Предмет управленческой психологии и ее место в структуре наук об управлении

Искусство управленческого взаимодействия стоит на стыке таких областей знания, как управленческая психология, менеджмент, общая и социальная психология, психология личности, а также ряда непсихологических дисциплин: этика, эстетика, педагогика и ряда других. Все эти науки питают культуру профессиональной деятельности современного руководителя и помогают овладеть ее практическими навыками.

Овладение искусством эффективного взаимодействия в сфере управленческой деятельности возможно только при условии правильного подбора кадров с учетом необходимых личных данных работников и их индивидуальных психологических особенностей. При этом сами эффективные менеджеры, руководители должны отвечать многим психологическим требованиям: обладать терпением, выдержкой, самообладанием, тактичностью, вежливостью, доброжелательностью и целым рядом других качеств.

Кроме того, для эффективной организации управленческого процесса необходимо умелое использование как руководителями, так и подчиненными психологических норм и правил взаимодействия в рамках управленческого процесса.

Основной целью управленческой психологиикак отрасли психологии является продуцирование психологических знаний, применяемых при решении проблем управленческой деятельности. Исходя из трехкомпонентного подхода к определению предмета управленческой психологии он может быть представлен следующим образом: предмет управленческой психологии – это психологические особенности сотрудников организации, включенных в процесс управленческой деятельности (руководителей и подчиненных), оказывающих значимое влияние на данный процесс, а также психологические особенности самого процесса управленческого взаимодействия.

При рассмотрении предмета управленческой психологии необходимо обратиться к системной структуре самой организации. Известно, что каждая организация, группа, численностью свыше 7-10 человек в процессе группового взаимодействия неизбежно распадается на микрогруппы. Учитывая это, руководители в большинстве случаев выделяют внутри организации структурные подразделения, первичные элементы которых (бригада, экипаж, расчет, отдел, служба…) не превышают данной численности. При этом между указанными первичными подразделениями складываются различного рода межгрупповые отношения, которые необходимо учитывать для эффективного процесса в рамках организации и грамотного управления им.

Таким образом, в управленческой психологии выделяются три уровня анализа:

-    индивидуальный уровень анализа личностных качеств каждого человека, включенного в управленческий процесс (руководителей и подчиненных);

-    групповой – уровень анализа социально-психологических особенностей групп внутри организации и межгрупповых отношений;

-    организационный – уровень анализа организации как системы в целом.

На индивидуальном уровне анализа важнейшей исследовательской структурой является личность работника. Личность работника как составной единицы трудового коллектива изучается целым рядом отраслей психологии – таких, как общая психология, психология труда, инженерная психология и др. Сама организация (или микрогруппа), в свою очередь, является предметом изучения социальной, военной, педагогической психологии и др.

Объектом психологии управления является организованная деятельность людей.

При этом под организованной деятельностью понимается не просто совместная деятельность людей, объединенных общими интересами или целями, симпатиями или ценностями, а деятельность людей, объединенных в одну организацию, подчиняющихся правилам и нормам этой организации, выполняющих заданную им совместную работу в соответствии с экономическими, технологическими, правовыми, организационными, корпоративными и целым рядом других требований.

Особые психологические отношения между людьми, которые существуют только в организации, основанные на  правилах, нормах и требованиях ее иерархической структуры, – это управленческие отношения.

Если социально-психологические отношения выступают как взаимоотношения людей, опосредованные целями, задачами и ценностями совместной деятельности, т.е. ее реальным содержанием, то управленческие отношениясоставляют организованную совместную деятельность, делают ее организованной. Другими словами, это не отношения в связи с деятельностью, а отношения, образующие совместную деятельность.

В социальной психологии отдельный работник выступает как часть, как элемент целого, т.е. социальной группы, вне которой его поведение не может быть понятым.

В психологии управления и отдельный работник, и социальная группа, и коллектив выступают в контексте организации, в которую они входят и без которой их анализ в плане управления оказывается неполным.

Изучение личности работника в организации, анализ влияния организации на социально-психологическую структуру и развитие коллектива – таковы главные вопросы, стоящие перед специалистами, исследующими проблемы психологии управления.

В отличие от психологии труда, в психологии управления актуальна, например, не проблема соответствия работника его профессии, не проблема профессионального отбора и профессиональной ориентации, а проблема соответствия работника конкретной организации, проблема подбора людей в эту организацию и их ориентации в отношении особенностей деятельности данной организации.

В управленческой психологии в первую очередь изучаются психологические особенности отдельных людей и групп, включенных в самостоятельные организации, деятельность которых ориентирована на корпоративно-полезные цели.

Принято выделять следующие управленческие проблемы, характерные для рассмотрения управленческой психологии:

-    социально-психологические явления в деятельности производственных групп и коллективов;

-    психология деятельности руководителя;

-    психология личности руководителя;

-    психологические проблемы подбора руководящих кадров;

-    психолого-педагогические проблемы подготовки и переподготовки руководящих кадров;

-    функционально-структурный анализ управленческой деятельности;

-    социально-психологический анализ производственных и управленческих коллективов и взаимоотношений в них людей;

-    психологические проблемы взаимоотношений между руководителем и подчиненными и др.

Специалистами в области психологии управления среди всего многообразия психологических проблем на сегодняшний день выделяется ряд наиболее актуальных для организации:

-    повышение профессиональной компетентности руководителей всех уровней, т.е. совершенствование стилей управления, межличностного общения, принятия решений, стратегического планирования и маркетинга, преодоление стрессов и др.;

-    повышение эффективности методов подготовки и переподготовки управленческого персонала;

-    поиск и активизация человеческих ресурсов организации;

-    оценка и подбор (отбор) специалистов управленческого звена для нужд организации;

-    оценка и улучшение социально-психологического климата, сплочение персонала вокруг целей организации.

Изучение основных проблем и вопросов психологии управления призвано обеспечить психологическую подготовку менеджеров, управленцев различного звена, сформировать или развить их психологическую управленческую культуру, создать необходимые предпосылки для теоретического понимания и практического применения важнейших проблем сферы управления, к которым следует отнести:

-    понимание природы управленческих процессов;

-    знание основ организационной структуры;

-    четкое представление об основных принципах и стилях управления и руководства, а также способах повышения эффективности управления;

-    знание информационной технологии и средств коммуникации, необходимых для управления персоналом;

-    знание эвристических методов решения творческих управленческих задач;

-    умение устно и письменно выражать свои мысли;

-    компетентность в отношении управления людьми, подбора и соответствующей подготовки специалистов, оптимизации формальных и неформальных взаимоотношений среди работников организации;

-    умение оценивать собственную деятельность, делать адекватные выводы и повышать свою квалификацию, исходя из требований текущего дня и прогнозируемых изменений;

-    четкое представление о структурных особенностях организации, мотивах и механизмах поведения.