Лицензирование деятельности в сфере искусства и практика применения Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах»

Правовые аспекты авторского права в области искусства традиционно вызывают множество споров и конфликтов, порожденных претензиями авторов, соавторов, их наследников и других юридических и физических лиц. Например, существует периодическое издание, целиком посвященное обзору этих проблем: «Интеллектуальная (Intellectual property) собственность. Авторское право и смежные права. Научно-практический журнал» (Москва. Учредитель: издательский дом Ингел пресс. Периодичность – 12 выпусков в год). Под данным названием журнал издается с 2000 г. В 1957-1992 гг. по этой проблеме в СССР и России выходил журнал под названием «Вопросы изобретательства».

В качестве примера конфликтов, возникавших после 1991 г. (после распада СССР и торжества рыночных отношений), можно сослаться на Решение Верховного Суда Российской Федерации от 19 октября 2000 г. (№ ГКПИ2000-1084). В заседании по этому делу, как сказано в Решении, рассматривалось дело по заявлению физического лица о признании недействительным Постановления Правительства Российской Федерации (Совета Министров) от 28 апреля 1993 г. № 396 «О регистрации кино- и видеофильмов и регулировании их публичной деятельности». Истец считал, что оспариваемый нормативный акт не соответствует действующему законо-дательству и нарушает его права. Верховный Суд Российской Федерации не нашел оснований для удовлетворения заявления.

Упомянутое Постановление Правительства было издано в целях борьбы с незаконным использованием кино- и видеофильмов, регулирования их публичной демонстрации на террито-риии Российской Федерации. Постановление ввело регистрацию художественных, документаль-ных, научно-популярных, учебных, мультипликационных кино- и видеофильмов, предназначен-ных для публичной коммерческой и некоммерческой демонстрации на киноустановках, в кино-видеотеатрах, видеосалонах и других залах независимо от форм собственности, для тиражи-рования в целях продажи, сдачи в прокат и аренду, распространения через видеотеки и прокатные пункты, а также трансляции по кабельному телевидению.

Юридические лица могут в установленном порядке на договорной основе реализовывать эту продукцию кинозрелищным предприятиям, культурно-просветительским учреждениям, организациям телевидения, другим коммерческим и некоммерческим организациям, а также самостоятельно осуществлять тиражирование в целях продажи или проката и распространения через видеотеки и прокатные пункты только после их регистрации и получения прокатного удостоверения.

Федеральный закон «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» предусматривает (ст. 5) ведение Государственного регистра фильмов и выдачу прокатных удостоверений в частности, в целях защиты обладателей прав на фильм. Государственная регистрация фильмов также направлена на защиту потребителей аудиовизуальной продукции методом вынесения рекомендаций по возрастным ограничениям зрительской аудитории в зависи-мости от содержания фильма.

В качестве лицензионного требования для деятельности по распространению и воспроиз-ведению аудиовизуальных произведений законодатель предусмотрел в законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» регистрацию кино- и видеофильмов. В Федеральном законе «Об обязательном экземпляре документов» предусмотрено, что прокатные удостоверения на кино- и видеофильмы (ст. 12) выдаются после передачи позитивных копий на государственное хранение.

Учреждение Всемирной организации интеллектуальной собственности ратифицировано вместе с Конвенцией Указом Президиума Верховного Совета СССР (от 19 сентября 1968 г. № 3104-VII). Статья 4 Конвенции предусматривает, что Всемирная организация интеллектуальной собственности ведет международный регистр аудиовизуальных произведений.

В разбираемом Решении Верховного суда разъяснено, что выдача прокатного удостоверения не является регистрацией авторского права, возникновение и осуществление которого не требует регистрации. Закон ставит охрану имущественных прав автора, включая право на публичный показ, в зависимость от того, что осуществление этих прав реализуется разумно и добросовестно, не посягает на здоровье и нравственность населения. Государственный регистр кино- и видео-фильмов не предъявляет и требований предварительного согласования сообщений и материалов. Необоснованный отказ в выдаче прокатного удостоверения может быть обжалован в установ-ленном законом порядке.

В Директиве Совета Европейского сообщества от 19 ноября 1992 г. по вопросам охраны прав проката и использования, а также ряда иных прав, смежных с авторским правом, в сфере интеллектуальной собственности (Право Европейского союза. – М., 1999. С. 523-529) отмечено исключительное право исполнителей разрешать или запрещать запись своих произведений (ст. 6) и исключительное право вещательных организаций разрешать или запрещать запись своего вещания, вне зависимости от того, является ли такое вещание проводным или эфирным, включая кабельное и спутниковое вещание (ст. 6). Право на воспроизведения, согласно этой Директиве Совета Европейского сообщества, может быть передано, уступлено или являться предметом лицензионного соглашения (ст. 7). Исключительное право осуществлять или запрещать непосредственное или косвенное воспроизведение принадлежит: исполнителям в отношении записей их выступлений; производителям фонограмм в отношении самих фонограмм; продюссерам кинофильмов в отношении оригиналов и копий таких кинофильмов; вещательным организациям в отношении записей их вещания (ст. 7 Директивы Совета Европейского сообщества).

Аналогичные права Директива предусматривает в отношении опубликования произведения, именуемого правом на распространение (ст. 9). Страна-участница Европейского сообщества вправе устанавливать ограничения в отношении авторских и смежных прав исполнителей, произ-водителей фонограмм, вещательных организаций и продюсеров кинофильмов, какие установлены в отношении авторских прав на литературные и художественные произведения (ст. 10). 4 июля 2002 г. издано Постановление Правительства Российской Федерации (№ 381) «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по воспроизведению (изготовлению экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей». Это Постановление утратило силу в связи с принятием нового более детального Положения «О лицензировании деятельности по воспроизведению (изготовлению экземпляров) аудиовизуаль-ных произведений и фонограмм на любых видах носителей» согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2006 г. (№ 252) «О лицензировании деятельности по воспроизведению (изготовлению экземпляров) аудиовизуальных произведений и фоно-грамм на любых видах носителей». Данное постановление 2006 г., как и предыдущее 2002 г., приняты на основании Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Положение 2006 г. определяет порядок лицензирования деятельности юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей. Лицензирование осуществляется Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Лицензия предоставляется на 5 лет. Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении лицензируемой деятельности являются: наличие у лицензиата документов, подтверждающих заказ на изготовление определенного тиража аудиовизуальных произведений и фонограмм; наличие документов, подтверждающих права лицензиата либо заказчика тиража на воспроизведение (изготовление экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм; договоров на приобретение авторских и (или) смежных прав или разрешений на их воспроизведение либо копий указанных документов, заверенных в установленном порядке; наличие у лицензиата прокатных удостоверений (заверенных в установленном порядке копий прокатных удостоверений); осуществление лицензиатом технологических операций по нанесению наименования лицензиата и номера лицензии на корпус аудио- или видеокассеты, на корпус (защитный кожух) иного магнитного носителя, а также на внутреннее кольцо оптического диска вокруг установочного отверстия со стороны считывания; наличие в штате соискателя лицензии лица, ответственного за осуществление учета изготовленных экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм; ведение лицензиатом учета изготовленных экземпляров аудиовизуальрых проиведений и фонограмм в порядке, определяемом Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации; наличие у лицензиата производственных помещений и производственного оборудования (для осуществления лицензируемой деятельности) на праве собственности или ином законном основании.

Проверка полноты и достоверности указанных сведений проводится путем их сопоставления со сведениями, содержащимися в Едином государственном регистре юридических лиц или Едином государственном регистре индивидуальных предпринимателей.

19 июня 2006 г. вынесено Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации (№ 15) «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с примене-нием законодательства об авторском праве и смежных правах» (Российская газета. 2006 г. 28 июня). В Постановлении отмечается, что законодательством определен баланс прав авторов и интересов общества, в частности, в области образования, научных исследований и доступа к информации. Одним из самых распространенных правонарушений в сфере авторского права и смежных прав является воспроизведение контрафактных экземпляров произведений, а также фонограмм и их незаконная реализация. Все большую угрозу правообладателям представляет незаконное размещение произведений и фонограмм в телекоммуникационных сетях, в частности, в сети Интернет и сети сотовой связи. У судов имеются затрудения в применении законодательства, регулирующего данные правоотношения.

Разъясняется, что законодательство Российской Федерации об авторском праве и смежных правах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона «Об авторском праве и смежных правах» (в редакции Федеральных законов от 19 июля 1995 г. и от 20 июля 2004 г.), Закона Российской Федерации (от 23 сентября 1992 г.) «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», федеральных законов. В случае противоречия норм Закона «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» нормам Закона «Об авторском праве и смежных правах» применяются нормы Закона «Об авторском праве и смежных правах».

Российская Федерация является участницей следующих международных договоров: Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (Стокгольм, 14 июля 1967 г., в редакции от 2 октября 1979 г., вступила в силу для СССР 26 апреля 1970 г.); Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений (Берн, 9 сентября 1986 г., вступила в силу для Российской Федерации 13 марта 1995 г.); Всемирной конвенции об авторском праве (Женева, 6 сентября 1952 г., пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г., вступила в силу для СССР 27 мая 1973 г.); Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (Рим, 26 октября 1971 г., вступила в силу для Российской Федерации 26 мая 2003 г.); Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Женева, 29 октября 1971 г., вступила в силу для Российской Федерации 13 марта 1995 г.).

В соответствии с Бернской конвенцией, в частности, любому произведению, созданному в одной из стран – участниц конвенции, в любой другой стране – участнице конвенции предоставляется такая же охрана, как и созданным в ней произведениям. Возникновение авторского права независимо от каких-либо формальностей. Авторы, не являющиеся гражданами одной из стран – участниц конвенции, но имеющие свое обычное местожительство в одной из таких стран, приравниваются для целей Бернской конвенции к гражданам этой страны.

Гражданские дела, связанные с защитой авторского права и смежных прав, не подсудны мировому судье (ст. 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Район-ным судам подсудны также гражданские дела, связанные с созданием и использованием служебных произведений. Иск о защите авторского права предъявляется в суд по месту жительства или месту нахождения ответчика. Иски, вытекающие из авторских договоров или договоров о передаче смежных прав, могут быть предъявлены также в суд по месту исполнения договора. Примерами исполнения договора являются: представление рукописи в редакцию, выплата гонорара, представление авторских экземпляров.

Документами, подтверждающими право организации на обращение в суд с заявлением о защите авторского права и (или) смежных прав, являются: Устав организации, управляющей имущественными правами на коллективной основе; договор с обладателей авторских прав на управление имущественными правами и (или) договор с иностранной организацией, управляющей аналогичными правами.

Подлинное имя автора и условия соблюдения анонимности указываются в авторском договоре, который не является предметом разрешения спора и не подлежит исследованию в процессе судебного разбирательства. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений. Ответчик обязан доказать выполнение им требований Закона при использовании произведения. Истец должен подтвердить факт принадлежности ему авторского права.

Необходимо исходить из презумпции авторства. При отсутствии доказательства иного автором произведения считается лицо, указанное в качества автора на оригинале или на экземпляре произведения. Контрафактными являются экземпляры произведения и фонограммы, изготовление и распространение которых влечет за собой нарушение авторских и смежных прав. Нарушение существенных условий авторского договора является нарушением авторского права. Если воспроизведение превышает тираж, предусмотренный в договоре, то превышение тиража следует рассматривать как нарушение авторского права.

Право авторства, право на имя, право на отзыв, право на защиту репутации являются личными неимущественными правами, поэтому на требование о защите этих прав исковая давность не распространяется. К исковым требованиям имущественного характера, например к взысканию гонорара по договору автора с пользователем, применяется общий срок исковой давности в соответствии со ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Не охраняются авторским правом идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты, например, методики обучения. К объектам авторского права могут относиться названия произведений, фразы, словосочетания и иные части произведения, которые могут использоваться самостоятельно, являются творческими и оригинальными.

Запись произведения или объекта смежных прав в память электронной вычислительной машины яляется использованием, если по инициативе лица, совершившего запись, неопреде-ленный круг лиц получает доступ к этому произведению или объекту смежных прав. К указанным лицам могут быть отнесены владельцы сайта, на котором были размещены контрафактные произведения.

Если произведение было создано до 3 августа 1992 г., вопрос о том, кто является обладателем прав на него, следует решать в соответствии с нормами Гражданского кодекса РСФСР 1964 г. Если произведение было создано после 3 августа 1992 г., но до 3 августа 1993 г., вопрос о том, кто является обладателем прав на произведение, следует решать по нормам Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г.

Режиссер-постановщик спектакля приравнивается к исполнителю и является субъектом смежных прав. Публичным исполнением аудиовизуального произведения является его показ в кинотеатрах, иных местах, открытых для свободного посещения, или в местах, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи.

Если ранее установленный 50-летний срок охраны авторского права истек до 26 июля 2004 г., то 70-летний срок охраны к этим произведениям не применяется (в данном случае названа дата официального опубликования изменений, внесенных в Закон Российской Федерации «Об авторс-ком праве и смежных правах»). Исчисление сроков охраны авторских и смежных прав начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока. Исчисление срока действия авторского права на произ-ведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни авторов и 70 лет поолсе смерти последнего автора, пережившего других соавторов. Данное положение применяется к произве-дениям независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, имеющих самостоятельное значение. Начало течения срока охраны смежных прав на фонограмму начинается с факта первого опубликования фонограммы либо ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в течение 50 лет.

Истечение срока охраны произведений или объектов смежных прав означает их переход в общественное достояние. В этом случае они могут свободно использоваться любым лицом без выплаты вознаграждения. При этом лицами, использующими произведения или объекты смежных прав, должны соблюдаться личные неимущественные права, которые действуют бессрочно.

Использование произведений, если иное не установлено законом, допускается только на основании авторского договора. Все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору, считаются непереданными. Предметом авторского договора не могут быть права на использование произведений, которые автор может создать в будущем. Права, переданные по авторскому договору, могут передаваться другим лицам лишь в случае, если это прямо предусмотрено в договоре.

Право на возмещение морального вреда предоставлено только автору и исполнителю. Право на компенсацию предоставлено обладателю исключительных прав.