Создание системы стратегического прогнозирования

России жизненно необходима достоверная статистика. Сегодняшняя, представляющая собой случайную смесь обломков советского тотального учета, западных технологий расчета, применяемых к совершенно не приспособленным для них данным, и административного давления на расчетчиков и аналитиков, заставляет Россию глядеться в безнадежно и, что самое опасное, непредсказуемо кривое зеркало.

Необходима реформа статистического учета, комплексный перевод системы сбора, обработки и анализа информации на современные рельсы, системная интеграция информации и аналитики различных ведомств.

Наиболее значимым элементом стратегического планирования развития России является точное целеполагание, выявляющее стратегические интересы и возможности общества и приводящее в соответствие с ними интересы и возможности государства. Его отсутствие или недостаточная конкретность лишает смысла всю государственную деятельность, ибо «кто не знает, куда плывет, тому нет попутного ветра»; его ошибочность обрекает общество на поражение в стратегической конкуренции.

Целеполагание всегда носит политический и стратегический характер и представляет собой практическую деятельность по выявлению, закреплению и конкретизации общественного идеала. Его осуществление – важнейшая задача совместного исторического творчества элиты общества и политического руководства государства.

Базовым элементом перехода от целеполагания к конкретному стратегическому прогнозиро-ванию является разработка комплексного вариантного прогноза общественного, в том числе соци¬ально-экономического и политического, развития, свободная от какого-либо административного и политического давления.

Рамки, задаваемые этим прогнозом, должны корректировать политическое целеполагание и служить основой для разработки реалистических комплексных программ социально-экономического и политического развития, учитывающих последствия активной и созидательной деятельности государства.

При оценках экономического роста надо четко выделять различные сектора экономики, отделяя увеличение добычи сырья (например, нефти и газа) и производства продукции первого передела (например, чугуна и стали) от динамики выпуска продукции обрабатывающей промышленности (в том числе машиностроения).

Отдельно следует учитывать и прогнозировать производство высокотехнологичной продукции различных отраслей.

Бюджетное прогнозирование и прогнозирование социально-экономического развития должны осуществляться на 3 года (с ежегодным уточнением) с последующим расширением горизонта прогнозирования до 5 лет.

Среднесрочное, ориентировочное прогнозирование, направленное на достижение основных социально-экономических и политических пропорций, должно охватывать 10 лет.

Стратегическое целеполагание должно осуществляться на 25 лет.

Будет полезно почитать по теме: