти в четыре раза и составила 790 тыс. км.

Между тем экономическое развитие различных стран происходило неравномерно; изменилась расстановка сил. На международную арену вышли страны молодого капитализма. Темпы развития этих догоняющих стран были очень высокие. К ним принадлежали США, Германия, Россия. В последней трети XIX в. Англии теряет свое первенствующее положение, уступает это место США; Германия превращается в сильного конкурента, ее дешевые товары проникают не только в саму Англию, но и в ее колонии. Если в Англии объем промышленного производства с 1870 по 1900 г. возрос в 1,8 раза, то в Германии — в 3,7 раза. США стали высокоразвитой индустриальной страной и заняли в 1880 г. первое место в мире по производству промышленной продукции. Страны молодого капитализма — США и Германия — стремились к мировому экономическому и политическому лидерству.

В конце XIX в. капитализм активно вторгается в сельское хозяйство. Различные социально-экономические условия обусловили и различные пути утверждения капиталистических отношений в сельскохозяйственном производстве: прусский и американский. Развитие капиталистического сельского хозяйства с сохранением крупных помещичьих латифундий есть прусский путь развития. Этот путь представлял собой медленное перерастание феодального хозяйства в капиталистическое. Он был использован в Германии, странах Центральной и Восточной Европы, в отдельных регионах России и в Японии и характеризовался сохранением элементов феодального способа производства, в частности повинностей крестьян в пользу помещиков, высокой степени эксплуатации крестьян и батраков.

Американский путь отличался высокими темпами развития капитализма в сельском хозяйстве: внедрение машин, использование передовых способов агротехники и агрохимии, складывание фермерства, закрепление земли за непосредственным производителем-фермером, его право свободной продажи и купли земли, распространение аренды, использование наемного труда. Этот тип развития сельского хозяйства с 80-х гг. XIX в. был характерен для США, Канады, Австралии, Новой Зеландии, России (районы Заволжья, Новороссийск, Северный Кавказ), Франции, а также Болгарии.

Постоянный приток дешевого зерна из США и Канады был одной из причин кризиса в сельскохозяйственном производстве Европы в последней трети XIX в. Крестьяне страдали не только от пережитков феодализма, но и от развивающихся капиталистических отношений в сельском хозяйстве. Они попадали в зависимость от банков, лишались земли, а низкая покупательная способность их сказывалась на частоте и продолжительности кризисов в промышленном производстве.

К концу XIX в. господствующее положение в хозяйственной жизни заняли акционерные компании — новая форма организации капитала. Акционирование приводило в движение большие финансовые средства. Изменилась роль банков. Они были более устойчивой и приспособляемой организацией, и производственные предприятия стремились установить прочные связи с ними для получения долгосрочных кредитов. Результатом конкурентной борьбы было образование крупнейших банков, ставших могущественными финансовыми центрами. Возникшая финансовая олигархия обладала огромными возможностями экономического и политического влияния в стране.

Концентрация производства обусловила сосредоточение рабочих на крупных предприятиях. Высокий уровень концентрации рабочих был характерен для США, Германии, России. Произошли сдвиги и в квалификационном уровне рабочего класса. Возникновение новых отраслей, внедрение в производство новейшей техники требовало повышения квалификации работников. Высоким уровнем квалификации отличались немецкие, английские рабочие. В машиностроении Англии 70–75% рабочих были высокой и средней квалификации, а в судостроении — 50–60%.

Конкурентная борьба приводила к необходимости выработки определенных соглашений, которые гарантировали получение прибылей. В свою очередь, эти соглашения вызывали возникновение монополий — крупных хозяйственных объединений: синдикатов, трестов, концернов, картелей. Монополии возникали не только в развитых индустриальных странах, но и в странах со средним уровнем экономического развития. В Германии распространенной формой монополии стали картели: в 1896 г. их число достигло 250. В США получили развитие тресты, позволяющие осуществлять единую экономическую и техническую деятельность и сосредоточивать капиталовложения на решающих звеньях производства. В 1900 г. там насчитывалось 185 трестов. В России первые монополии возникли в 80-х гг., например, Союз рельсовых заводов и др. Однако господство монополий, перерастание капитализма свободной конкуренции в монополистический капитализм не устранили болезни рыночных отношений — экономических кризисов, которые стали более частыми и глубокими.

Важнейшим признаком капитализма последней трети XIX в. был также вывоз капитала. Так называемый избыточный капитал европейских держав оседал в тех странах, где была дешевая рабочая сила и сырье. Капитал, вывозимый английской буржуазией с 1875 по 1900 г., возрос в два раза, французской – в 2,25 раза, германской — в 7,5 раза.