Налоговый учет внереализационных расходов

Перечень внереализационных расходов, принимаемых к налоговому учету по налогу на прибыль, приведен в ст. 265 НК РФ. Так же, как и в отношении внереализационных доходов, целесообразно оформлять отдельную справку по каждому виду внереализационных расходов - независимо от того, учитываются ли они на одном рабочем месте или на разных.

При разработке форм бухгалтерских справок по внереализационным расходам также следует исходить из объемов и периодичности поступления таких расходов. Если внереализационные доходы являются нерегулярными, достаточно разработать одну форму с указанием всех видов доходов, которые в течение всего отчетного периода могут поступить. В этом случае указание всего перечня в форме справки целесообразно, исходя из того, чтобы можно было идентифицировать виды доходов с номером строки в данной форме первичного учета.

Расходы на содержание переданного по договору аренды (лизинга) имущества

Первым видом внереализационных расходов, указанных в ст. 265 НК РФ, являются расходы на содержание переданного по договору аренды (лизинга) имущества (включая амортизацию по этому имуществу).

Для организаций, предоставляющих на систематической основе за плату во временное пользование и (или) временное владение и пользование свое имущество и (или) исключительные права, возникающие из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности, расходами, связанными с производством и реализацией, считаются расходы, связанные с этой деятельностью.

Как правило, сдача зданий, сооружений или иных объектов основных средств не является основным видом деятельности. Следовательно, в том случае, когда организация сдает в аренду временно неиспользуемые объекты, суммы арендной платы в бухгалтерском учете отражаются в составе прочих доходов, а не в составе доходов от реализации услуг. Соответственно и расходы по содержанию такого имущества относятся к категории прочих расходов.

В зависимости от условий заключения договора аренды объекты основных средств могут учитываться как на балансе арендодателя, так и на балансе арендатора. В последнем случае амортизация начисляется арендатором и, значит, в состав внереализационных расходов арендодателя относиться не может.

То же относится к коммунальным расходам по содержанию арендованного имущества, а также к работам по ремонту и техническому обслуживанию таких объектов. Если договор поставок коммунальных услуг заключен с арендодателем, налогоплательщик оплачивает все полученные услуги, а на внереализационные расходы списывает стоимость услуг в части, относящейся к арендованному имуществу.

Работы по ремонту объектов основных средств, переданных в аренду, также могут оплачиваться либо арендатором, либо арендодателем. В последнем случае стоимость работ относится к внереализационным расходам организаций.

Из перечня расходов, которые могут возникать при содержании имущества, переданного в аренду, следует, что соответствующие бухгалтерские справки будут составляться на нескольких рабочих местах.

В том случае, когда в аренду передается комплекс зданий и сооружений или иных объектов основных средств, целесообразно оформлять справку о начисленной амортизации по форме, предусмотренной для объектов основных средств, используемых в основной деятельности (не передаваемых в аренду) - с дифференциацией по группам объектов основных средств, методам начисления амортизации и нормам амортизации.

В том случае, если во временное пользование передаются объекты интеллектуальной собственности (объекты нематериальных активов), справка о суммах начисленной амортизации составляется по аналогичной форме.

Составление бухгалтерской справки о расходах по оплате труда работников, занятых на обслуживании или эксплуатации объектов основных средств, переданных в аренду, вряд ли возможно. Для того чтобы такое списание было правомерным, необходимо наличие отдельного структурного подразделения, основными функциями которого является содержание и эксплуатация таких объектов. Но это означает, что аренда является основным видом деятельности, а расходы по содержанию объектов должны учитываться в составе общих расходов, а не внереализационных. Если же суммы начисленной заработной платы (с начислениями) в соответствии с принятой учетной политикой распределяются по видам деятельности, то это распределение осуществляется со счетов учета производственных затрат (25 «Общепроизвод-ственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 23 «Вспомогательные производства» и т.д.).

Расходы в виде процентов по долговым обязательствам

Расходом признаются проценты по долговым обязательствам любого вида вне зависимости от характера предоставленного кредита или займа (текущего и (или) инвестиционного). Расходом признается только сумма процентов, начисленных за фактическое время пользования заемными средствами (фактическое время нахождения указанных ценных бумаг у третьих лиц) и доходности, установленной эмитентом (ссудодателем). (С 2005 года разрешено включать в расходы проценты, уплаченные в связи с реструктуризацией задолженности по налогам и сборам. Теперь это прямо записано в обновленной редакции ст. 265 НК РФ). Реструктуризация задолженности - один из методов управления государственным долгом, используя который должник добивается пересмотра первоначального графика погашения и обслуживания государственного долга. Заем - экономическая операция, состоящая в получении (выдаче) денег (вещей) в долг, в результате которой одна сторона (заимодавец) передает другой (заемщику) в собственность (пользование) деньги (вещи), а заемщик обязуется их возвратить на определенных оговоренных условиях. Кредит - экономическая сделка, при которой один партнер предоставляет другому денежные средства или имущество на условиях срочности, возвратности и платности.

При принятии к налоговому учету сумм начисленных процентов по долговым обязательствам следует учитывать ограничения, установленные ст. 269 НК РФ: расходом признаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида при условии, что размер начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же отчетном периоде на сопоставимых условиях.

При этом существенным отклонением размера начисленных процентов по долговому обязательству считается отклонение более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от среднего уровня процентов, начисленных по долговому обязательству, выданному в том же квартале на сопоставимых условиях. При отсутствии долговых обязательств, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,1 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях, и на 15 процентов - по кредитам в иностранной валюте. Рефинансирование - погашение старой задолженности путем принятия новых обязательств.

Проценты по заемным средствам в условных единицах при отсутствии долговых обязательств, выданных на сопоставимых условиях, включают в расходы в пределах ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раза. Изменение действует с начала 2006 года. Также с 2006 года уточнен порядок учета расходов по кредитам и займам. Расходом признается сумма процентов, начисленных исходя из доходности, первоначально установленной эмитентом (ссудодателем) в условиях эмиссии (выпуска, договора), но не выше фактической. Уточнено, на какую дату брать ставку рефинансирования ЦБ РФ, рассчитывая норматив по процентам.

Если процентная ставка по кредиту не меняется вплоть до погашения долга, в расчет норматива надо принимать ставку рефинансирования ЦБ РФ, установленную на день заимствования. Во всех других случаях норматив нужно рассчитывать исходя из ставки рефинансирования, действующий в день начисления процентов.

Расширено понятие «контролируемая задолженность», по которой нужно рассчитывать предельную величину процентов. В частности, контролируемой считается задолженность перед российской организацией, которая аффилирована по отношению к иностранной компании, владеющей более чем 20% уставного капитала заемщика.

Таким образом, для того чтобы обеспечить исключение неправомерного отнесения на расходы (на уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль) уплаченных процентов, необходима организация полноценного налогового учета подобных платежей. При этом учетная схема должна предусматривать возможность раздельного ведения учета процентов (уплаченных или подлежащих уплате) в пределах среднего процента, в пределах среднего процента, увеличенного на 20 процентов, и, наконец, сумм, превышающих последний предел.

Налоговый учет в данном случае может быть организован порядком, установленным для учета соответствующего вида внереализационных доходов.

3. Расходы налогоплательщика, применяющего метод начисления,
на формирование резервов по сомнительным долгам

Порядок формирования сумм создаваемого резерва сомнительных долгов для целей финансового учета и для целей налогообложения различается принципиально. Инструкция по применению Плана счетов устанавливает порядок образования этого резерва посредством единовременного списания суммы, подтвержденной материалами инвентаризации расчетов, с дебета счета 91 «Прочие доходы и расходы» в кредит счета 63 «Резервы по сомнительным долгам». В течение всего года, на который этот резерв создан, сумма, числящаяся на счете 63, фактически ни списанию, ни изменению не подлежит. Это обусловлено тем, что сомнительный долг образуется, как правило, в течение года, предшествующего тому, на который создается соответствующий резерв, а срок исковой давности (то есть срок, по истечении которого сумма резерва может быть списана) ГК РФ установлен в три года. В конце года сумма ранее созданного резерва обратной проводкой зачисляется на счет 91, и при необходимости создается новый резерв - уже исходя из результатов новой инвентаризации расчетов.

Ст. 266 НК РФ устанавливает другой порядок: в конце года по результатам инвентаризации определяется только сумма, подлежащая зачислению в резерв, а сам резерв создается в течение всего года, посредством списания со счета учета прочих расходов на счет учета резервов
1/12 расчетной суммы за каждый месяц. НК РФ прямо не устанавливает, но предполагает возможность изменения первоначально определенной суммы, исходя из изменений состояния расчетов с сомнительными должниками.

Кроме того, документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета не установлены какие-либо ограничения по созданию резерва в зависимости от срока образования сомнительной задолженности. НК РФ такие ограничения устанавливает:

- сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной в конце предыдущего отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется следующим образом:

- по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 дней - в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;

- по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 дней (включительно) - в сумму резерва включается 50 процентов от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности;

- по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней - не увеличивает сумму создаваемого резерва.

НК РФ установлен и максимальный размер создаваемого резерва: сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10 процентов от выручки отчетного (налогового) периода.

Федеральным законом № 58-ФЗ в ст. 266 НК РФ, регулирующую порядок создания и использования резерва по сомнительным долгам, внесено одно уточняющее дополнение - сомнительным долгом признается не всякая задолженность перед налогоплательщиком, а только та, которая возникла в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг. То, что резерв может создаваться только под те долги, которые обусловлены осуществлением операций в рамках производственной и торговой деятельности, представляется очевидным.

Однако прежняя редакция п. 1 ст. 266 допускала расширительное толкование. Причем, в результате толкования создавалась парадоксальная ситуация - непосредственно расходы, не связанные с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг, в налоговом учете отражены быть не могут, а через создание резерва - не исключалось. Закон № 58-ФЗ существенно сузил понятие такого долга.

В п. 1 ст. 266 НК РФ сказано, что сомнительной признается задолженность, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг. В резерв нельзя включить задолженности по реализованным правам требования.

В бухучете в резерв по сомнительным долгам также можно включать только задолженности по реализованным товарам, работам и услугам. Это прописано в п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, которое утверждено Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н.

Например, организацией создан резерв сомнительных долгов (для целей финансового учета) в размере 1000 тыс. руб. Все суммы долгов приняты в абсолютном выражении. В том числе, по долгам со сроком образования свыше 90 дней -500 тыс. руб., от 45 до 90 - 400 тыс. руб., менее 45 дней - 100 тыс. руб. Общая сумма выручки от реализации в налоговом периоде составила 5500 тыс. руб. Для целей налогообложения резерв может быть принят в сумме 550 тыс. руб.: 500 + + 400 : 2 > 5500 × 10%.

Для корректировки данных и расчета предельного размера резерва целесообразно разработать форму аналитического учета (например, аналогичную представленной в табл. 1).

Таблица 1

 

Расчет резерва сомнительных долгов на 2005 год (по данныминвентаризации расчетов
по состоянию на 01.01.2005 г.)
тыс. руб.

 

Наименование организации-должника

Сумма долга

Дата образования задолженности

Создан резерв для целей финансового учета

Принимается для целей налогообложения

Предприятие № 1

200

05.08.04

200

200

Предприятие № 2

200

10.09.04

200

200

Предприятие № 3

100

29.09.04

100

100

Предприятие № 4

400

12.10.04

400

200

Предприятие № 5

100

17.11.04

100

0

Итого:

 

 

1000

700

Справочно: выручка от реализации (предполагаемая) в 2005 году

5500

Всего создан резерв

 

 

1000

550

Следует также иметь в виду, что НК РФ специально оговаривает, что резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в порядке, установленном НК РФ. Это значит, что созданный резерв может быть использован только при списании долгов прошлого налогового периода (календарного года). Новые долги, образовавшиеся в течение года, на который создан резерв, могут быть либо списаны непосредственно на внереализационные расходы (при наличии достаточных оснований), либо в следующем году - за счет вновь созданного или скорректированного резерва.

Налоговый учет может быть организован тем же порядком, что и учет расходов по созданию резерва на ремонт основных средств. Разница состоит в том, что резерв сомнительных долгов может создаваться (или уточняться) не чаще четырех раз в год - по итогам отчетного периода.

Расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств

Расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств включают суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, а также расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен (расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества), охрану недр и другие аналогичные работы.

Наиболее распространенными при этом являются расходы, связанные с ликвидацией объектов основных средств и незавершенного строительства. Разница в оформлении бухгалтерских справок состоит в том, что во втором случае не учитываются суммы недоначисленной амортизации (которая, как известно, по объектам незавершенного строительства не начисляется). Сумма недоначисленной амортизации арифметически равняется остаточной стоимости ликвидируемого объекта.

Отдельное списание сумм начисленной заработной платы работникам, занятым ликвидацией объектов основных средств, правомерно тогда, когда это можно определить с достаточной степенью точности, если работы осуществляются обособленным подразделением, или начисления производятся по отдельным нарядам. В этом случае в расчетно-платежной ведомости суммы заработной платы, начисленной по этому основанию, должны быть выделены.

Одновременно с определением внереализационных расходов по ликвидации объектов основных средств должны быть определены и внереализационные доходы, в частности, от оприходования (или реализации) материалов от разборки ликвидируемых объектов. При реализации материалов к налоговому учету будут также приняты суммы налогов. Таким образом, общая сумма расходов, принятых к уменьшению налоговой базы, определится как разница между суммой всех расходов и доходов. Ранее в бухгалтерском учете все доходы и расходы предварительно учитывались на счете 47, после чего списывались на счет учета финансовых результатов. По новому Плану счетов все доходы и расходы учитываются раздельно. Следовательно, и бухгалтерские справки должны составляться на разных рабочих местах.

Расходы, связанные с консервацией и расконсервацией производственных
мощностей и объектов, в том числе затраты на содержание
законсервированных производственных мощностей и объектов

Эксплуатация объектов основных средств в условиях рыночной экономики и неравномерности объемов государственного заказа связана с необходимостью консервации объектов основных средств. Ст. 265 НК РФ предусматривает возможность включения в состав внереализационных расходов; расходов, связанных с консервацией и расконсервацией производственных мощностей и объектов, в том числе затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов.

В общем случае расходы по консервации и расконсервации объектов основных средств осуществляются в разные отчетные периоды (консервацией для целей налогообложения и для целей бухгалтерского учета считается неиспользование объекта в течение более трех месяцев подряд). Однако в принципе возможна ситуация, когда расходы по консервации и расконсервации объектов отражаются в одной бухгалтерской справке. Речь идет о ситуации, когда в течение одного календарного месяца (или квартала) одни объекты ставятся на консервацию, а другие выводятся из нее.

Заработная плата работникам, занятым на работах, связанных с консервацией объектов основных средств, выделяется в отдельную справку в том случае, если по правилам бухгалтерского учета эти затраты обособляются.

Судебные расходы и арбитражные сборы

В том случае, когда возникает необходимость судебных или арбитражных разбирательств с государственными органами или участниками хозяйственных отношений, осуществляются расходы, которые не имеют непосредственного отношения к производственной деятельности.
В соответствии со ст. 265 НК РФ такие расходы относятся к внереализационным.

Расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба

Налоговый учет в данном случае может быть организован тем же порядком, что и налоговый учет финансовых санкций, подлежащих получению (признанных должниками или присужденных арбитражными органами).

Данный вид расходов может осуществляться в пользу дебиторов и кредиторов. Следовательно, в бухгалтерском учете суммы финансовых санкций могут отражаться по кредиту счета 62 (уменьшая дебиторскую задолженность) или по кредиту счета 60 - увеличивая задолженность перед поставщиком или подрядчиком. Более точным является использование счета 76 субсчет «Расчеты по претензиям».

В соответствии с НК РФ в налоговом учете отражаются только расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу; штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба. Если возможность взыскания санкций или возмещения ущерба предусмотрена договором, но сам факт взыскания не подтвержден плательщиком или судебным органом, ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете такие доходы не отражаются.

В виде не подлежащих компенсации из бюджета расходов на проведение работ
по мобилизационной подготовке

Организации, имеющие на балансе мобилизационные мощности, получают суммы бюджетного финансирования на обеспечение расходов, связанных с содержанием таких мощностей. Суммы, подлежащие получению, в бухгалтерском учете отражаются по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» и дебету счета 16«Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

По мере поступления средств - дебетуются счета учета денежных средств (51 «Расчетные счета» или 55 «Специальные счета в банках» - если для учета поступления и расходования полученных средств открывается отдельный счет в кредитном учреждении). Осуществленные расходы списываются в дебет счета 86 непосредственно со счетов учета производственных затрат, либо предварительно аккумулируются на счете 20 (или 23). В любом случае наиболее рациональной представляется схема, при которой превышение сумм расходов над суммами бюджетного финансирования отражаются как превышение дебетовых оборотов по счету 86 над кредитовыми (дебетовое сальдо по счету 86).

Кроме перечисленных выше, в составе внереализационных учитываются следующие виды расходов:

- расходы на организацию выпуска собственных ценных бумаг, в частности на подготовку проспекта эмиссии ценных бумаг, изготовление или приобретение бланков, регистрацию ценных бумаг; расходы, связанные с обслуживанием собственных ценных бумаг, в том числе расходы на услуги реестродержателя, депозитария, платежного агента по процентным (дивидендным) платежам; расходы, связанные с ведением реестра, предоставлением информации акционерам в соответствии с законодательством Российской Федерации, и другие аналогичные расходы;

- расходы, связанные с обслуживанием приобретенных налогоплательщиком ценных бумаг, в том числе оплата услуг реестродержателя, депозитария; расходы, связанные с получением информации в соответствии с законодательством Российской Федерации, и другие аналогичные расходы;

- расходы по операциям с тарой;

- расходы в виде сумм налогов, относящихся к поставленным товарно-материальным ценностям, работам, услугам, если кредиторская задолженность (обязательства перед кредиторами) по такой поставке списана в отчетном периоде;

- расходы на услуги банков, в том числе связанные с установкой и эксплуатацией электронных систем документооборота между банком и клиентами, в том числе систем «клиент-банк»;

- расходы на проведение ежегодного собрания акционеров (участников, пайщиков), в частности расходы, связанные с арендой помещений, подготовкой и рассылкой необходимой для проведения собраний информации, и иные расходы, непосредственно связанные с проведением собрания. (С 2006 года уточнен порядок учета расходов на собрания учредителей. Во внереализационные расходы можно включать средства, истраченные на проведение любых собраний акционеров, участников и пайщиков);

- расходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок;

- расходы в виде отчислений организациям, входящим в структуру РОСТО, для аккумулирования и перераспределения средств в целях обеспечения подготовки в соответствии с законодательством Российской Федерации граждан по военно-учетным специальностям, военно-патриотического воспитания молодежи; развития авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта.

- другие обоснованные расходы.

Перечисленные виды расходов не являются широко распространенными. Поэтому подробный комментарий не представляется целесообразным. Форма бухгалтерских справок определяется, исходя из экономического содержания произведенных расходов.

Федеральным законом № 58-ФЗ в статью 265 НК РФ внесен ряд изменений, причем часть из них представляется весьма существенной.

В качестве внереализационных расходов теперь будут учитываться (наряду с процентами по долговым обязательствам любого вида) также расходы в виде процентов, уплачиваемых в связи с реструктуризацией задолженности по налогам и сборам в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации. Слова «любого вида» формально распространяли действие нормы подп. 2 п. 1 ст. 2б5 НК РФ и на проценты по указанной задолженности.

Однако, то обстоятельство, что в ряде других статей долговые обязательства в рамках хозяйственных договоров и долговые обязательства перед бюджетом регулировались отдельно, возникала определенная неясность в правомерности принятия расходов по процентам, уплаченным в связи с реструктуризацией налоговой задолженности, к налоговому учету.

Порядок списания задолженности устанавливается Правительством РФ по группам организаций или по отдельным налогоплательщикам.

В частности, Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 259 утвержден Порядок списания задолженности по пеням и штрафам с организаций, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности государства или социально-экономическую значимость, в отношении которых решения о реструктуризации задолженности по налогам и сборам перед федеральным бюджетом. В развитие этого Постановления Приказом Минфина РФ от 21 октября 2004 г. № 91н были утверждены Правила списания задолженности по пеням и штрафам с организаций, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности государства или социально-экономическую значимость, в отношении которых решения о реструктуризации задолженности по налогам и сборам перед федеральным бюджетом, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам принимались Правительством РФ.

Одновременно уточнен текст абзаца второго подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ. При этом размер расходов (в виде процентов по долговым обязательствам), который может быть принят к налоговому учету, ограничен - сумма процентов, учитываемая в качестве расхода, исчисляется, исходя из первоначальной доходности, установленной эмитентом(ссудодателем) в условиях эмиссии (выпуска, договора), но не выше фактической (ранее было указание только на доходность, установленную эмитентом (ссудодателем) - без уточнения о том, что она первоначальная).

Ограничение суммы расходов фактической доходностью представляется очевидным - если фактические расходы ниже первоначально объявленной доходности, налоговая база может быть уменьшена только на те суммы, которые реально были начислены и перечислены заимодателю. Изменениями, внесенными в подп. 5 п. 1 ст. 265 ПК РФ, установлено, что расходы в виде отрицательной курсовой разницы, возникающей от переоценки ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, более не учитываются в составе внереализационных расходов (так же как суммы положительной переоценки данного вида активов не учитываются в составе внереализационных доходов).

Изменения, внесенные в подп. 16 п. 1 ст. 265 НК РФ, обусловлены изменением законодательного регулирования порядка и периодичности выплаты дивидендов. В соответствии со ст. 42 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» общество вправе по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года и (или) по результатам финансового года принимать решения (объявлять) о выплате дивидендов по размещенным акциям. Решение о выплате (объявлении) дивидендов по результатам первого квартала, полугодия и девяти месяцев финансового года может быть принято в течение трех месяцев после окончания соответствующего периода. Таким образом, возникло определенное несоответствие между нормами налогового и гражданского законодательства - возможность проведения собраний акционеров чаще одного раза в год законодательно закреплена, а порядок списания расходов, связанных с проведением собраний, не был установлен. То есть фактически расходы на проведение всех собраний, кроме ежегодных, должны были возмещаться за счет средств чистой прибыли и не уменьшали налоговую базу.

В новой редакции подп. 16 п. 1 ст. 265 НК РФ слова «ежегодного собрания» заменены словом «собраний». Таким образом, теперь в составе внереализационных расходов могут быть учтены затраты на проведение любого количества собраний акционеров, участников или пайщиков - организаций всех организационно-правовых форм.

Наиболее существенной является норма вновь введенного подп. 19-1 п. 1 ст. 265 НК РФ, в соответствии с которой в составе внереализационных учитываются расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности объема покупок. В бухгалтерском учете подобные скидки или премии отдельно не отражаются - сумма валовой (бухгалтерской) прибыли уменьшается автоматически на счетах учета продаж.

Будет полезно почитать по теме: