Ограничение злоупотреблений монопольным положением

Развитие России тормозит безудержный произвол монополий на всех уровнях, в том числе объединенных с различными органами госуправления неформальными связями.

Комплексная антимонопольная политика17 должна обеспечивать быстрое и неотвратимое наказание за злоупотребление монопольным положением (особо нетерпимая ситуация сложилась на рынке лекарств и автомобильного бензина), включая длительный «профилактический» контроль за издержками и ценами монополий, уличенных в подобном злоупотреблении.

Необходимо нормализовать работу фактически бездействующей (под прикрытием отдельных «громких дел» и систематического препятствования необходимой экономике концентрации капитала и укрупнению предприятий) Федеральной антимонопольной службы, возвращение ей статуса министерства.

Следует создать Федеральную инспекцию цен, которая будет вести мониторинг цен наиболее значимых рынков товаров и услуг и реагировать на резкие колебания цен, временно устанавливая их предельный уровень (в том числе и ниже максимально достигнутого). Необходимость подобного механизма (существующего, например, в Германии) связана с разрушительностью резких скачков цен. Антимонопольное расследование не нейтрализует их в силу своей длительности: пока удается доказать факт монопольного злоупотребления, проходят порой годы, в течение которых экономике наносится невосполнимый ущерб. Кроме того, в целом ряде случаев злоупотребления монопольным положением недоказуемы, а часть спекуляций проводится не монополистами и без сговора.

Необходимо исправление злоупотребления страховщиками своим монопольным положением, выразившегося в завышении ставки обязательного страхования автогражданской ответственности, а также углубления дифференциации этой ставки с учетом низкой платежеспособности владельцев старых автомобилей.

Государство также должно страховать свои автомобили, чтобы нести ответственность за причиненный гражданам и предприятиям ущерб.

Необходима ликвидация 3-процентной комиссии Сбербанка на значительную часть осуществляемых через него платежей как проявления откровенного злоупотребления монопольным положением.