Другие прочие расходы

Суммы комиссионных сборов и иных подобных расходов

Проблемы при учете данного вида расходов могут возникнуть в связи с тем, что соответствующими Положениями по бухгалтерскому учету предусмотрено включение подобных услуг в стоимость приобретаемых объектов основных средств, объектов нематериальных активов и материально-производственных запасов. НК РФ в той части, которая регулирует учет материальных затрат и формирование первоначальной стоимости амортизируемого имущества, прямо не оговаривает, включать или не включать стоимость комиссионных сборов в стоимость приобретаемого имущества (а работы и услуги сторонних организаций могут быть связаны с процессом приобретения). Тем не менее более правильным представляется списание сумм комиссионных сборов на прочие расходы только тогда, когда это не связано с осуществлением других видов затрат (материальных и амортизации). В бухгалтерском учете такие суммы учитываются, как правило, на счетах 26 «Общехозяйственные расходы» и 44 «Расходы на продажу»».

Расходы на оплату юридических и информационных услуг

Здесь так же, как и в случае с комиссионными расходами, возможны ошибки, связанные с неправильным отнесением расходов. В состав прочих затрат можно относить только оплату юридических и информационных услуг, которые не связаны непосредственно с приобретением имущества. Услуги, оказанные при покупке или создании объектов основных средств, объектов нематериальных активов, материально-производственных запасов или товаров, должны включаться в стоимость приобретенных активов, как того требуют стандарты бухгалтерского учета.

Таким образом, по данному виду расходов в налоговом учете отражаются затраты, списанные на счет 26 «Общехозяйственные расходы» или 44 «Издержки обращения» в бухгалтерском учете, экономическое содержание которых соответствует наименованию вида расходов.

Бухгалтерская справка оформляется тем же порядком, что и справки для налогового учета расчетов с поставщиками работ и услуг.

Плата государственному и (или) частному нотариусу

Данный вид расходов имеет место на последнем этапе заключения хозяйственных договоров в том случае, когда такие договоры требуют нотариального оформления.

Для целей налогообложения такие расходы принимаются в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке. Это требование распространяется не только на формирование налоговой базы по налогу на прибыль, но и должно учитываться при определении налоговой базы по НДС (так как в соответствии с налоговым законодательством к налоговому вычету могут приниматься только суммы налога по стоимости расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль). С 2005 года тарифы за нотариальное оформление фактически являются суммами государственной пошлины, ставки которой установлены гл. 25.2 НК РФ.

В бухгалтерском учете при этом операции отражаются по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и 51 «Расчетные счета».

Аналогичным порядком в бухгалтерском и налоговом учете отражаются платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество и землю, сделок с указанными объектами, платежи за предоставление информации о зарегистрированных правах, оплата услуг уполномоченных органов и специализированных организаций по оценке имущества, изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости.

В данном случае речь идет не о текущей деятельности, а об обеспечении организации необходимыми активами.

Расходы на аудиторские услуги

Расходы на аудиторские услуги связаны с проверкой достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности. Законодательством РФ обязательность проведения аудиторской проверки установлена не для всех субъектов предпринимательской деятельности, а только тех, которые отвечают определенным критериям. Однако в действующей редакции подп. 17 п. 1 ст. 264 НК РФ указание на то, что расходы должны проводиться в соответствии с законодательством РФ. Таким образом, если аудиторская проверка проводится другими экономическими субъектами или по инициативе организации в период между обязательными проверками, расходы по оплате услуг, связанных с такой проверкой, на уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль, относятся в общем порядке.

Налоговый учет по данному виду расходов организуется и ведется порядком, установленным для учета операций по расчетам с поставщиками услуг, и особенных проблем вызвать не может.

Расходы на оплату услуг по управлению организацией или отдельными ее подразделениями

Данный пункт закрепляет, во-первых, право организации на привлечение сторонних менеджеров (не входящих в штат организации), а, во-вторых, закрепляет обязанность или возможность распределения части общехозяйственных расходов и, возможно, расходов на продажу (в порядке, установленном учетной политикой организации) между головной организацией и структурными подразделениями, выделенными на отдельный баланс.

Оплата услуг специализированных сторонних организаций, ведущих бухгалтерский учет, к данному виду расходов отнесена быть не может, так как она выделена в отдельный вид.

Налоговый учет организуется и ведется порядком, установленным для учета расчетов с поставщиками товаров работ или услуг.

Аналогичным порядком может быть организован учет расходов на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производ-ством и реализацией товаров (работ, услуг). Подобные расходы осуществляются посредством оплаты указанных услуг сторонних организаций. Исследование конъюнктуры рынка работниками организации производится, как правило, в рамках выполнения ими своих функциональных обязанностей и в отдельный вид затрат (ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете) не выделяется.

Расходы на публикацию бухгалтерской отчетности, а также публикацию
и иное раскрытие другой информации

В настоящее время обязанность публиковать бухгалтерскую отчетность возложена только на открытые акционерные общества (один раз в год - не позднее 30 июня за прошлый отчетный год). Что касается другой информации, то речь идет о требовании п. 6 ст. 15 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», которым установлено, что акционерное общество в случае принятия решения о реорганизации общества, оно обязано не только уведомить кредиторов о принятом решении, но и опубликовать его в печати. П. 1 ст. 30 Закона «Об акционерных обществах» аналогичное требование установлено для случаев принятия решения об уменьшении уставного капитала.

 

Расходы на канцелярские товары

Размер расходов никак не ограничен, как нет и определения того, какие виды товаров могут быть отнесены к канцелярским. В данном случае необходимо руководствоваться назначением приобретенного товара, а также тем, где он будет использоваться (калькулятор, приобретенный для начальника производственного отдела, относится к канцелярским расходам, а бланки накладных для цеховой кладовой могут включаться и в состав материальных затрат - то есть в бухгалтерском учете списываться непосредственно на счет 20 «Основное производство»).

Канцелярские товары чаще всего приобретаются за наличный расчет и, как правило, выдаются сотрудникам, минуя склад. Это не значит, что они не должны приходоваться по складу. Следовательно, в любом случае (независимо от того, оплачены канцелярские товары безналичным порядком или наличными деньгами) бухгалтерская справка должна составляться.

Расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги

Расходы налогоплательщика на почтовые, телефонные, телеграфные услуги и другие подобные услугивключаютрасходы на оплату услуг связи, вычислительных центров и банков, включая расходы на услуги факсимильной и спутниковой связи, электронной почты, а также информационных систем (СВИФТ, Интернет и иные аналогичные системы). (С 1 января 2006 года взносы, уплачиваемые организациям, которые предоставляют платежные системы и электронные системы передачи информации, включаются в прочие расходы, связанные с производством и реализацией).

Так как предполагается оплата данных услуг специализированным организациям безналичным порядком и оплата почтово-телеграфных расходов наличными деньгами (включая приобретение знаков почтовой оплаты), в общем случае по данному виду расходов могут быть оформлены две справки.

Расходы по оплате знаков почтовой оплаты (почтовых марок), как и других денежных документов, принимаются к налоговому учету после их фактического использования - в данном случае - передачи марок материально ответственному лицу (экспедитору или делопроизводителю).

Расходы, связанные с приобретением права на использование
программ для ЭВМ и баз данных

К указанным расходам также относятся расходы на обновление программ для ЭВМ стоимостью менее 10 000 рублей и баз данных.

То, что гл. 25 НК РФ выделяет подобные расходы, связано, во-первых, с развитием автоматизации учетных процессов, а, во-вторых, с приведением требований налогового законодательства в соответствии со стандартами бухгалтерского учета (ПБУ 10/99 и ПБУ14/2000). В бухгалтерском учете расходы, связанные с правами на интеллектуальную собственность, списываются посредством начисления амортизации (по объектам нематериальных активов) - бухгалтерская проводка: дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы» кредит счета 05 «Амортизация нематериальных активов». Обновление баз данных оформляется порядком, установленным для принятия к учету услуг сторонних организаций - бухгалтерская проводка: дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы» кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Приобретение программ общего назначения (необусловленных использованием авторского права) оформляется порядком, установленным для учета материально-производственных запасов: дебет счета 10 «Материалы» кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Пока в документах системы нормативного регулирования бухгалтерского учета нет стоимостного критерия по списанию расходов на интеллектуальную деятельность на расходы. Возможность такого списания может быть существенно ограничена проблемами налогообложения налогом на имущество (для которого используются данные бухгалтерского учета).

Таким образом, в налоговом учете права на использование программ для ЭВМ и баз данных стоимостью свыше 10 тыс. руб. отражаются порядком, установленным для объектов нематериальных активов. Если стоимость прав ниже этой цифры, расходы списываются единовременно.

Расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов

НК РФ не уточняет, существуют ли какие-то особенности налогового учета расходов на подготовку и освоение новых производств. В бухгалтерском учете подобные расходы, как правило, учитываются не единовременно, а в течение определенного периода (периода освоения нового производства или оборудования) - с момента осуществления расходов до выхода на проектную мощность. При этом наиболее целесообразным представляется списание произведенных расходов пропорционально объемам выпущенной продукции, выполненных работ или оказанных услуг. Несмотря на то, что в налоговом законодательстве подобных рекомендаций пока нет, целесообразно использовать схему, применяемую в бухгалтерском учете. К занижению налоговой базы по налогу на прибыль это не приведет. С другой стороны, такая схема будет в более полной мере соответствовать экономическому содержанию операции и исключит вероятные проблемы с налоговой инспекцией.

Аналогичным порядком могут отражаться в налоговом учете расходы некапитального характера, связанные с совершенствованием технологии, организации производства и управления.

Расходы по договорам гражданско-правового характера

Здесь можно только подчеркнуть, что ранее подобные расходы учитывались в элементе «расходы на оплату труда». Если бухгалтерский и налоговый учет в организации ориентированы на такое отнесение расходов по договорам гражданско-правового характера, то в учет необходимо внести соответствующие изменения. Что же касается организации собственно налогового учета на уровне первичных учетных документов, то следует заметить, что подобные расходы могут осуществляться либо перечислением начисленных сумм безналичным порядком или выплата их через кассу.

Взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев
на производстве и профессиональных заболеваний

Имеются в виду взносы в Фонд соцстраха РФ. Прочие взносы в государственные внебюджетные фонды, вносимые в виде единого социального налога, учитываются в составе расходов на оплату труда (ранее они выделялись в отдельный элемент затрат). Ряд авторов считает, что не будет большой ошибкой не составлять отдельную справку по данному виду расходов, а включать их в справку, где начисляются платежи по ЕСН.

Потери от брака

По данному виду расходов следует учитывать то, что к налоговому учету принимаются только суммы окончательного брака - за минусом сумм, отнесенных на счет виновных лиц или организаций. Уменьшение сумм брака на суммы стоимости материалов, оприходованных от производственного брака, представляется неправомерным - такие материалы должны приходоваться обособленно и учитываться в составе внереализационных доходов (аналогично материалам от демонтажа объектов основных средств).

 

Суммы выплаченных подъемных

Речь идет о суммах, выплаченных подъемныхв пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. Следует обратить внимание на то, что указанные расходы отражаются в составе прочих (а не в составе расходов на оплату труда), хотя их осуществление, как правило, непосредственно связано с привлечением и приемом работников.

Расходы, связанные с представлением форм и сведений государственного
статистического наблюдения

Перечень расходов, приведенный в ст. 264 гл. 25 НК РФ, не является исчерпывающим, то есть в состав расходов могут быть включены и другие виды затрат, непосредственно связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг).

Для того чтобы такие расходы могли быть приняты к налоговому учету, необходимо, чтобы они были обоснованными (имели прямое отношение к процессам производства, реализации или управления) и документально подтверждены.

Налогоплательщикам, уплачивающим страховые взносы не только в бюджет, но и по договорам добровольного страхования, следует иметь в виду, что в составе прочих расходов также могут отражаться платежи (взносы) работодателей по договорам, заключенным в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за первые два дня нетрудоспособности. Расходы принимаются к налоговому учету порядком, установленным для аналогичных платежей, учитываемых в составе расходов на оплату труда - в размере, не превышающем 3-х процентов суммы расходов на оплату труда.

Кроме того, другими подпунктами п. 1 ст. 264 НК РФ предусмотрено включение в состав прочих расходов затрат, которые обусловлены отраслевой спецификой производства (или иной предпринимательской деятельности).