Совершенствование системы высшего образования и реорганизация системы управления наукой

Для поддержания образовательного потенциала России представляется совершенно необходимой скорейшая отмена Единого государственного экзамена как приучающего к фрагментарному («тестовому») мышлению вместо системного и начетничеству вместо самостоятельного мышления, убивающего творческие способности и поощряющего коррупцию.

Следует переориентировать систему высшего образования с получения заведомо устаревающих знаний на закрепление фундаментальных, основополагающих знаний и выработку навыков самостоятельного получения информации, ее анализа и умозаключений. Необходимо учить не фактам, но умению самостоятельно добывать и осмысливать факты.

Первоочередной задачей должно быть признано обеспечение качества образования на высшем мировом уровне на направлениях, обеспечивающих конкурентоспособность общества:

• математика;

• физика;

• биология (с уклоном в биотехнологии);

• программирование;

• корпоративное и государственное управление.

Следует обеспечить налоговые льготы для инвестиций в науку и образование (как минимум – для корпоративных инвестиций в университетскую науку); например, освобождать от налога на прибыль сумму, в два раза превышающую указанные инвестиции.

Необходимо создать эффективную систему контроля качества образования и ликвидировать вузы, не способные предоставлять качественное образование.

Следует обеспечить соответствие структуры образования реальным потребностям экономики и общества.

Важной задачей является превращение высшего образования в коммерческий бизнес, широко привлекающий учащихся из-за рубежа на коммерческой основе (в том числе относительно низкими ценами, системами рассрочек, кредитов и т.д.). Эту систему надо использовать для распространения российского влияния во внешнем мире, в том числе для формирования пророссийски ориентированных национальных элит за пределами России.

Необходима модернизация Российской академии наук с обеспечением приема в нее критически значимого с точки зрения ее внутреннего функционирования числа молодых ученых, доказавших свою профессиональную состоятельность и добросовестность.

Приоритетным направлением развития отечественной науки должно стать создание многоотраслевых, коммерчески эффективных научных и инновационных центров на базе крупнейших университетов.

Будет полезно почитать по теме: