Развитие начального и среднего образования

Необходимо воссоздание на новой основе (с использованием рыночных механизмов, информационных технологий, психологических тестов) системы сплошного поиска талантливых детей в масштабах страны (первоначально вне крупных городов) и организация их индивидуализированного обучения, первоначально по следующим ключевым направлениям:

• математика;

• лингвистика (способность к языкам);

• оригинальность мышления;

• необычные способности (например, экстрасенсорика). Представляются жизненно важными выявление и систематическая поддержка талантливых педагогов (как «предметников», так и воспитателей), в первую очередь вне крупных городов, систематизация, распространение их опыта (включая его систематическое использование при корректировке учебных программ и методических разработок), создание понятия личных педагогических «школ» (так, если у преподавателя в деревне дети регулярно поступают на мехмат, – а такие случаи в СССР были – можно говорить о его «школе» в преподавании математики).

Следует осуществить переписывание школьных учебников (особенно начальных классов) с учетом требований детской психологии, чтобы сделать их не только более понятными, чем сейчас, но – обязательно – интересными и захватывающими.

Необходимо изменить учебную программу, обеспечив достижение следующих целей:

• обеспечить хорошее знание всеми выпускниками средней школы как минимум одного иностранного языка (с расширением доли изучающих испанский язык хотя бы до доли изучающих немецкий и французский);

• обеспечить всеобщую компьютерную и Интернет-грамотность выпускников средней школы;

• учитывать при определении времени изучения тех или иных предметов изменение способностей школьника со временем (как изменение зрелости личности, так и изменение способностей к систематизации, абстрактному мышлению и т.д.);

• обеспечить максимальную корреляцию различных предметов, при которой уже изученное по одному предмету помогает усвоить и закрепить изученное по другому;

• снизить общую учебную нагрузку с учетом требований здравоохранения, в первую очередь за счет изъятия из программ ненужных предметов типа «москвоведения» (недопустимо положение, при котором переход на 12-летнее образование, например, мотивировался «специалистами» Минобразования необходимостью сохранить объем работы нынешнему количеству учителей при сокращении численности учащихся);

• закреплять жесткие нормативные представления о необходимости терпимости по отношению к другим людям, в первую очередь к думающим по-другому и принадлежащим к другим социальным слоям, национальностям и культурам (эта терпимость должна быть адекватной; учащиеся должны понимать не только недопустимость считать представителей других наций хуже или лучше других, но и осознавать различие национальных характеров и необходимость учитывать его при общении);

• обеспечить знание всеми выпускниками средней школы своих гражданских прав и механизмов их отстаивания (за что и как могут уволить с работы, какие пособия положены при каких обстоятельствах, как обращаться в суд, каковы права и обязанности родителей по отношению к детям, чего имеет и чего не имеет права делать милиция и т.д.).

Необходимо модернизировать программы подготовки учителей и развернуть широкую программу их переподготовки с учетом описанных требований.

Представляется важным также модернизировать и привести в соответствие с потребностями современной экономики программы среднего специального образования.

Государство должно решать свои социальные и экономические проблемы не за счет экономии на общеобразовательной и профессиональной школе, а на основе ее опережающего развития, рассматривая как вложение средств в будущее страны, в котором участвуют государство и общество, предприятия, организации и граждане.

Система общего образования должна выполнять функцию не только передачи знаний, но функцию и по формированию (воспитанию) личности. Современному обществу нужны патриотически настроенные, образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за страну.

Государство должно гарантировать достойный уровень жизни учителя и педагога, нести ответственность за создание оптимальных условий для выполнения педагогом своих профессиональных функций. Статус учителя должен быть приравнен к статусу государственного служащего с соответствующей оплатой труда и социальным обеспечением. При этом учитель должен нести ответственность за результат своего труда.

Основной целью профессионального образования16 должна стать подготовка квалифициро-ванного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.