Оздоровление бюджетной политики

Прежде всего представляется совершенно необходимым обеспечение минимально допустимой финансовой прозрачности при помощи включения в бюджет и утверждения в его составе подробной и полной структуры его профицита, обязательно включающей суммы остатков бюджетных средств на рублевых и валютных счетах бюджета на начало и конец 2002 года.

Следует подробно описать в тексте бюджета процедуру формирования Стабилизационного фонда, ожидаемые поступления в него и расходование его средств по всем направлениям, включая финансирование бюджетополучателей и, в случае необходимости, «замораживание» средств налогоплательщиков в виде прироста неиспользуемых остатков средств на бюджетных счетах.

Целесообразно запретить порочную практику приостановления действия различных законов Российской Федерации Законом о федеральном бюджете.

Следует сделать обязательной процедурой рассмотрения проекта бюджета проведение его антикоррупционной экспертизы с исключением статей, провоцирующих коррупцию.

Для борьбы с коррупцией представляется необходимым отделение ее жертв от организаторов: отделение предпринимателя, попавшего в сети незаконных поборов, от чиновника, расставляющего эти сети. Жертва коррупции, помогающая ее искоренению, должна сохранять свободу и доброе имя.

Следует провести скорейшее и полное расследование исполнения бюджетов и деятельности внебюджетных фондов за 1992–2002 годы с гласным возбуждением уголовных дел, в том числе за «халатность». Главному Контрольному управлению Президента России, ФСБ и МВД при кураторстве лидера государства подготовить и провести в ГУФК Минфина, а затем во всех ведомствах операцию «Чистые руки».

Представляется необходимым зафиксировать минимальный уровень непроцентных расходов федерального бюджета в процентах к ВВП с поквартальным получением недостающих средств

(в случае появления этого дефицита):

• за счет нерыночных займов, при необходимости выкупаемых Центробанком или госбанками (включая росзагранбанки);

• за счет переучета Центробанком векселей первоклассных заемщиков в рамках промышленной политики;

• за счет обеспечения принадлежащими Центробанку банками согласованных с государством инвестиционных проектов (банки выбирают проекты в определенных государством направлениях и имеют возможность отказа от участия в программе).

Следует оценивать деятельность Минфина по минимизации неиспользуемых остатков бюджетных средств, степени пропорциональности исполнения различных расходных статей бюджета и уровню возвратности бюджетных ссуд.

Представляется целесообразным установить, что договора о неконкурсных государственных закупках неуникальных товаров являются ничтожными сделками. При проведении конкурсов необходимо в полном объеме учитывать стоимость транспортировки закупаемых товаров до бюджетного потребителя.

Следует создать наконец единую и прозрачную в своей несекретной части систему мониторинга и управления госдолгом, включая долги регионов, местных властей, предприятий и банков. На ее основе разработать и принять программу погашения государственного долга.

Представляется необходимым обеспечить установление контроля государства за федеральными внебюджетными фондами. Включить их аппараты в соответствующие ведомства, сократив штаты.

Разумно обязать правительство немедленно провести расчет предусмотренных Бюджетным кодексом минимальных социальных стандартов по всем регионам и доработку системы оказания финансовой помощи регионам с тем, чтобы перевести все межбюджетные отношения на единственно возможную объективную основу – гарантированного полного (при отсутствии средств – гарантированного частичного) обеспечения минимальных социальных стандартов, предусмотренных Бюджетным кодексом.

При оказании финансовой помощи федерального бюджета региональным исключительно важным представляется установить «пороговый», растущий от года к году уровень финансовой прозрачности, без достижения которого регион теряет право на любую финансовую поддержку. Нужен прямой контроль государства за расходованием регионами всех видов финансовой поддержки федерального центра. Поддержка, не предусмотренная бюджетом, должна обусловли-ваться временной передачей федеральному центру части полномочий региональных властей.

Будет полезно почитать по теме: