Преодоление массовой бедности и возрождение депрессивных регионов

Прежде всего, необходимо обеспечение прожиточного минимума. Он должен рассчитываться ежеквартально для каждого региона (для главного города и нескольких относительно крупных городов по отдельности, для остальной территории отдельно) на основе удовлетворения минимальных жизненных потребностей в минимальном объеме (то есть даже натуральный состав прожиточного минимума различен в различных регионах: на севере нужно больше света и тепла, одежды и питания); на этой же основе разрабатывается критерий уровня бедности, используемый в индикативных и аналитических целях.

Для семей с детьми прожиточный минимум должен носить социальный характер, позволяющий воспитать ребенка как полноценного члена общества.

В социальный минимум должна входить увеличивающаяся премия на рождение каждого ребенка, начиная со второго, в регионах с дефицитом населения. Третий ребенок в российской семье должен стать нормой, а через 40 лет демографические последствия войн, реформ и революций должны быть преодолены: население России должно составить 500 млн чел.

Для гарантирования прожиточного минимума следует установить, что:

• месячный уровень официально устанавливаемой зарплаты за полный рабочий день за вычетом налогов и обязательных платежей не может быть ниже прожиточного минимума;

• суммарный месячный доход неработающего гражданина России (включая пенсионеров, безработных и учащихся) не может быть ниже прожиточного минимума;

• государственные трудовые инспекции совместно с профсоюзами обеспечивают контроль за уровнем зарплат, уплачиваемых не из бюджетов;

• зарплаты, уплачиваемые из бюджетов всех уровней, не могут быть ниже прожиточного минимума;

• пособия неработающим гражданам обеспечивают их доход на уровне прожиточного минимума на основе их заявлений с систематической проверкой реального уровня нуждаемости.

Подчинение в краткосрочном плане всей государственной политики задаче обеспечения гарантированного прожиточного минимума как главного приоритета и основного критерия успеха должно сопровождаться нормализацией межбюджетных отношений.

Финансовая поддержка регионов должна быть переориентирована с их выравнивания по абстрактному и не имеющему содержательного значения показателю «среднероссийской бюджетной обеспеченности» на содержательную задачу обеспечения прожиточного минимума (или, при нехватке денег в бюджете, обеспечения всем гражданам России единой и постоянно повышающейся части прожиточного минимума).

Чтобы спасти региональные власти от соблазна завышения уровня прожиточного минимума и числа нуждающихся для наращивания помощи своим регионам, в высокодотационных регионах (например, получающих в виде поддержки федерального бюджета более 50% своих средств) в обязательном порядке необходимо вводить внешнее финансовое управление со стороны федеральных властей.

При реализации программы обеспечения прожиточного минимума в целях снижения социального бремени государства реализуются программы создания рабочих мест, переквалифи-кации, переселения из трудоизбыточных регионов в трудодефицитные и развития депрессивных регионов.

Необходима государственная компенсация (при нехватке средств в бюджетах регионов – из федерального бюджета) всех коммунальных расходов, превышающих 10% (вместо нынешних 22%) доходов каждой семьи. Это позволит прекратить наконец порочную систему дотирования бедных за счет богатых и перейти после отладки и обеспечения бесперебойной работы системы предоставления государственных компенсаций к полной оплате услуг ЖКХ, создав предпосылки для обуздания коммунальных монополий (в том числе заинтересованностью в этом федерального бюджета) и снижения их издержек.

Ответственность за несвоевременную выплату субсидий должна быть ужесточена вплоть до уголовной, порядок их получения – существенно упрощен.

Переход к полной оплате населением коммунальных услуг может быть осуществлен только после действия указанного правила в течение не менее чем 1 года, при условии отработки инфраструктуры и механизмов предоставления жилищных дотаций, при условии жесткой антимонопольной политики государства по отношению к предприятиям ЖКХ, обеспечивающей надежную защиту граждан от злоупотребления монопольным положением.