Меры по модернизации ЖКХ

Плохое финансовое положение ЖКХ вызвано прежде всего систематическими неплатежами бюджетов всех уровней и бюджетных предприятий. Поэтому государство должно признать свои долги перед ЖКХ и предусмотреть средства для их погашения в бюджетах будущих лет.

Необходима детальная проработка федерального стандарта стоимости услуг ЖКХ (позволяющего учитывать климатические и инфраструктурные особенности регионов) и жесткий контроль за его соблюдением, включая детальный контроль за издержками предприятий ЖКХ. Нормативная стоимость услуг должна ежегодно снижаться, стимулируя организации ЖКХ к энергосбережению. Сверхнормативная экономия должна оставаться в распоряжении организаций ЖКХ.

В тарифы ЖКХ должна включаться не «нормативная» прибыль, но расходы на достижение конкретных инвестиционных целей. Регулирующий орган должен контролировать их достижение.

Счетчики уплаты коммунальных услуг должны быть установлены во всех без исключения бюджетных учреждениях; на следующем этапе установка этих счетчиков должна стать обязательным условием предоставления любых денег из госбюджета.

Регулирующий орган должен осуществлять жесткий финансовый контроль предприятий ЖКХ, проводить учет фактически предоставленных ими услуг и производить пересчет платы при поставке услуг меньшего объема и худшего качества, чем предусмотрено нормативами. При этом предприятия ЖКХ обязаны вернуть потребителям излишне уплаченные средства, возместить материальный и моральный ущерб.

Государство должно предоставлять гарантии инвестиционным проектам, направленным на модернизацию ЖКХ.

Для удобства потребителей документооборот в жилищно-коммунальных службах и системе оплаты коммунальных услуг должен быть переведен с бумажных на электронные носители.

Реализация указанных мер, по оценкам, позволит снизить коммунальные тарифы в среднем не менее чем на 30%.