Основные функции управленческой деятельности

К основным функциям управления можно отнести:

-    управление персоналом (коллективом, кадрами);

-    управление качеством продукции;

-    управление инновациями (нововведениями в организации);

-    стратегическое управление (стратегия роста, стратегия ограниченного роста, стратегия сокращения, сочетание стратегий);

-    управление финансовыми ресурсами;

-    управление материальными ресурсами и запасами;

-    управление информационными ресурсами;

-    управление временными ресурсами (сетевое планирование);

-    управление производительностью труда;

-    антикризисное управление предприятием;

-    управление маркетингом (маркетинговыми стратегиями, например, стратегиями «цена–качество»);

-    управление по целям (предполагает правильную постановку цели(ей) и последующий переход к формированию функций и процессов управления; в данном случае предполагается, что необходимо не только реагировать задним числом на негативную ситуацию, но и предварительно разрабатывать ряд мероприятий с целью ее недопущения);

-    управление по результатам (цикличный процесс постановки результатов (целей) – процесс ситуационного управления – контроль за результатами; на первый план выходят оперативная реакция на неожиданные ситуации и напористость менеджера).

Целью деятельности руководителя любой организации является обеспечение ее высокой эффективности, что обеспечивает руководителю удовлетворенность работой, высокий социальный статус и материальное благосостояние.

Однако для реализации данной цели необходимо решение не только организационных, но и ряда психологических задач, связанных с руководством персоналом организации.

Основными психологическими функциями управленческой деятельности (функциями руководства персоналом организации) являются:

-    во-первых, подбор персонала, включающий планирование человеческих ресурсов организации, привлечение кандидатов на должность, профессионально-психологический отбор кандидатов;

-    во-вторых, обеспечение процесса социализации и адаптации индивида в организации, оценка деятельности и аттестация персонала.

-    в-третьих, руководитель создает условия для мотивирования персонала (стимулирование труда) и повышения удовлетворенности трудом.

В ведении руководителя (менеджера по персоналу) находятся вопросы планирования карьеры как собственной, так и карьеры персонала организации и формирование кадрового резерва организации. В процессе деятельности во многих организациях в состав управленческой деятельности включаются вопросы внутрифирменного обучения сотрудников организации.

С точки зрения того, что персонал организации является малой группой (на большом предприятии или в крупной организации это может быть множество малых групп) необходимой управленческой функцией является улучшение социально-психологического климата в организации, разрешение и предупреждение межличностных и межгрупповых конфликтов. Формирование и развитие организационной культуры, реформирование организации (организационно-кадровый аудит, организационный дизайн и развитие организации) также являются задачами, которые осуществляет руководитель предприятия (организации).

Относительно руководства процессом функционирования предприятия функциями руководства являются: нормирование и повышение производительности труда, прогнозирование и планирование деятельности организации, распределение ответственности и делегирование полномочий, контроль и регулирование деятельности организации (производственного процесса на предприятии).

Целенаправленность управления предполагает осознанное движение к четкой и ясной цели (несмотря на препятствия и даже вопреки им). В последнее время в литературе появилось даже новое понятие «напористость менеджера», которое предусматривает осуществление неоднократных мер, решений или мероприятий, направленных на достижение поставленной цели. Очень важно, чтобы цель была поставлена в показательной форме и ее можно было измерить. Примеры правильно поставленных целей:

-    повышение объемов продаж на 10%;

-    снижение себестоимости продукции на 5%;

-    повышение прибыли на 7%;

-    повышение рентабельности на 2%.

Примеры неправильно поставленных целей: повышение качества продукции; улучшение дизайна выпускаемой продукции и т.д.

Очевидно, что в первом случае необходимо выделить показатель или показатели, позволяющие оценить качество продукции, например, среднее время наработки на отказ продукта, или процент выхода годных изделий (например, при изготовлении микросхем).

Во втором случае необходимо разработать систему оценки дизайна продукции (например, автомобиля или электронной системы). Обычно для этих целей используется метод экспертных опросов (например, по баллам: 1 – удовлетворительно; 2 – хорошо; 3 – отлично) специалистов или потенциальных покупателей, клиентов, дистрибьюторов. Опрос экспертов позволяет вычислить максимальный средний балл дизайна выпускаемой продукции и поставить цель на будущее.

Часто встречаются три варианта неэффективной деятельности руководителя, когда конечный результат деятельности предприятия не согласован с исходной целью:

1)  конечный результат (который также должен быть обязательно измерен) не только близок, но и превосходит поставленную цель;

2)  конечный результат уступает поставленной цели;

3)  конечный результат противоречит поставленной цели.

Очевидно, что в первом варианте организация явно выиграет от полученного результата, но в дальнейшем необходимо стремиться к более точным предварительным расчетам и планам.

Во втором случае важно проанализировать причины неудачи (отрицательный результат – тоже результат) и сделать правильные выводы. В некоторых ситуациях конечный результат оказывается хуже из-за слабой «напористости» менеджеров, плохой системы управления организацией, в других случаях – из-за несбалансированности оптимистических и пессимистических оценок при постановке цели. Важно понять, почему не удалось достичь планируемых показателей.

Часто встречается третий вариант исхода, когда достигнутые результаты приходят в противоречие с поставленными ранее целями. Примером может служить ведущаяся во многих странах мира длительная борьба с алкоголизмом, коррупцией, наркоманией и т.д. Более того, во многих случаях эти проблемы не только не разрешаются, но и усугубляются. В экономике также возможны ситуации, когда цель, например, повышение производительности труда за счет ужесточения дисциплины, входит в противоречие с достигнутым результатом (снижение психологической мотивации к труду приводит к резкому уменьшению показателей производительности).

Будет полезно почитать по теме: