Программа развития и размещения производительных сил

Необходима скорейшая разработка и реализация Программы развития производительных сил (ГОЭЛРО-2), определяющей направление развития инфраструктуры, задающей условия развития национальному бизнесу и включающей:

• энергетическую стратегию, нацеленную на максимально эффективное использование энергоресурсов;

• транспортную стратегию, обеспечивающую запуск транзитных железнодорожных и комбинированных маршрутов при срыве любой ценой транзита в обход России, а также форсированное развитие перевозок автомобильным транспортом (в том числе по платным дорогам);

• технологическую стратегию, определяющую, какие технологии государство будет развивать, а какие – импортировать, и задающую ориентиры политике в сфере образования;

• программу создания рабочих мест в депрессивных регионах, общественных работ, переквалификации;

• программу стимулирования въезда («завоза») специалистов с высшим образованием, квалифицированных рабочих, носителей русской культуры: они должны получать гражданство через три года работы в России, причем отдельные наиболее ценные специалисты должны адресно приглашаться через посольства Российской Федерации на постоянное место жительства в Россию.

Для реализации Программы развития производительных сил России необходимы система госгарантий и инвестиционных кредитов и жесткий механизм контроля за ними на основе эффективно работавшего в СССР механизма проектного финансирования. После нескольких демонстративно жестоких наказаний за хищения он заработает. Этот подход соответствует степени развития рынка в России и мотивации частного капитала, который в необходимых масштабах в инфраструктуру в обозримом будущем не пойдет.

Задачей государства является создание системы гарантий, стимулирующих инвестиции сырьевой ренты ее нынешними обладателями в необходимые для общественного развития проекты, включая систему ЖКХ и другие инфраструктурные отрасли, а также газодобычу и новые, высокотехнологичные производства.

Источниками этих гарантий должны стать бюджетный профицит, избыточная с точки зрения обеспечения стабильности валютного рынка часть золотовалютных резервов, неиспользуемые остатки средств федерального и регионального бюджетов, а также ограничение масштабов воровства и неэффективного использования бюджетных средств, кредиты госбанков, пенсионные взносы.

Необходимо сохранение в накопительной пенсионной системе граждан 37–50 лет и сохранности пенсионных взносов за счет их использования в качестве гарантий среднесрочных капиталоемких проектов модернизации (в первую очередь ЖКХ).

Варварская практика «замораживания» якобы избыточных денег ради улучшения статистики инфляции будет прекращена. Деньги России должны работать на ее граждан. На этой основе следует восстановить вклады граждан в Сбербанке до 1992 года.

Для реализации Программы развития производительных сил должны быть созданы Банк развития (на базе Сбербанка: деньги населения должны идти на модернизацию страны, а не на спекуляции с займами федерального бюджета) и Корпорация развития.

Россия – не европейская и не азиатская, но сибирская страна. Поэтому пренебрежение развитием Сибири и Дальнего Востока, наблюдающееся в течение последних 15 лет, ставит под угрозу само существование России.

Программа развития и размещения производительных сил должна в полной мере учитывать удаленность Сибири и Дальнего Востока, богатство природных ресурсов, слабое развитие инфраструктуры и низкую заселенность.

В первую очередь необходимо государственное определение направления развития и поддержка социальной сферы, инновационной, энергетической и транспортной инфраструктуры.

Необходимо остановить хищническую эксплуатацию природных ресурсов, ведущую к разрушению природных комплексов на территории России и массовому, повсеместному вывозу добавленной стоимости и природной ренты.

При помощи системы государственных гарантий и прямой административной поддержки восстановить перерабатывающие мощности на территории России и обеспечить сохранение добавленной стоимости и природной ренты в России.

Необходимо наведение порядка в основных сырьевых отраслях региона: рыболовстве, лесном хозяйстве, золотодобыче и др., а также приграничной торговле, – с жестким подавлением организованных криминальных структур, выросших в этих сферах.

Учитывая, что излишне высокие тарифы на перевозки, в первую очередь железнодорожные, создают угрозу территориальной целостности России, обеспечить их максимальное снижение при помощи обеспечения финансовой прозрачности перевозчиков и пресечения злоупотреблений монопольным положением с их стороны.

В отношении наиболее значимых видов грузов и пассажирских перевозок обеспечивать поддержание тарифов на них на доступном для большинства субъектов экономики уровне, при необходимости – перекрестным субсидированием за счет перевозок на короткие расстояния и на экспорт, в крайнем случае – за счет прямого бюджетного субсидирования.

Необходимо стимулировать максимальный приток населения русской культуры (в крайнем случае, не китайской) в трудоспособном возрасте. Представляется целесообразным разработать программу переселения мигрантов и беженцев с возможностью предоставления им достойно оплачиваемой работы в соответствии с квалификацией, жилья, достаточных с учетом реальных цен «подъемных», но главное – автоматического предоставления гражданства через относительно короткое время.

Демобилизующиеся из армии офицеры должны получать бесплатное жилье также преимущественно в Сибири и на Дальнем Востоке.

Разумно стимулировать взаимовыгодное соединение интересов крупных корпораций на территории их экономической деятельности и региональных (местных) органов власти при укреплении государственного и создания общественного контроля.

В рамках концепции социальной ответственности бизнеса корпорации должны обеспечить замещение советской системы социального обеспечения. Владельцы градообразующих предприятий должны содержать социальную и коммунальную системы городов и поселков, чье население в основном составляют семьи их работников. Власти должны контролировать соблюдение интересов региона и его жителей, а взаимные обязательства администрации и предприятий – оформляться в рамках закона двусторонними соглашениями.

Поддержка депрессивных территорий должна носить обязательно индивидуальный (по целям, формам и методам) характер. При этом варианты поддержки должны быть столь же разнообразны, сколь различны причины депрессии, но ряд мер должен быть одинаков:

• переквалификация части трудоспособного населения;

• создание организационно-правовых предпосылок активизации экономической жизни;

• стимулирование переселения избыточной с точки зрения перспективных производительных сил или нетрудоспособной части жителей в более благоприятные районы.

Будет полезно почитать по теме: