Модернизационная промышленная политика

Государство должно регулировать сферы, в которых рыночное саморегулирование не существует либо недостаточно. Сегодня в эту категорию попадает и инвестиционная сфера.

Основные каналы стимулирования инвестиционного спроса:

• гарантии и инвестиционные кредиты со стороны госбанков;

• покупка Центробанком через своих финансовых агентов нерыночных госбумаг с последую-щим инвестированием средств, в том числе через госбанки;

• переучет Центробанком векселей экспортеров (выданных под экспортные контракты), получателей госзаказа (выданных под госзаказ) и операторов согласованных с государством инвестиционных проектов.

Необходимо последовательное сокращение мобилизационных мощностей до необходимого с учетом современных условий минимума.

Принципиально важно установить, что предприятия, являющиеся получателями государст-венной помощи в любом виде (даже если государство не дает деньги, а вводит защитные тарифы, или помогает в реструктуризации отрасли, или содействует повышению качества бизнеса), обязаны брать на себя встречные обязательства по удовлетворению общественных интересов, и отвечать перед государством, в том числе и своим имуществом, за их исполнение.

В частности, введение государственного контроля за структурой затрат и динамикой рентабельности должно быть превращено в условие получения предприятиями государственного содействия в любой форме, включая государственные заказы.

При реструктуризации долгов предприятий перед бюджетом и оздоровления предприятий следует формировать крупные корпорации, охватывающие технологически связанные цепочки предприятий (и ликвидирующие посредников). Механизмы формирования:

• размещение счетов предприятий, реструктурирующих долг перед бюджетом, как и предприятий с государственным участием, только в банках – финансовых агентах государства;

• содействие (путем обучения кадров, предоставления методических материалов и юридической поддержки, а также внешнего давления, направленного на вытеснение посредников) формированию системы взаимодействия крупных предприятий с мелкими и средними, работающими по их заказам или являющимися потребителями их продукции;

• передача пакетов акций предприятий, находящихся в государственной собственности и объединенных единством технологического процесса, в управление специализированным компаниям.

Необходимо дать как российским, так и иностранным инвесторам гарантии неухудшения всех непосредственно определяемых государством условий их деятельности, включая обязательные платежи в бюджет, в течение первых 5 лет реализации каждого проекта.

Следует установить в качестве главного приоритета государственной промышленной политики развитие информационных и связанных с ними технологий. Установить в качестве приоритетных направлений, которые, подобно «локомотивам», смогут обеспечить развитие значительных секторов экономики, следующие:

• реконструкция автомобильных дорог;

• производство автомобилей и сложной бытовой техники;

• строительство типового жилья, в том числе в рамках государственной программы «Двухэтажная Россия»;

• распространение технологий энергосбережения;

• переработка сельхозпродукции;

• сохранение и развитие высоких технологий, в первую очередь в ходе модернизации ЖКХ и инфраструктуры в целом;

• развитие внутреннего туризма.

Малый бизнес – естественный локомотив экономики. Его развитие должно обеспечиваться в первую очередь за счет защиты от произвола монополий, вымогательства чиновников, силовых структур и криминала. Льготы малого бизнеса должны быть расширены за счет расширения понятия «малый бизнес» до масштабов, принятых в развитых странах Европы.

Необходимо регулировать цены, затраты и зарплату переговорами между производителями и потребителями при посредничестве правительства (включая его антимонопольные органы) в рамках межотраслевых коллективных соглашений и соглашений между работодателями, правительством и профсоюзами.

Условием выживания России является реализация программы комплексной модернизации ВПК, имея в виду прежде всего развертывание широкомасштабного производства современных, уже подготовленных для производства, и возобновление разработки новых передовых систем вооружений.

Следует провести реструктуризацию всех неурегулированных долгов предприятий бюджетам и внебюджетным фондам. При нарушении ее условий контрольный пакет акций предприятия должен быть продан на аукционе (при необходимости должна быть осуществлена дополнительная эмиссия акций). Положение об этом и последующих действиях должно быть включено в соглашение о реструктуризации.

Если предприятие не куплено на аукционе, его контрольный пакет должен быть передан в госсобственность, долги предприятия заморожены на 5 лет, а предприятие передано во внешнее управление с разработкой плана оздоровления. Если этот план не утверждается органом госуправления либо нарушается, управляющая компания меняется, а деятельность прежней расследуется.

Группы внешних управляющих, план которых не утверждается либо нарушается, лишаются права профессиональной деятельности и направляются на обязательную переподготовку за их счет.

(При подготовке планов оздоровления государство должно учитывать необходимость восстановления единых технологических комплексов, ограничения посредников, вывода предприятий из-под криминального контроля и формирования на этой основе крупных корпораций, являющихся партнерами государства и содействующих интеграции страны. Стратегическая цель – «выращивание» этих корпораций до общефедерального уровня и стимулирование их внешнеэкономической экспансии.)

При погашении реструктурированных долгов и выполнении плана оздоровления внешние управляющие получают в собственность контрольный пакет акций, находящийся у государства, или его часть, пропорциональную возвращенному долгу. Это передаст предприятия собственникам, доказавшим свою эффективность.